Бренд Marantz — своего рода конгломерат, впитавший в себя мудрость Востока и практичность Запада. Ореол былой славы, культовый статус, успех современных разработок и собственное видение того, как должна звучать аудиоаппаратура высокого класса, позволяют Marantz идти в ногу со временем и до сих пор оставаться в строю. Этому вполне соответствует нынешний слоган компании «Because Music Matters» («Потому что музыка имеет значение»), созвучный мнению ее отца-основателя Сола Бернарда Маранца.
Начало пути. Бруклинская история
Сегодня название фирмы прочно ассоциируется с Японией, однако своим рождением бренд обязан одному человеку, причем совсем не японцу. Сауль (или на американский манер — Сол) Бернард Маранц (Saul Bernard Marantz) родился 11 июля 1911 года в Бруклине (Нью-Йорк) в семье еврейских эмигрантов из Польши.
Семья Сола испытывала большие материальные трудности, поэтому юноше пришлось бросить школу и устроиться на работу посыльным в одну из многочисленных фирм, расположенных в деловом районе Нью-Йорка. С самого детства Маранц проявлял интерес к технике и любил возиться с радиоприборами. Тем не менее, главной страстью молодого Сола оставалось искусство, и в том числе музыка. Позже он даже получил художественное образование, посещая соответствующие курсы в институте Пратта в Бруклине.
Маранц освоил профессию художника-графика и, завоевав высокую репутацию, начал заключать сделки с различными крупными компаниями вроде Hanes или General Electric. Вероятно, именно такое сочетание техника и эстета в характере Сола стало причиной того, что даже ранние образцы аудиотехники, сконструированные Маранцем, отличались дизайном, который сейчас называют «индустриальным» или «промышленным».
Одним из многочисленных хобби Маранца стала классическая гитара. Сол брал уроки игры на этом инструменте и был хорошо знаком со всемирно известным испанским гитаристом Андресом Сеговией (Andres Segovia Torres). Именно увлечение гитарой заставило Маранца критично относиться к любым аудиокомпонентам. Во время Второй мировой войны Маранц служил во флоте. Тогда же он прошел курсы основ электротехники и электроники.
Первый Marantz
Большое влияние на Сола оказала его жена Джин, которая разделила с мужем свое увлечение искусством и математикой. Математические способности Джин сослужили хорошую службу при проектировании первого лампового монофонического предусилителя Marantz, получившего название Audio Consolette.
Сол собрал этот компонент в подвале своего дома, расположенного в районе Кью Гарденз (тогда это был пригород Нью-Йорка). Работа над первым продуктом Marantz началась в 1948 году и длилась четыре года. В это же время Маранц познакомился с инженером-электронщиком Сидни Смитом (Sidney Smith), который помог ему доработать аппарат.
Предусилитель Audio Consolette был универсальным ламповым компонентом, в котором использовались двойные триоды 12AX7 и 12AU7. Модель имела отдельный выносной блок питания и обладала большим набором различных схем коррекции, применяемых в то время для воспроизведения виниловых дисков (в общей сложности их насчитывалось 36 штук). Устройство оснащалось функцией тонкомпенсации (loudness), позволяющей восполнить недостаток баса на малых уровнях громкости.
В 1952 году Сол показал прототип своему другу Майку Пламу, работавшему продавцом в магазине Harvey Radio в Манхэттене, и тот помог договориться о продаже при условии, что Маранц изготовит 100 экземпляров таких предусилителей. На волне популярности первых долгоиграющих виниловых «лонгплеев» (LP) предусилитель Audio Consolette пользовался большим спросом. Позже модель была несколько переработана и улучшена для массового производства.
Основание компании и стереореволюция
Компания Marantz была основана Солом в 1953 году, а главным инженером фирмы стал Сидни Смит. В этом же году была открыта небольшая фабрика, на которой началось производство Audio Consolette.
В 1954 году появился предусилитель Model 1 — несколько переработанная версия первой модели, включавшая в себя RIAA-корректор для виниловых проигрывателей, соответствующий стандартам, установленным Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний RIAA.
Аппарат продавался по цене около 168 долларов (с деревянной отделкой) и вскоре стал бестселлером. Затем последовал разработанный Сидни Смитом ламповый двухтактный моноусилитель мощности Model 2, за который просили уже 200 долларов. Схемотехника модели базировалась на использовании лампы EL34. При этом усилитель выдавал 40 Вт или 20 Вт при работе в триодном режиме.
