В данный момент финская компания Genelec производит акустические системы и сабвуферы, предназначенные для использования в разнообразных областях: в радиовещании, постпроизводстве, в студийной работе (сведение, мастеринг, мониторинг, диджеинг, домашние студии и прочее), в домашнем аудио, в т.ч. в AV-инсталляциях, в публичных местах и т.д.

В то же время Genelec занимает одну из лидирующих позиций в области производства активных спикеров для профессионального мониторинга.

Счастливый случай

История Genelec Oy началась с одного довольно-таки ординарного случая. Государственная телерадиокомпания Финляндии YLE построила новый радиодом в Хельсинки, который нуждался в самом современном оборудовании.

Работающему в YLE инженеру Юхани Борениусу (Juhani Borenius) было поручено решить вопрос со специализированными колонками, предназначенными для установки в студийных помещениях радиодома.

Илпо Мартикайнен

На одном из тематических семинаров, связанных с акустикой, Юхани встретился со своими друзьями — выпускниками Хельсинского технологического университета и аспирантами кафедры акустики Илпо Мартикайненом (Ilpo Martikainen) и Топи Партаненом (Topi Partanen). Борениус предложил им разработать студийный монитор.

Друзья, которые с детства были «заражены» высококачественным звуком и влюблены в электронику, с энтузиазмом принялись за работу. Желание достичь своей мечты, мотивация и готовность вкладывать свое сердце в любимое дело сыграли свою роль. В итоге, через две недели первый прототип АС был готов. Модель оказалась достаточно перспективной и многообещающей, но требовала доработки.

Первый «выстрел»

Воодушевленные первым успехом, Илпо и Топи занялись доводкой своей колонки и в 1978 году представили уже готовый к серийному производству продукт — активную 3-полосную мониторную акустическую систему S30. В этом же году в Хельсинки они основали компанию Genelec («Генелек» — название происходит от словосочетания Genius Electronics, т.е. «гениальная электроника»).

Вскоре компания переехала в небольшой городок Ийсалми (Iisalmi), расположенный в провинции Северная Савония (Восточная Финляндия). Мастерская Genelec находилась на улице Сатамакату в подвале многоквартирного дома, в котором жил Мартикайнен, и занимала около 190 кв. метров.

Илпо Мартикайнен родился в 1947 году и вырос в фермерском доме, где высоко ценились чтение, знания, иностранные языки, музыка и духовность. Илпо также интересовался механикой и электроникой, что в итоге стало его хобби, а позже и профессией.

«Я был обычным Hi-Fi-любителем, конструирующим свои усилители и акустические системы», — рассказывал о себе Мартикайнен. В итоге, он поступил в технический университет в Хельсинки и получил специальность инженера-акустика. В этом же университете учился его друг и компаньон Топи Партанен.

Спикер S30 стал первым метким «выстрелом» молодой компании и реальным инновационным продуктом, опередившим свое время. Было проведено огромное количество инженерных работ, измерений и тестов. Трехполосная активная модель получила высокоточные регуляторы тембра для ВЧ, СЧ и НЧ, активный кроссовер, схему защиты блока управления и хорошо продуманную топологию встроенных усилителей, подключенных по схеме tri-amping («триампинг» — по одному усилителю для каждой полосы, т.е. для каждого динамика). Специально для S30 был разработан ленточный ВЧ-излучатель, получивший патент.

S30

Первый заказ пришел от итальянской общественной телерадиокомпании RAI, а второй — от YLE. На тот момент в Genelec работали всего четыре человека. Телерадиокомпания YLE сделала крупный заказ на 340 мониторных спикеров и таким образом обеспечила персонал работой на целый год.

Параллельно Genelec начала заниматься оказанием инсталляционных услуг, связанных с воспроизведением и усилением звука. В итоге компании удалось заключить контракты по установке своих аудиосистем в драмтеатрах Финляндии — в том числе в знаменитом Финском национальном театре.

Кроме этого, в силу особых отношений между СССР и Финляндией, Genelec предоставила свои услуги по звукоусилению для зала собраний (конгресс-холла) московской кардиологической больницы и для Московского Цирка. Компания также оснастила своим оборудованием две передвижные студии для YLE, комплекс для проведения концертов и конгрессов Tampere Hall (аналог Дворца культуры, расположенный в финском городе Тампере) и театр Royal Opera в Мадриде.

В 1981 году Genelec отправила партию своих активных мониторов для контрольных комнат немецкой общественной телекомпании ZDF в город Майнц. К этому моменту у компании остро встал вопрос, касающийся расширения производственных мощностей, так как места в подвале катастрофически не хватало.

