Klipsch Audio Technologies (Клипш Аудио Текнолоджис) — американский производитель рупорной акустики, наушников и музыкальных систем.

Компания была основана в 1946 году инженером-первопроходцем Полом Уилбером Клипшем (Paul Wilbur Klipsch). Изначально фирма была зарегистрирована под названием «Klipsch and Associates» в городе Хоуп (штат Арканзас, округ Хемпстед).

Пол Уилбер Клипш

На самых ранних этапах колонки изготавливались вручную самим Полом Клипшем. Основатель компании не имел возможности нанимать работников. Из помощников у Клипша были только местный плотник и сотрудники компании Baldwin Piano Company (известный американский производитель фортепиано).

Технологии

Начатая Полом Клипшем (на счету инженера числится 23 патента) в 40-е годы разработка проприетарных технологий продолжается по сей день. Среди своих главных достижений сама компания выделяет следующие:

·  Рупорная система Klipschorn

·  Рупоры Tractrix

·  Динамики с керамо-металлическими диффузорами

·  Твитеры LTS c алюминиевыми куполами и подвесами из каптона

·  Дисперсионная технология WDST для колонок окружающего звука

·  Овальные мягкие насадки Oval Ear Tips для внутриканальных наушников

Первая акустическая система — Klipschorn

Первыми продуктами, изготовленными в мастерской Клипша, стали колонки Klipschorn, прототип которых (X-3) был запатентован в 1945 году (Пол Клипш с молодости увлекался радиоаппаратурой и изобретением громкоговорителей, и еще до создания собственного предприятия инженер успел подать несколько патентов на свои изделия).

Именно модель Klipschorn в последующие годы и принесла компании известность, и у большинства любителей аудиотехники фирма ассоциируется именно с ней.

Пол Клипш и Klipschorn

Главная идея заключалась в использовании рупоров внутри акустической системы, специально рассчитанной на установку в углу комнаты. По задумке Клипша, стены и углы должны были служить продолжением корпуса колонки. По утверждениям компании, основные преимущества конструкции Klipschorn — это широкая звуковая сцена, объем и большой частотный диапазон.

Первые версии акустических систем Klipschorn комплектовались ВЧ-излучателями Western Electric 713A, а в нижнюю вуфер-секцию устанавливали динамики Jensen 15A. Однако, как следует из фирменной брошюры Klipsch and Associates 1946 года, высокочастотный рупор и НЧ-секция могли быть укомплектованы и другими альтернативными драйверами. В 1947 году в колонках также использовали НЧ-динамики JBL.

Klipschorn

Название «Klipschorn», согласно Полу Клипшу, было придумано не им. В интервью 1999 года инженер признался, что такое название ему подсказал «человек из Нью-Йорка». Когда фирма только начинала свою деятельность, Клипш обзванивал потенциальных закупщиков, один из которых заявил, что его компания «уже слышала об угловых рупорах и называет их „Klipschorn“».

Собственная фабрика и формирование флагманской линейки

Практически все самые популярные продукты из категории акустических систем компания Klipsch разработала и запустила в серию еще на заре своей деятельности. Такие модели, как уже названная Klipschorn, а также Heresy, La Scala и Cornwall выпускаются по сей день, что является поводом для гордости компании, которая смогла сохранить наследие своего основателя и главного инженера.

За годы существования фирмы «классическая» линейка успела пережить множество модификаций. Однако в Klipsch утверждают, что основные заложенные Полом Клипшем принципы неизменны: высокая эффективность/низкий уровень искажений, точно направленный звук, широкий динамический диапазон и ровная АЧХ.

В первые два года мастерская Клипша успела изготовить всего 20 акустических систем в различных вариациях. В июне 1948 года Klipsch and Associates обзавелась первой собственной фабрикой и первым наемным работником. Предприятие продолжало заниматься мелкосерийным выпуском акустики Klipschorn, экспериментируя с различными динамиками (University, Stephens, Electrovoice и др.) и конструктивными решениями.

В июне 1951 года Пол Клипш разработал финальную версию своей первой трехполосной АС Klipschorn, а годом позже оригинальный ВЧ-модуль K-5-H (один из ранних патентов Клипша) был усовершенствован до K-5-J, что положительно сказалось на стоимости производства.

Вслед за этой доработкой Клипш продолжил всячески улучшать модель, частично меняя конструкцию и внедряя новые компоненты. Сегодня Klipschorn выпускается в модификации AK-6: трехполосная система в полностью закрытом ящике с 15-дюймовым вуфером. За высокочастотный диапазон отвечает 1-дюймовый динамик с титановым куполом, утопленный в рупор Tractrix.

Heresy

В 1957 году, параллельно с непрерывным развитием Klipschorn, компания представила первую экспериментальную версию трехполосной акустики Heresy. Тогда АС предназначалась для использования вместе с колонками Klipschorn в качестве дополнительного центрального канала. Изначально акустика называлась «Model H/Type H», и первая модификация отличалась ограниченным НЧ-диапазоном для минимизации искажений.