Далее Маранц разработал двухполосный электронный кроссовер Model 3. В этот же период был усовершенствован внешний блок питания, использовавшийся в Model 1 и Model 3. Вскоре компания переехала на Бродвей (Лонг-Айленд).
В 1958 году был выпущен ламповый моно-оконечник Model 5. Тогда же в модельном ряду Marantz появился стереоадаптер, который позволял объединить два предусилителя Model 1 с целью получения стереозвучания.
В конце 1958 года пошел в серийное производство первый ламповый стереофонический предусилитель Model 7 с уникальным трехкаскадным фонокорректором, который стал культовой моделью и продался тиражом в 130 000 экземпляров, а за ним в 1959 году последовал полноценный стереофонический оконечник Model 8, объединивший в себе два моноусилителя Model 5 и обеспечивающий мощность в 30 Вт на канал.
60-е годы: расширение горизонтов, «лучший тюнер в мире» и переезд в Калифорнию
В 1960 году фирма Marantz выпустила массивный ламповый моноблок Model 9 мощностью в 70 Вт, до сих пор пользующийся огромной популярностью. Оконечник отличался привлекательным минималистичным дизайном. Лаконичная фронтальная панель с круглым стрелочным индикатором в виде иллюминатора в итоге стала визитной карточкой усилителей Marantz.
Специальная модифицированная версия этой модели, вышедшая под индексом 9120, была задействована Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) в качестве усилителя для установки в наземных станциях слежения в рамках программы «Аполлон».
В 1961 году на базе Model 9 был разработан стереооконечник Model 8B. В этом же году к Солу Маранцу и Сидни Смиту примкнул еще один конструктор-электронщик Ричард Секерра (Richard Sequerra). Результатом этого сотрудничества стал FM-тюнер Model 10 с осциллографом. Модель создавалась специально для прослушивания стереопрограмм, транслируемых в FM-диапазоне. В 1961 году в Штатах был запущен первый такой FM-радиосервис.
В 1963 году в модельной линейке появился виниловый проигрыватель SLT-12, а в 1964 году в серию пошел улучшенный FM-тюнер Model 10B, оснащенный ламповым осциллографом, отображающим мощность и баланс принимаемого сигнала. Несмотря на продуманную конструкцию и высокое качество звучания, модель стала убыточной и в итоге фактически разорила компанию.
10B оказался слишком дорогим в производстве, а его розничная цена была занижена. По этому поводу Сол высказался так: «Многие люди до сих пор считают, что 10B был лучшим из когда-либо созданных тюнеров. В начале 70-х за такой тюнер мы просили 750 долларов в розницу, и я до сих пор сравниваю это с тем, как если бы я сам лично вкладывал по 100 подарочных долларов в каждую упаковочную коробку».
В 1964 году фирма Marantz оказалась на грани банкротства, но была выкуплена компанией Superscope Inc. во главе с Джозефом Тушинским (Joseph Tushinsky) и переведена в Калифорнию. В 1965 году в каталоге компании появился первый транзисторный предусилитель Model 7T, а спустя год — транзисторный стереомощник Model 15 в конфигурации «двойное моно».
В 1967 году был выпущен первый транзисторный ресивер Model 18, оснащенный FM-тюнером, секцией предусилителя, усилителем мощности, осциллографом и фирменным настроечным колесиком-верньером Gyro Touch, который в итоге стал классическим продуктом Marantz и прародителем целого ряда культовых моделей.
Компания Superscope искала партнера, способного производить высококачественные компоненты по низкой цене. Поэтому в 1966 году аудиотехнику Marantz начали собирать в Японии в рамках сотрудничества с компанией Standard Radio Corp., ранее выпускавшей радиоприемники и магнитофоны. В 1968 году Сол Маранц ушел с поста президента компании, носящей его имя. Так закончилась целая веха в истории Marantz.
70-е годы: новая история
Благодаря вливанию новой крови от Superscope и Standard Radio Corp., компания Marantz начала стремительно развиваться, выпуская все больше новой продукции, включая растущий список предварительных и интегральных усилителей, оконечников, стереоресиверов (культовая серия 2200 и др.), тюнеров, проигрывателей и акустических систем.
Стабильная финансовая поддержка и построенные в Японии новые производственные мощности обеспечивали дальнейшее расширение компании Marantz. Таким образом, это было десятилетие интенсивного роста.