После долгих поисков, в 1983 году удалось осесть на берегу озера Поровеси в том же городке Ийсалми. С тех пор компания расширила свои мощности в четыре раза. После последнего расширения, помимо производственных площадок, добавились комнаты для обучения и демо-залы для качественного прослушивания.

В 1983 году появились первые чертежи 3-полосной инновационной модели 1022A, которая пошла в производство в 1985 году. Спикер отличался от своих собратьев скругленными антидифракционными формами корпуса и предназначался для средних по площади студий.

Для твитера и СЧ-драйвера в корпусе имелись углубления, которые играли роль неглубоких рупоров-волноводов, способствовали получению более точной диаграммы направленности и позволяли охватить более широкую зону прослушивания.

1022A

По сути данная разработка являлась предтечей знаменитой фирменной технологии Directivity Control Waveguide (DCW), которая впервые была задействована в 1984 году в 3-полосной активной мониторной АС 1022A, а в 1989 году использовалась в крупной активной студийной колонке 1035A.

Благодаря хорошо продуманной конструкции, спикеры Genelec пользовались спросом с самого начала своего появления, поэтому объемы их производства постоянно росли. При этом расширялся и штат сотрудников. Илпо Мартикайнен выразил суть активной мониторной акустической системы так: «Работа мониторного громкоговорителя заключается в том, чтобы говорить правду — нравится вам это или нет».

1035A

Тем не менее, ранние годы существования молодой компании были сравнимы с борьбой за выживание. «В самом начале расходы на научно-исследовательские нужды отнимали большую часть оборотных средств, — вспоминает финансовый менеджер Genelec Ритва Лейнонен (Ritva Leinonen). — Первые 14 лет наш бизнес едва держался на плаву. Показатель EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) был не слишком хорошим, а в некоторые годы даже уходил «в минус». В 80-х нам приходилось иногда сокращать рабочую неделю до четырех дней. К 1992 году жизнеспособность и финансовое положение компании улучшились. И с тех пор все идет хорошо».

Международный бизнес

Genelec активно занималась экспортом своих АС — причем с каждым годом доля экспортной продукции возрастала. К примеру, в 1980 году за рубеж отправилось только 20% продукции, а всего за четыре года этот показатель вырос до 80%. В 90-е годы экспорт достиг пика в 95% и только в 2000-х годах имелось место небольшое снижение до 90%. Среди первых стран, куда были отправлены мониторы Genelec, числились Италия, скандинавские государства, Нидерланды, Австрия, ФРГ и Великобритания.

1019A

Поворотным пунктом для Genelec стала 77-я конвенция международного профессионального общества звукоинженеров AES (Audio Engineering Society), прошедшая в 1985 году в Гамбурге.

Компания представила там целое семейство своих активных акустических систем: компактный студийный двухполосный мини-монитор 1019A, оснащенный двумя усилителями в биампинговом подключении, вещательные мониторы 1022A (три полосы, три усилителя, активный кроссовер) и S30, а также универсальные трехполосные мониторы 1024B и 1025A, которые, помимо радиовещания, можно было использовать в музыкальных студиях для записи, сведения и т.д. В общей сложности, в каталоге фирмы на тот период уже насчитывалось 12 мониторных спикеров.

1025A

В 1986-м Genelec, с целью выхода на восточный рынок, начала сотрудничество с компанией Otaritec Corp. (Япония), которая специализировалась на профессиональном аудиооборудовании, а в 1993 году у финской компании уже имелись дистрибьюторы в 45 странах. В настоящее время продукция Genelec продается в 70 странах.

В 1989 году руководители компании решили свернуть свою деятельность в бизнесе по предоставлению инсталляционных услуг и полностью переключиться на производство мониторных акустических систем.

В 1989 году в Лондоне была представлена массивная трехполосная мониторная модель Genelec 1035A с дюймовым компрессионным твитером в волноводе DCW, парой 5-дюймовых (125 мм) СЧ-драйверов (в DCW-волноводах) и двумя 15-дюймовыми (385 мм) вуферами. К каждой колонке прилагался отдельный модуль, включавший в себя трехканальный усилитель, кроссовер и блок обработки аудиосигнала.

1034A

Спикеры 1035A встраивались в стены студии и предназначались для нейтрального звуковоспроизведения при чрезвычайно высоком уровне звукового давления в больших студийных комнатах. Каждый из таких мониторов весил 142 кг (и это без учета веса модуля).

Спикер стал очень популярным как в Великобритании, так и в крупных японских студиях и, по сути, открыл путь для новых типов мощных мониторов, сочетающих минимальные искажения и ничтожно малое окрашивание с высокой выходной мощностью.

