Focal, Focal-JMlab, Focal JMlab — французская компания, выпускающая динамики, домашнюю и профессиональную акустику и наушники, а также аксессуары для аудиосистем.
Начало: стремление к инновациям
История бренда началась в 1979 году, когда инженер Жак Мауль (Jaques Mahul) основал в Сент-Этьене небольшое семейное мероприятие — мастерскую по производству динамиков на базе компании точной механики France Filières, которая принадлежала его отцу. Название получилось двойное, Focal JMlab: вторая его часть означает «Лаборатория Жака Мауля».
Жак Мауль был инженером, журналистом, писавшим о сфере технологий и с 15 лет увлекавшимся хорошим звуком. Сначала он работал главным инженером в компании Audax — и именно на этом посту он первым в Европе разработал твитер с мягким куполом. В собственной мастерской, где помимо него трудился только один человек, в первые годы Мауль производил только динамики, которые поставлял крупнейшим производителям акустических систем.
Затем он решил выпустить акустику под собственным брендом JMlab, и первой моделью стали небольшие полочные колонки DB13, вышедшие в 1980 году: эта модель звучала как более крупная акустика — особенно, в области низких частот. Такого результата удалось добиться благодаря необычному динамику с двойной звуковой катушкой. Поначалу Жак продавал полочники только знакомым, но позже выпустил их на рынок.
Одной из первых важнейших разработок Focal JMlab стал твитер с инвертированным куполом, выпущенный в 1981 году. Этот излучатель получил мембрану из стекловолокна и вскоре стал знаковым элементом техники бренда, как и представленные позже динамики с V-образными и W-образными динамиками.
Отличительной чертой акустики компании стали ярко-желтые диффузоры: для их производства использовался кевлар с арамидными волокнами такого оттенка, который идеально подходил по техническим характеристикам. Стоит отметить и 15-дюймовый низкочастотный динамик с магнитной системой, состоящей из 12 магнитов.
В 1980-х на базе мастерской в итоге появились две компании: вышеупомянутая JMlab, пришедшая от производства акустики малых и средних размеров к производству акустики высокого класса, и Focal, занимавшаяся исследованием и разработкой инновационных излучателей: именно второй бренд знаменит динамиками с композитными диффузорами из полигласса и поликевлара, а также кевларовыми твитерами, которые сменили стекловолоконные.
Поликевлар представлял собой сэндвичную конструкцию, в которой между слоями арамидного волокна находились полые микрогранулы структурированного материала. Полигласс же представлял собой, фактически, россыпь крошечных композитных микрогранул на бумажной подложке: такая схема позволила придать достаточно легкому материалу необходимую жесткость.
Особое внимание при разработке компания уделяла кроссоверу: часто в их акустике тех времен использовались сложные решения вроде фильтров четвертого порядка, которые включали в себя немалое количество элементов.
Приверженность к поиску необычных технологических решений и уверенность в том, что акустика неотделима от используемого в ней динамика, позволили акустике JMlab пробиться на рынок High End-техники — поначалу в родной Франции.
Мировое признание и Utopia
Став лидером на французском рынке, компания начала думать о выходе на мировую арену. Осуществить планы ей удалось с приходом инженера Жерара Кретьена (Gérard Chrétien): он не только увлекался звуком, но и с 1977 года работал главным редактором журнала «L’Audiophile». Он пришел в Focal JMlab в 1990 году — в то же время компания начала поставлять свою акустику в Европу, Юго-Восточную Азию и Северную Америку, а также участвовать в мировых выставках.
Наиболее успешным для Focal стал 1992 год: именно тогда в Японии две аудиосистемы — Vega и Alcor — получили звание «Лучший компонент года». Focal стала первой французской компанией с техникой, получившей такое признание, и после этого еще больше сил выделила на разработку и исследование новых материалов и прототипов.
Так, в 1995 году компания выпустила динамик с W-образным диффузором сэндвичной конструкции, в котором между двумя слоями стекловолокна был зажат пеноматериал, который изначально разрабатывался для авиационных нужд. Эта конструкция и за счет материалов, и за счет формы обеспечивала необходимую жесткость и улучшала демпфирование, при этом не утяжеляя динамик.
Еще одним результатом стали эксперименты с использованием титана и диоксида титана в качестве материалов диффузоров твитера, которые привели в 1995 году к выходу наиболее знаковой серии бренда — Utopia.
Акустика этой серии удивляла не только материалами, но и формой: каждый динамик в ней был расположен в отдельном корпусе, причем корпуса располагались друг относительно друга с небольшим наклоном, напоминая гармошку — такая конструкция позволяла компенсировать временные задержки между, средне-, высоко- и низкочастотной секциями и улучшить фокусировку звука.