В 1974 году в прессе появилась заметка о том, как в доме Франциско Эспины (Francisco Espina), который владел ресивером Marantz 2270, произошел пожар. Когда Франциско нашел аппарат среди груды обгоревших обломков своего особняка, установил новый сетевой шнур и включил его, то был очень удивлен — ресивер по-прежнему продолжал работать, подавал сигнал на колонки, наушники и радовал глаз приятной синей индикацией.
Воспоминания Франциско: «Из любопытства я принес поврежденный ресивер в свою квартиру и, подсоединив новый сетевой шнур, воткнул его в розетку. Синяя подсветка включилась. Я подключил наушники и FM-радио, при этом все работало замечательно. Затем я протестировал его в связке с магнитофоном, а потом с проигрывателем виниловых дисков и колонками. Звучание оставалось таким же безупречным».
В 1975 году Standard Radio Corp. сменила свое название на Marantz Japan Inc. В 1978 году компания дополнила свою линейку ресиверов моделью Model 2600, которая стала одним из самых мощных на то время аппаратов данного класса, обеспечивая 300 Вт на канал при 8 Ом и 400 Вт при 4 Ом.
Книга перемен, Кен Ишивата, начало цифровой эпохи и первый CD-проигрыватель Marantz
Следующее десятилетие внесло свои коррективы в историю бренда. В 1980 году компания Superscope продала 50% акций, которыми она владела в Marantz Japan, а также права на товарные знаки Marantz и маркетинг по всему миру (за исключением США и Канады) голландскому гиганту Philips Electronics.
В 1978 году в отделение Marantz Europe пришел человек, сыгравший одну из ключевых ролей в дальнейшей истории компании. Этим человеком был Кен Ишивата (Ken Ishiwata), ранее работавший координатором по согласованию технических вопросов в Pioneer Europe. В течение двух лет он занимал пост управляющего модернизацией и совершенствованием продукции, т.е. руководил проектно-конструкторским отделом.
Ишивата был и опытным конструктором и инженером, с детства увлекавшимся электроникой и музыкой. «Когда мне исполнилось десять лет и только начали появляться первые виниловые альбомы LP-формата, я уже мастерил свой первый усилитель. Однажды отец моего друга, который был настоящим аудиофилом, владевшим отлично оборудованной отдельной комнатой для прослушивания, пригласил меня послушать запись Джули Лондон», — вспоминает Кен.
Юноша отлично знал этот альбом («Julie Is Her Name» 1955 года), но его поразил эффект присутствия и высокое качество звучания, одним из «виновников» которого был предусилитель Model 7C. Именно эту запись в дальнейшем Ишивата часто использовал для демонстрации аудиотехники Marantz.
В 1982 году компания Marantz выпустила свой первый проигрыватель компакт-дисков CD-63. По сути, это была копия легендарного CD-проигрывателя Philips CD100, которая лишь немного отличалась от него косметически.
Слова Кена Ишиваты: «На то время Philips и Marantz были единственными компаниями, использующими технологию, называемую «передискретизацией» (4x Oversampling Technology, технология 4-кратной передискретизации), и вскоре я обнаружил, что это в значительной степени способствует созданию превосходной звуковой сцены, которой обладали такие CD-проигрыватели».
Затем появился легендарный CD-проигрыватель с выдвижным блоком привода CD73 (аналог еще одной легенды — Philips CD303 на чипе TDA1540). Позже вышла весьма необычная «двухпалубная» модель CD-12, состоящая из пары блоков — CD-транспорта с приводом Philips CDM-1, изготовленным из алюминиевого сплава, и ЦАПа DA12, в основе которого использовалась хорошо известная среди аудиофилов микросхема TDA1541 S1.
Кен Ишивата отмечал: «До этого я работал с аналоговым аудио и фактически ничего не знал о цифре. Я многому научился у инженеров Philips». Под брендом Marantz также вышел первый LD-видеопроигрыватель CDV-780, использующий в качестве оптического носителя LaserDisc.
По некоторым слухам, именно в этот период с Кеном связался сам Сол Маранц и произнес свою коронную фразу: «Я сделал все, что мог с монофоническими и стереофоническими виниловыми LP-дисками, теперь твоя очередь сделать что-то с компакт-диском».
