Новое акустическое измерение

Организованная в 1972 году в Лондоне компания NAD Electronics обязана своим существованием инженеру-электротехнику и обладателю докторской степени по физике (PhD in physics — аналог степени кандидата физико-математических наук) Мартину Л. Боришу (Dr. Martin L. Borish), который назвал этапы становления, развития и процветания NAD «прекрасной поездкой», подарившей доступный Hi-Fi миллионной армии любителей качественного звучания.

Нетрадиционный подход

В начале 1970-х годов небольшая группа международных дистрибьюторов аудиотехники заинтересовалась идеей альтернативного подхода к производству компонентов класса Hi-Fi. Суть идеи заключалась в том, чтобы представить потребителю доступный аудиопродукт, гарантирующий Hi-Fi-звучание и обладающий несколько необычным упрощенным дизайном.

Ставка делалась на то, чтобы перераспределить расходы на производство в пользу качественных комплектующих и продуманной схемотехники, но сэкономить при этом на отделке и ненужных дополнительных функциях.

Восемь европейских дистрибьюторов встретились в Мюнхене (Германия), чтобы обсудить данную концепцию и заняться продажами подобной аппаратуры на рынках Германии, Италии, Франции, Швейцарии и Великобритании.

Мартин Л. Бориш

При этом оговаривалась возможность создания нового совместного бренда под названием «New Acoustic Dimension» («Новое акустическое измерение») или сокращенно — NAD. В группу дистрибьюторов также вошел Мартин Бориш, который был полон новых идей и представлял авторитетную американскую компанию Acoustic Research, специализирующуюся на изготовлении акустических систем класса Hi-Fi.

Американец М. Бориш был уроженцем штата Нью-Джерси и занимался семейным бизнесом, связанным с оптометрией (область медицины, имеющая отношение к глазам, зрению и зрительному восприятию человека). Однако любовь к музыке подтолкнула его к идее розничной продажи стремительно набирающих популярность Hi-Fi-компонентов.

Именно тогда Бориш решил для себя, что будет заниматься ушами клиентов, а не их глазами. Для успешной работы в новом бизнесе требовалось соответствующее образование. Поэтому Мартин отправился осваивать новые знания в Ратгерский университет (Rutgers, The State University of New Jersey) и в итоге получил степень бакалавра в области электротехники.

Генри Клосс

В 1956 году в городе Нью-Брансуик (Нью-Джерси) Бориш открыл свой собственный магазин «HiFi Haven» («Hi-Fi-гавань»). Дела шли вполне успешно, однако со временем Мартин обнаружил, что его больше привлекают разработки новых моделей Hi-Fi-компонентов и акустических систем, а не их продажа.

В итоге, безудержное желание создавать и усовершенствовать аудиотехнику привело Мартина в Бостон, где он стал сотрудником компании Acoustic Research (AR) и работал плечом к плечу с такими пионерами Hi-Fi, как основатели AR Генри Клосс (Henry Kloss) и Эдгар Вильчур (Edgar Villchur).

Благодаря своей дальновидности и хорошему чутью, молодому инженеру удалось предсказать будущее потребительской аудиотехники: «Покупатели жаждут получить такое оборудование, которое будет хорошо смотреться в их домах и не займет там много места. Им нужны аудиосистемы, состоящие из компактных компонентов, которые можно легко установить на стойку или поместить в шкаф».

Эдгар Вильчур

За 11 лет работы в Acoustic Research Мартин поднялся по карьерной лестнице до поста президента и главного исполнительного директора этой компании. Именно его контакты с дистрибьюторами и дилерами AR в Америке, а также за ее пределами привели к тому, что Мартин оказался одним из соучредителей нового бренда NAD.

К началу 70-х годов Hi-Fi-рынок нуждался в более доступной аудиоаппаратуре. Любители качественного звучания в то время были разделены на два лагеря. В одном из них находились требовательные знатоки классической музыки, которые предпочитали дорогие аудиокомпоненты высочайшего класса, позволяющие добиться максимального сходства звучания с концертным исполнением классики.

Однако после музыкальной революции 60-х годов, расцвета рок-музыки и появления долгоиграющих виниловых дисков-лонгплеев (LP) на сцену вышло новое поколение молодых фанов, которые нуждались в качественном звучании, но не могли себе позволить дорогую систему.

К тому времени рынок доступного массового Hi-Fi только начинал зарождаться, а молодежь была не в состоянии оплатить покупку дорогостоящих компонентов, предлагаемых маститыми авторитетными брендами. А среди дешевых массовых аудиотоваров на рынке присутствовала, в основном, низкосортная продукция, не способная удовлетворить растущий спрос.

60

У основателей NAD на этот счет были свои мысли, которые сводились к тому, чтобы упростить перегруженные всевозможными функциями аудиокомпоненты, оставив только самое необходимое, что привело бы к их удешевлению без потери в качестве. Таким образом выбор был сделан в сторону небольшого упрощения конструкции, но с обязательным условием — сохранением высокого качества звучания.

Первые модели NAD

В разработке первых «Надов» принимала участие интернациональная команда, состоящая из американских, европейских и японских инженеров. Модели под брендом New Acoustic Dimension появились в середине 70-х годов. Это были интегральные транзисторные стереоусилители NAD 60 мощностью в 35 Вт на канал при 8 Ом, NAD 90 (2 x 55 Вт, 8 Ом) и NAD 200 (2 x 100 Вт, 8 Ом, с системой шумопонижения Dolby NR).