Самая крупная система серии Utopia — Grande Utopia — была в разработке три года. Акустика поначалу позиционировалась как нишевое решение, но после вышла на широкий рынок, благодаря восторженным отзывам журналистов.
В Grande Utopia стояли 15-дюймовые низкочастотные динамики Audiom с той самой W-образной диафрагмой и двенадцатью 3-дюймовыми магнитами — они располагались в самом нижнем корпусе из шести. На самом верху установили модуль с 11-дюймовым динамиком, отыгрывающим верхний бас — за ним находился кроссовер в отдельном корпусе.
Между этими модулями инженеры компании установили еще три по схеме d'Appolito: в двух стояли 6,5-дюймовые среднечастотники и в еще одном, по центру, находился 1,2-дюймовый твитер с фирменным инвертированным куполом из титана, покрытого пленкой диоксида титана. Перед твитером была установлена специальная сетка, обеспечивающая равномерное звучание при дисперсии до 30°.
К тому моменту динамики Focal использовали 60 компаний, включая Wilson, Avalon, Thiel и Hales, однако те динамики, которые ставились в акустику серии Utopia, были уникальными. Эта серия до сих пор остается флагманской в каталоге компании, выходя уже в четвертом поколении.
Автомобильная и профессиональная акустика
Одним из важных достижений для Focal стало сотрудничество с автомобильными брендами и выпуск автомобильной акустики. Подразделение автозвука появилось еще в 1989 году: Жак Мауль обожал автомобили и хотел полноценно наслаждаться музыкой в пути.
В 2001 году Focal победила в финале мирового конкурса IASCA в категории «Эксперт» в США. Динамики Focal можно встретить в автомобилях французских брендов — например, Peugeot, суббренда DS Automobiles от Citroen, возрожденного Alpine, а также в итальянских Maserati.
В 2002 году вышло первое обновление серии Utopia с индексом Be: место титановых твитеров заняли бериллиевые. Этот легкий металл, по жесткости превосходящий сталь, до сих пор используется Focal в высокочастотных динамиках. Современные бериллиевые динамики способны играть в диапазоне от 1 до 50 кГц с чувствительностью в 97 дБ.
В 2002 году компания также запустила направление профессиональной акустики Focal Professional, которое существует до сих пор и выпускает студийные мониторы. В том же году компания сосредоточила все производство в Сент-Этьене, стремясь получить максимальный контроль за процессом создания акустики и иметь полное право украшать акустику лейблом «Сделано во Франции». На данный момент, в одном месте производятся три четверти всех компонентов, используемых Focal.
Тогда же Focal и JMlab объединились под именем Focal: все продукты бренда теперь выходили под этим общим именем. Годом позже стартовало сотрудничество с парижским дизайнерским агентством Pineau & Le Porcher, которое добавило внешности акустики Focal немного индустриальности. Именно Pineau & Le Porcher разработали внешний вид линеек Profile и Electra, вышедших в 2005 году, Chorus 2006-го, Utopia 2008-го и Dome 2009-го.
В 2007 году Focal приобрела предприятие по производству корпусов Guy HF в Бурбон-Ланси, что в Саон-э-Луар. В 2008 году вышло третье поколение акустики Utopia, которое включило в себя модели Grande EM, Scala и Diablo.
Домашние кинотеатры, мультимедийные системы
Немало внимания в нулевых Focal уделяла и более доступным аудиосистемам: домашним кинотеатрам, мультимедийной акустике и трифоникам. Все модели отличались уникальным дизайном. Стоить отметить кинотеатральный комплект формата 5.1 Focal Dome с небольшими двухполосными сателлитами, напоминающими формой кресло-яйцо, и плоским сабвуфером.
Также заслуживают упоминания кинотеатральный комплект Little Bird 5.1 в аналогичной конфигурации с широкополосными сателлитами и комплект формата «все-в-одном» Bird 2.1, включавший в себя, помимо округлой компактной стереопары и сабвуфера, еще и управляющий модуль с усилителем и плеером.
Специально для тех, кто предпочитает работать с ноутбуком, Focal выпустила акустику XS Book — активную стереопару с выгнутыми боковыми стенками и расположенным на фронтальной панели фазоинвертором, что позволяло с комфортом разместить узкие корпуса на столе.
Серия получила развитие в формате трифоника: XS 2.1 получила встроенную док-станцию для плееров Apple и USB-ЦАП для связи с компьютерами плюсом к классическому 3,5-мм миниджеку.