Ишивата также впервые ввел термин SE (Special Edition), который указывал на специально доработанное и улучшенное изделие. Все началось с того, что на складе фирмы скопилось некоторое количество непроданных экземпляров модели CD-45, которая использовала 14-битные ЦАПы Philips TDA1540, в то время как конкуренты уже перешли на 16 бит.
Кен сам доработал эту модель (провел оптимизацию разводки и заменил некоторые элементы), присвоил ей название CD45 LE (Limited Edition — «лимитированный тираж») и начал рассылать ритейлерам и обозревателям-рецензентам под слоганом «самый музыкальный CD-плеер в мире».
В течение первых двух недель было продано около 2 000 экземпляров CD45 LE, а данная практика еще не раз использовалась и развивалась Ишиватой в дальнейшем. В настоящее время продукты Marantz с внесенными Кеном конструктивными изменениями и настройками получили приставку KI Signature в названии (аббревиатура KI впервые была использована в 1993 году — после того, как Кен усовершенствовал проигрыватель CD63 Mk II) и продаются с эксклюзивной эмблемой и подписанным лично им сертификатом.
Благодаря такой практике Ишивата приобрел известность во всем аудиомире и впоследствии стал почетным амбассадором бренда. Забегая вперед, можно сказать о том, что с приходом Кена компания выпустила много продуктов, ставших в итоге классикой Hi-Fi, начиная с винилового проигрывателя TT1000 и заканчивая сетевым проигрывателем NA-11S1.
Аудио/видео 90-х
В 90-е годы компания вошла в своей лучшей форме, подпитываемой восстановленным корпоративным единством. Американские и канадские мощности, дилерские сети, а также основные активы Marantz, принадлежащие гиганту Philips, были объединены под одним флагом.
Вскоре начался штурм AV-рынка. Первым бронебойным орудием в этом направлении стал THX-сертифицированный усилитель Marantz SM-80.
В 1996 году появился хорошо принятый критиками AV-ресивер SR96, тоже получивший сертификат THX. Компания также представила свой первый LCD-проектор VP8770 и плазменный монитор PD4280.
В 90-е годы появились мини-компоненты класса Hi-Fi из серии MusicLink, уникальный предусилитель SC-5 с отдельным аккумуляторным блоком питания, усилитель мощности SM-5, массивный ламповый оконечник Project T1 и пр.
В 1996 году компания также выпустила реплики своих классических аудиокомпонентов, включая предусилитель Model 7Т, моноблок Model 9 и стереоусилитель мощности Model 8. В 1997 году в возрасте 85 лет ушел из жизни отец-основатель компании Сол Маранц.
Следует отметить, что в этот период Кен Ишивата активно противостоял планам руководства по полному перепрофилированию Marantz на домашние кинотеатры. Отделение Hi-Fi удалось отстоять, что впоследствии принесло свои плоды. И в то же время не все проекты Marantz под корпоративным колпаком Philips оказались успешны.
По словам Ишиваты, отказ от японского поставщика драйверов Tonegen (Fostex) для новой акустической системы LD-50 привел к неутешительным результатам. В результате производство колонок Marantz было фактически свернуто.
Также не до конца выясненной остается история взаимоотношений Кена Ишиваты и японского менеджемента Marantz. Известно, что с определенного момента Ишивата перестал ездить на родину, а в самой Японии модели с аббревиатурой KI и вовсе никогда не поступали в продажу.
Marantz Japan Inc., образование холдинга D&M Holdings
В 2000-х годах началась новая эра цифрового звука в высоком разрешении, в которую Marantz вступил в полной боевой готовности, выпустив накануне нового тысячелетия модель SACD-проигрывателя SA-1.
После этого последовал выпуск целого ряда компонентов из новой топовой линейки Reference Series. Также продолжилась работа, связанная с усовершенствованием AV-компонентов — в том числе многоканальных AV-ресиверов, DVD-проигрывателей, DLP-проекторов и пр.
В 2001 году Marantz Japan Inc. выкупила пакет акций у Philips, а в 2002 году совместно с Denon был образован холдинг D&M Holdings, также включавший в себя ряд других компаний (в т.ч. Boston Acoustics) и переименованный позже в D+M Group. В 2008 году Philips продала остатки своей собственности в D&M Holdings и завершила 28-летний период своего сотрудничества с Marantz.