Heresy

Однако последующие версии были переработаны Полом Клипшем: инженер задействовал разделительный фильтр, который оптимизировал работу колонок в двухканальных музыкальных системах. Такое решение было обусловлено желанием самих клиентов использовать акустику Heresy в качестве левого и правого каналов.

Первая «официальная» модификация Heresy для традиционных двухканальных систем вышла на рынок в 1967 году — и практически без изменений выпускалась до 1985 года.

Klipsch продолжают производство модели Heresy и по сей день. В начале 2020 года было заявлено о планах обновить систему до версии IV.

Cornwall

Производитель назвал модель Cornwall «старшим братом Heresy». По мнению Пола Клипша, именно увеличенная полнодиапазонная колонка должна была лучше подойти на роль АС центрального канала. Первый экземпляр был произведен в 1959 году.

Cornwall

Концепция заключалась в использовании уже проверенного ВЧ/СЧ-модуля и нового прямонаправленного вентилируемого вуфера. Колонка была продумана так, чтобы пользователь мог установить ее как в углу, так и у стены — по центру между двумя другими акустическими системами. Именно эта идея и заложена в названии «Cornwall», что в переводе с английского означает «угол-стена».

В первых версиях Cornwall компания использовала сделанные на заказ динамики Jensen, Atlas и Electro Voice. В конце 60-х также начали устанавливать излучатели Eminence.

Частые модификации Cornwall (и других моделей) порою приводили к курьезам. Например, в 1981 году производитель выпустил акустическую систему Cornwall II, однако позже выяснилось, что в 1963 году компания уже выпускала эту АС с точно таким же названием. Поэтому в истории Klipsch было две Cornwall с индексом «II». Кстати, и c Heresy произошло то же самое.

Cornwall II

Cornwall выпускалась компанией вплоть до 1990 года. Как и Heresy, модель была адаптирована для использования в стереофонических системах, где используются два канала. Производство Cornwall возобновили в 2006 году. В актуальном каталоге представлена четвертая версия (IV) системы.

La Scala

В 1963 году Klipsch and Associates выпустили акустическую систему La Scala для профессионального использования. В отличие от Klipschorn, колонки не предназначались для угловой установки и были относительно компактными, но в их основе также лежали рупоры.

La Scala

Производитель обещал слушателям максимально сбалансированный звук без искажений — чтобы достичь такого звучания, Пол Клипш поднял нижнюю границу частотного диапазона. В оригинальной версии La Scala использовалось три OEM-излучателя: вуфер K-33-J, среднечастотник K-55-V и твитер K-77. Система справлялась с диапазоном от 40 Гц до 19 кГц.

Как и другие продукты, эта модель пережила немало доработок. До нашего времени АС добралась в модификации AL5, адаптированной для домашнего использования.

Forte

Акустическая система Forte была представлена компанией значительно позже других «основополагающих» моделей, однако данные колонки быстро обрели популярность.

Forte

Появившись на рынке в 1985 году, трехполосная Forte понравились любителям аудио своим дизайном, универсальностью и богатым басом, которой достигался благодаря большому пассивному излучателю на задней панели. Первая версия данной АС с пассивным радиатором оставалась в каталоге Klipsch до 1989 года.

В 2017 году компания представила Forte III с 15-дюймовым пассивным басовиком, работающим за счет энергии активного вуфера. Наряду с другими классическими моделями, Forte III стала частью линейки Heritage.

Quartet

К историческому наследию Klipsch and Associates также отнесены следующие модели: Belle, Chorus, Rebel, Shorthorn, Quartet, Legend (KLF-30).

В 1977 году за непрерывное развитие собственного предприятия, разработки и патенты в области звуковой инженерии Пол Клипш получил серебряную медаль от профессионального объединения Audio Engineering Society (AES).

MCM Grand Cinema

В том же году Klipsch & Associates запустили в серию акустическую систему MCM Grand Cinema, созданную специально для кинозалов и концертных площадок. В 1980 году компания заключила соглашение с Джоном Алленом из High Performance Stereo. Это событие принято считать началом серьезной работы Klipsch в сфере профессионального коммерческого аудио.

Фабрика Klipsch в Хоупе

Вплоть до 1989 года компания продолжала работать под управлением Пола Клипша, собравшего команду проверенных инженеров и специалистов в области звука. Разработка и производство новых продуктов проходили на той же фабрике в городе Хоуп.

Новый владелец и комплексный ребрендинг

В 1989 году 85-летний Клипш принял решение продать предприятие своему троюродному брату Фреду Клипшу (Fred Klipsch), который уже занимался другим бизнесом вместе с женой Джуди (Judy Klipsch). Спустя некоторое время после сделки Фред Клипш переименовал компанию, убрав «Associates» и оставив в названии только «Klipsch». Главный офис перенесли в Индианаполис (штат Индиана), однако производство осталось в Арканзасе.