Объединение с Naim и выпуск наушников
В 2011 году Focal объединилась с британским брендом Naim и создала холдинг под названием Focal & Naim. Обе компании — хоть и принадлежат одному холдингу — остались независимыми в плане разработки, но начали представлять свое оборудование на международных выставках вместе.
В 2014 году группу компаний приобрела Vervent Audio Group, а Жак Мауль занял пост вице-президента Focal, но в конце года покинул группу. В том же году Focal была отмечена французским правительством знаком «Entreprise du Patrimoine Vivant» (EPV — «Компания с живым наследием») за свой подход к изготовлению громкоговорителей. Подобным ярлыком награждаются те французские предприятия, которые сумели сохранить в высокотехнологичном производстве уникальное ремесленное мастерство.
В 2012 году Focal выпустила первые наушники — Spirit One. Это полноразмерная проводная модель, предназначенная для использования с портативными устройствами: на кабеле расположен пульт, с помощью которого можно управлять воспроизведением и принимать звонки. В качестве излучателей используются динамики с 40-мм майларовыми диафрагмами.
Чуть позже линейка расширилась: в нее вошли наушники Spirit Classic без пульта на кабеле, нацеленные на домашнее прослушивание, и Spirit Professional с четырехметровым витым кабелем, предназначенные для использования в самых различных студиях — от домашних до радио.
Успех серии Spirit побудил компанию продолжать разрабатывать наушники, и в 2016 году появились бюджетная серия Listen (а после — и беспроводной вариант Listen Wireless), домашние открытые наушники Elear и флагманская модель Utopia с диафрагмой М-образной формы, изготовленной из бериллия.
В 2018 году компания выпустила свои первые закрытые хайэндные наушники Elegia, а годом позже — топовые закрытые Stellia.
Наше время: разнообразие в сериях акустики и юбилей
За пять лет Focal запустила в производство несколько линеек акустики. Так, в 2015 году свет увидела серия Sopra, в которую вошли три модели: полочная Sopra №1 и напольные Sopra №2 и №3. В них устанавливались СЧ- и НЧ-динамики с сэндвичными диффузорами с использованием целлюлозных волокон и фирменные вогнутые бериллиевые твитеры.
В 2017-м появилась линейка Kanta, взявшая максимум технологий от старших Scala и Utopia, но предложившая эти технологии в более компактном корпусе и за меньшую стоимость: использовались те же бериллиевые твитеры, а также СЧ- и НЧ-драйверы с диффузорами из материала FLAX, разработанными в Сент-Этьене.
В 2018 году Focal обновила акустику Grande Utopia, представив две модели: четырехполосную Grande Utopia EM Evo и трехполосную Stella Utopia EM Evo. В Grande Utopia установлены пять динамиков: 27-см СЧ/НЧ-динамик с W-образной диафрагмой, два 16,5-см СЧ-драйвера с расположенным между ними бериллиевым твитером и 40-см электромагнитный вуфер. В модели Stella Utopia нет СЧ/НЧ-динамика и вуфер поменьше — всего 33 см.
В 2019 году компания отметила сорокалетие и к этой знаменательной дате выпустила напольную акустику Spectral 40th, вдохновленную старыми моделями компании, выпускавшимися в 90-е годы прошлого века. Это классические башни, без фирменного изгиба, улучшающего согласование, представленного в Utopia и имеющегося в Kanta, Scala и Sopra.
К той же дате приурочены релизы мониторов Solo6 Be 40th с вогнутым бериллиевым твитером и НЧ/СЧ-динамиком с W-образным сэндвичным диффузором. Также были представлены комплект наушников и комплект автомобильных динамиков.
В том же году вышла и новая бюджетная серия акустики Chora, заменившая Chorus. В этой акустике диффузоры НЧ/СЧ-динамиков изготовлены из термопластичного полимера Slatefiber, армированного неткаными переработанными углеродными волокнами. Округлость в дизайне пропала.
Все новые линейки акустики, а также наушники компания разрабатывает на собственных мощностях в Сент-Этьене. Предприятие производит 88% необходимых для производства акустики комплектующих — динамики Focal изготавливает полностью самостоятельно.
Сейчас Focal продолжает разработку новых линеек акустики, наушников, а также отдельных сабвуферов. У нее есть собственный демозал, открытый в 2012 году в Сент-Этьене.
Источники
1. https://en.wikipedia.org/wiki/Focal-JMLab
2. https://www.focal.com/en/dates-and-history-of-focal
3. https://blog.sevenoakssoundandvision.co.uk/home/focal-turns-40-a-look-down-memory-lane