В 1990 году Genelec обрела международное признание в качестве одного из лидеров в производстве студийных мониторов. С 88-го по 90-й годы помимо 1035A были разработаны крупные высокотехнологичные мониторы 1034A и 1033A, которые обеспечивали высокое звуковое давление и предназначались для больших студийных помещений.

1031A

В 1991 году Genelec представила легендарную модель 1031A, которая в 2014-м была включена в легендарный Зал славы TECnology (TECnology Hall of Fame) и вошла в историю аудиоиндустрии. Отбором новых экземпляров в Зал славы занимается жюри, в которое входит более 50 известных экспертов по про-аудио, инженеров и прочих профессионалов-электронщиков.

Колонка 1031A представляла собой 2-полосный активный монитор, помещенный в корпус с двумя вертикально расположенными щелевыми портами фазоинвертора, встроенными во фронтальную панель. Электронная начинка находилась в тыльной части корпуса и включала в себя два 120-Вт усилителя (двухмодульный усилитель), активный кроссовер и контуры защиты от перегрузки для каждого драйвера. Модель оснащалась дюймовым твитером с металлическим куполом, помещенным в неглубокий волновод DCW, и 8-дюймовым СЧ/НЧ-драйвером. Каждый динамик обслуживался отдельным усилителем.

1029A

Хорошие дисперсные характеристики в сочетании с компактными размерами делали 1031A отличным вариантом для работы в качестве универсальных студийных мониторов ближнего поля. Благодаря особой геометрии волновода, использующего фирменную технологию DCW (Directivity Control Waveguide), гарантировалась высокая точность диаграммы направленности. Технология DCW обеспечивала цельность стереопанорамы даже при смещении слушателя относительно оси излучения АС.

Для получения слитного звучания применялся активный кроссовер, а на пиковых уровнях модель выдавала звуковое давление в 120 дБ. Спикер 1031A выпускался в течение 15 лет и до сих пор считается прародителем всех современных 2-полосных студийных мониторов. После модели 1031A последовал целый ряд моделей: 1030A, 1032A, 1029A, 1037A и 1038A, а также активные сабвуферы 1091A, 1092A и 1094A.

1038A

В 1993 году Genelec наградили «Национальной премией за экспорт» (National Award for Export) от Ассоциации внешней торговли Финляндии, а в 1995 году награду за экспорт компания получила уже от президента Финляндии.

В 1996 году Genelec выпустила свой первый активный мониторный спикер с полностью алюминиевым корпусом. Модель, получившая наименование 1029A, отличалась сравнительно небольшими габаритами, но имела при этом достаточно большое внутреннее пространство, так как высокая жесткость и прочность алюминия позволяла сделать стенки корпуса более тонкими. Появлению АС 1029A поспособствовали итальянские и французские дистрибьюторы, которые нуждались в мониторах малых размеров. 

Кардинальные изменения

В 2002 году появился 2-полосный монитор 6040A, дизайн которого в корне отличался от всего, что Genelec делала прежде. В разработке данного спикера принимал участие известный индустриальный дизайнер Харри Коскинен (Harri Koskinen).

Харри Коскинен

Плавная округлая форма корпуса способствовала минимизации дифракции и в то же время обеспечивала аккуратный внешний вид. При этом колонка и литая стойка представляли собой одно целое, а активный кроссовер, усилитель и входы встраивались в основание стойки.

Коскинен описывал свое видение новой концепции: «Истинная мечта разработчика АС заключается в том, чтобы сделать колонку с корпусом в форме шара. В таком случае звуковые волны беспрепятственно огибают его поверхности. Поэтому наиболее оптимальной формой силуэта корпуса с точки зрения акустики является искривленный прямоугольник».

6040A

Компания представила новую серию сабвуферов LSE, а в 2004 году полностью заменила линейку своих 2-полосных мониторов новой серией 8000, включающей в себя модели ближнего поля действия 8020B, 8030A, 8040A и 8050A, некоторые из которых имели более скромные габариты по сравнению со своими предшественниками.

LSE

Такая миниатюризация была связана с переходом на новый материал корпуса: вместо привычных плит MDF теперь использовался алюминий, который отличался более высокой жесткостью и позволял изготовить компактные тонкостенные камеры. Все модели получили абсолютно новый облик, разработанный Харри Коскиненом.

8020A

Алюминиевые антидифракционные корпуса акустических систем 800-й серии обладали плавными гранями и имели особую геометрию, выполненную в соответствии с фирменной технологией Minimum Diffraction Enclosure Technology (MDE — корпус, обеспечивающий минимальную дифракцию).