Фреду Клипш и Джуди Клипш

Фред и Джуди, будучи опытными бизнесменами, изменили маркетинговую стратегию компании и провели комплексный ребрендинг. В результате усилий новых владельцев продажи значительно выросли — бренд стал более узнаваем.

В 1992 году Klipsch начала продажи первых встраиваемых колонок IW 100 и IW 200. Также в этот период была представлена компактная акустическая система Academy, положившая начало производству специализированных колонок центрального канала для домашних кинотеатров.

Rebel 8

В 1996 году в каталоге фирмы появились первые колонки-сателлиты Rebel 8. Дизайн продукта сильно отличался от классических моделей, но в основе все еще лежала рупорная система.

ProMedia

На фоне растущей популярности домашних ПК в конце 90-х компания Klipsch приняла решение начать серийный выпуск активных колонок для компьютеров. Система 1999 года ProMedia получила сертификат THX и стала основой для всех последующих настольных ПК-систем компании.

Новое тысячелетие

В начале 2000-x набравшее обороты предприятие обзавелось новой штаб-квартирой в Индианаполисе и получило название «Klipsch Audio Technologies». В то же время компания открыла центр разработок и технологий Engineering and Technology Center (Индианаполис) c безэховыми камерами, цифровыми рабочими станциями и лабораториями.

В 2002 году в возрасте 98 лет Пол Уилбер Клипш умер. Двумя годами позже имя инженера внесли в список Зала славы Consumer Electronics Association (CEA).

iFi

В 2005 году Klipsch вошла на рынок Apple-совместимых устройств. Первым продуктом стала музыкальная стереосистема iFi с док-станцией для iPod. Комплект состоял из пары колонок с рупорами MicroTractrix, сабвуфера, док-станции и пульта ДУ.

Также в 2005 году Klipsch купила датский бренд Jamo, а на следующий год в портфеле компании оказались бренды Mirage, Energy и Athena. Этими марками Klipsch владеет по сей день.

Новая эра в истории компании

Выпущенные в 2007 году напольные колонки Palladium P-39F позиционировались производителем как образец современной рупорной системы с набором актуальных технологий. Эта акустика стала началом новой эры в истории Klipsch. Колонки отличались от предыдущих моделей как дизайном, так и концепцией.

Palladium P-39F

Модель P-39F была рассчитана на мощные аудиофильские системы с динамичной и точной подачей материала. Среднечастотный и высокочастотный динамики установили в модифицированные рупоры Tractrix, основой для НЧ-излучателей стал кевлар и алюминий. Также компания позаботилась о подобающей отделке — черное дерево и натуральный шпон.

В 2009 году, после «перезагрузки», Klipsch анонсировала внутриканальные наушники Image S4, которые на старте стали одними из самых успешных продуктов фирмы. Особенностью модели был пульт на кабеле, обладавшей полной совместимость с iPhone 3GS, iPod Touch и iPod.

Image S4i

Благодаря хорошим продажам наушников Image S4, компания решила развивать линейку — через некоторое время в каталоге появились Image S4i и S2m, а также первые накладные наушники Image ONE. Эти модели впоследствии сформировали отдельную линейку наушников от Klipsch.

Параллельно с созданием модельного ряда наушников, компания занялась развитием линейки сабвуферов и серии доступной ДК-акустики HD Theater Series. Эти многоканальные системы позиционировались как «обязательная база» для домашнего кино.

Переход к Voxx International и актуальный каталог

В 2011 году Klipsch (к тому времени компания уже была переименована в «Klipsch Group») стала дочерним предприятием корпорации Voxx International (Audiovox). Фред Клипш ушел с поста главного управляющего, но не покинул бизнес полностью — менеджер вошел в состав совета директоров Audiovox. Генеральным директором Klipsch стал Пол Джейкобс (Paul Jacobs), который ранее работал в компании Fretter (американский ритейлер электроники).

После перехода к Voxx International компания Klipsch открыла офис в Европе, штаб-квартира и центр разработки продукции продолжил свою работу в Индианаполисе, и производство в Хоуп сохранилось.

Актуальный каталог Klipsch поделен на две основные категории: акустические системы и наушники. Среди акустических систем представлено пять линеек: ДК-колонки, музыкальные АС, беспроводные системы, уличная акустика и встройка. Каждая линейка разбита на несколько серий и подсерий, включая саундбары, сабвуферы, портативные колонки, инсталляционные усилители, настольные активные колонки и другие продукты.

Что касается наушников, то Klipsch выпускает как проводные, так и беспроводные модели, включая новейшие модификации с голосовым управлением, ИИ и активным шумоподавлением. Также Klipsch предлагает премиальные наушники серии Heritage со специализированным внешним усилителем.

Источники

1. https://www.klipsch.com/our-technology

2. https://www.klipsch.co.uk/milestones

3. https://www.klipsch.co.uk/klipschorn-history

4. https://en.wikipedia.org/wiki/Klipsch_Audio_Technologies

5. https://www.klipsch.com/founder

6. https://www.klipsch.co.uk/cornwall-history