Отделение профессиональной техники Marantz в 2014 году перешло под контроль inMusic Brands. В феврале 2017 года холдинг D+M Group был куплен американской компанией Sound United LLC с портфелем других аудиобрендов — таких как Polk Audio, Boston Acoustics, Classe и др.
В мае 2019 года, после 40-летнего сотрудничества, Marantz покинул Кен Ишивата, скончавшись всего через несколько месяцев после этого в возрасте 72 лет. Из последних компонентов, выпущенных при участии Ишиваты, следует отметить комплект Ruby, включавший CD/SACD-проигрыватель SA-KI и интегральный усилитель PM-KI в классе D. В секции плеера SA-KI отсутствовал традиционный чип ЦАПа. Вместо этого вся обработка сигнала велась на FPGA-матрице с предварительной модуляцией в DSD-поток.
На данный момент ассортимент продуктов, выпускаемых Marantz, довольно широк. В первую очередь, это Hi-Fi-компоненты: усилители, SACD/CD-проигрыватели, стереоресиверы, виниловые вертушки, аудиофильские сетевые проигрыватели и пр.
Также можно выделить элитную топовую серию Reference Series, которая включает в себя аудиопродукты класса High End. Вторая, параллельная категория — это все, что связано с домашним кинотеатром (AV-ресиверы, AV-процессоры и прочее). В отдельную группу Wireless Music Systems входят компактные аудиосистемы с развитыми сетевыми функциями.
Высказывания Кена Ишиваты:
1) Об увлечении музыкой и Hi-Fi: «В моем случае все началось с родителей. Они очень любили музыку, поэтому я всегда был ею окружен и даже начал учиться игре на скрипке. Так началась моя музыкальная жизнь. У меня неплохо получалось со скрипкой, я выиграл несколько конкурсов, но наряду с этим меня всегда очень интересовали способы воспроизведения музыки. Так я начал изучать Hi-Fi».
2) О влиянии музыки на людей: «Я всегда говорю людям, что каждое их взаимодействие с музыкой уникально. У всех это случается по-разному! На протяжении вашей жизни вы сталкиваетесь с разнообразной музыкой, и ваши воспоминания часто связаны с конкретной песней или композицией. Когда вы слышите именно этот музыкальный фрагмент, все ваши воспоминания возвращаются к вам, и вы испытываете очень сильные эмоции. Никакая другая форма искусства не дает вам такой сильной эмоциональной нагрузки. Музыка способна сделать это так мощно! Как гласит наш слоган, «потому что музыка имеет значение». Музыка важна для людей».
3) О форматах: «Мой любимый формат — высокоскоростная катушка (бобина), две дорожки, скорость в 38 см/с, но, к сожалению, в этом формате доступно не так много записей. Так что, если мы говорим о цифровой музыке, то мое предпочтение — это файлы в форматах SACD и DSD. Тем не менее, самая важная вещь, которая влияет на звук, — это качество самой оригинальной записи. Существует множество очень хороших записей в обычном формате 16 бит/44,1 кГц. Файлы DSD или PCM в разрешении 24 бит/192 кГц сами по себе никогда не гарантируют высочайшее качество, так как все зависит от того, насколько хорошо сделана сама запись».
4) О формате DSD: «Звучание аудиофайлов в формате DSD наиболее близко к аналоговому. Поэтому мы решили конвертировать все PCM-сигналы в 1-битовый DSD в ЦАПе нашего SACD-проигрывателя SA-KI RUBY».
5) О характеристиках аудиокомпонентов: «К сожалению, технические характеристики ничего не расскажут вам о качестве звучания. И это относится к любой аудиоаппаратуре. Все эти показатели основываются на измерениях в статическом режиме, но сама музыка динамична, поэтому существует множество других параметров, которые влияют на качество звука».
6) О том, как должен звучать идеальный аудиокомпонент: «Он должен обладать теплым насыщенным среднечастотным диапазоном для передачи голоса и потрясающей трехмерной сценой».
7) О продукте, которым больше всего гордится Кен Ишивата: «В компании Marantz самым продаваемым CD-проигрывателем был CD63 Mk II KI. Количество экземпляров, которое мы продали во всем мире, было невероятным — почти 300 000 штук, — это действительно уникальный случай. С технической точки зрения данный CD-проигрыватель не был нейтральным, но он был очень музыкальным, очень сбалансированным. Люди оценили это на практике, и тогда он стал очень популярным».