6010A и 5040A

Модели имели волноводы DCW и оснащались подставками Iso-Pod с хорошими виброизоляционными свойствами, позволяющими точно направить колонки на слушателя, а также предусматривающие их горизонтальное расположение.

В тыльной части мониторов имелся широкий порт фазоинверторной системы, которая представляла собой длинную изогнутую трубу и проектировалась таким образом, чтобы избавиться от турбулентности выходящего воздуха. В 2008 году серию дополнил самый маленький монитор 6010A и активный сабвуфер 5040A.

8200 DSP

В 2006-м появились мониторные модели Genelec серии 8200 DSP, использующие встроенные DSP и программное управление. В серию вошли двухполосные активные спикеры 8240A, 8250A и трехполосный 8260A. Особенность данной серии заключалась в возможности автоматической адаптации характеристик колонок к любым акустическим условиям, благодаря использованию автоматической калибровки AutoCal и ПО GLM (Genelec Loudspeaker Manager).

Тем не менее, Илпо Мартикайнен отмечал, что условия, в которых работает акустическая система, все равно являются главным определяющим фактором для качества звучания: «В действительности, настройка колонок — это довольно сложная процедура. Самым слабым звеном в цепочке воспроизведения является комната, поэтому место расположения ваших колонок будет оказывать сильное влияние на восприятие звука».

Новое поколение сабвуферов имело особые корпуса, выполненные в соответствии с фирменной технологией LSE (Laminar Spiral Enclosure — «ламинарный спиральный корпус»). Средняя часть такого сабвуфера представляла собой лист из стали, который скручивался в спираль и ограничивался с обеих сторон массивными толстыми плитами из MDF, стянутыми с помощью стержней.

Илпо Мартикайнен

Такая конструкция превращала среднюю часть корпуса в своеобразную трубу-волновод, которая при довольно большой длине и объеме не занимала много места и в то же время способствовала плавному прохождению воздушного потока без каких-либо шумов и турбулентных завихрений.

Одна из плит включала в себя низкочастотный драйвер, для защиты которого была задействована решетка из алюминия, одновременно игравшая роль радиатора охлаждения для встроенного в сабвуфер усилителя. Модели с технологией LSE также включали в себя 6.1-канальную систему Bass Management (система управления басом), правильно распределяющую входной сигнал между сабом и акустическими системами.

В наше время

Сейчас в модельном ряду Genelec числится 8000-я серия классических 2-полосных мониторов и 7000-я серия активных сабвуферов, а также линейка «умных» активных мониторов SAM (Smart Active Monitor), в которую входят подсерии The Ones (инновационные модели с коаксиальными ВЧ/СЧ-динамиками по технологии Minimum Diffraction Coaxial и встроенными внутрь овальными басовыми излучателями), 8300/8400 (2-полосные SAM-модели), сабвуферы и системы сабвуферов SAM, а также подсерия Main Monitors, состоящая, в основном, из многополосных активных мониторных SAM-спикеров.

The Ones

Для работы в домашних кинотеатрах или стереосистемах служат линейки колонок G Series и сабвуферов F Series. В каталоге «Генелек» также имеется инсталляционная серия 4000 и спикеры для встраивания в стены (Architectural Speakers).

Благодаря технологии Smart IP, применяемой в мониторах 4420A и 4430A, открывается возможность для создания мультирум-систем любой конфигурации.

Smart IP

В январе 2017 года, в возрасте 69 лет, умер один из отцов-основателей Genelec, Илпо Мартикайнен.

В 2018 году Genelec получила награду «Компания года» (Company Of The Year award) на церемонии 2018 Pro Sound Awards.

Компания по-прежнему базируется в небольшом финском городке Ийсалми. По данным на 2018 год, в Genelec было занято 154 человека.

Философия Genelec основывается на общечеловеческих ценностях (вера, энтузиазм, честность, уважение и справедливость) и разумном отношении к окружающей среде. Сохранение природных ресурсов и эффективное использование материалов и энергии на всех уровнях производства всегда имели важное значение для финской компании. Даже отопление фабрики Genelec осуществляется с использованием возобновляемых источников энергии, а для производства литых корпусов АС применяется переработанный алюминий.

RAW

В 2013 году «Генелек» представила для своих мониторов серии M корпус NCE (Natural Composite Enclosure), выполненный из специального композита, который включал в себя древесные волокна и подлежал вторичной переработке — причем упаковка этих колонок тоже была пригодна для полной переработки.

Что касается последних эко-концепций, то совсем недавно компания представила активные мониторы в особых корпусах RAW из переработанного алюминия, которые не окрашивались и не обрабатывались.