90

Первенцы NAD еще не имели традиционного «надовского» минимализма в дизайне и выглядели вполне похожими на своих конкурентов. Все аппараты обладали прошедшей специальную обработку серебристой металлической фронтальной панелью, а также отличались обилием регуляторов на фасаде и наличием характерных стрелочных VU-индикаторов с подсветкой. Помимо гарантии в два года, модели могли похвастаться стабильной выходной мощностью и равномерной АЧХ в диапазоне от 20 до 20 000 Гц.

200

Кроме усилителей образца 75-го года, были представлены три ресивера, одна кассетная дека и тюнер NAD 100. В первом каталоге компании были даже четыре типа наушников, среди которых значилась модель NAD 20 с электростатическими излучателями и стереотелефоны RP 18 с магнито-планарной технологией.

100

Продукция NAD получила хорошие отзывы в прессе, а также одобрение любителей качественного звучания. В итоге, молодая компания смогла привлечь к себе новых инвесторов, что позволило бренду развиваться дальше.

20

С первых дней своего существования New Acoustic Dimension планировала производить свою технику в странах с более дешевой рабочей силой, чтобы уменьшить себестоимость и, как следствие, конечную цену для потребителя. Штаб-квартира и центр разработок NAD находились в Великобритании, но продукция производилась в Японии на заводах компании Foster.

RP 18

Новые идеи и честная мощность

В каталоге New Acoustic Dimension впервые появился логотип NAD, который остается неизменным на протяжении вот уже сорока с лишним лет. К 1976 году Мартин Бориш настолько проникся возможностями и потенциалом новой компании, что даже ушел в отставку с поста президента Acoustic Research, чтобы открыть новую штаб-квартиру NAD в Лондоне.

В планах Мартина, занявшего пост исполнительного директора NAD, оставался вопрос создания доступного высококачественного стереоусилителя, который смог бы вывести компанию в лидеры среди производителей недорогих Hi-Fi-компонентов. Таким способом Бориш надеялся получить карт-бланш в бюджетном секторе Hi-Fi-электроники. Однако для разработки такого аппарата требовался прорыв, который мог осуществить не каждый. И такой человек был найден.

Бьорн Эрик Эдвардсен

Им оказался Бьорн Эрик Эдвардсен (Bjorn Erik Edvardsen) — молодой норвежский аудиоинженер, получивший образование в Эдинбургском университете и успевший поработать в таких компаниях, как Dolby Laboratories, ITT и Acoustic Research.

В NAD Эдвардсен получил пост технического директора. В это же время NAD занялась переговорами с компанией Fulet Electronic с целью организации производства своей продукции в Тайване, что позволило бы сократить расходы за счет использования более дешевой рабочей силы.

3030

Растущая британская команда инженеров-энтузиастов во главе с Эдвардсеном вплотную занялась экспериментами и совершенствованием электроники, а также тестированием новых схем и конфигураций. Эдвардсен изучал новые способы комбинирования и настройки транзисторов, улучшения проводки и т.д.

В итоге, в конце 1977 года в производственной программе фирмы появилась вторая серия аудиокомпонентов, которые продавались, в основном, в специализированных магазинах, торгующих компонентами класса High End и желающих заполучить качественный товар, способный конкурировать с продукцией японских компаний, доминирующих в бюджетном секторе.

3045

Новая линейка NAD включала в себя интегральные усилители 3030, 3045, 3060 и 3080. Последние цифры в маркировке указывали на мощность при нагрузке в 8 Ом — кроме модели 3080, которая выдавала 90 Вт на канал. В серию также вошли два новых тюнера (4030 и 4080) и четыре ресивера во главе с моделью NAD 7080 мощностью в 90 Вт на канал при 8 Ом.

Именно в данной серии проявилась «привычка» компании New Acoustic Dimension указывать настоящие и даже заниженные показатели мощности своих усилителей или ресиверов. Такая честная позиция контрастировала с производителями из Японии, которые стремились завышать данный показатель в характеристиках своей продукции. NAD ввела в обиход свой термин для обозначения и измерения мощности — Full Disclosure Power (FDP).

3060

Концепция основана на измерении мощности на выходе усилителя или ресивера во время одновременной работы всех его каналов в частотном диапазоне от 20 Гц до 20 кГц при заданном значении коэффициента искажений. При этом замер происходит не только при сопротивлении в 8 Ом, но и при 4-Омной нагрузке.

NAD также указывает динамическую мощность при 8, 4 и 2 Омах, которая является даже более информативным показателем по сравнению со стандартными параметрами, так как рассказывает о способности усилителя или ресивера уверенно контролировать кратковременные пиковые всплески предельно высокой мощности.

3080

Метод FDP является более честным по сравнению с рейтингом мощности, утвержденным FTC (Федеральная торговая комиссия США) и предусматривающим измерения только при 8-Омной нагрузке, минимальном количестве каналов, частоте в 1 кГц и без указания уровня искажений.

Поэтому NAD 3080 позиционировался как первый в мире усилитель, для которого был указан показатель мощности даже при нагрузке в 2 Ом. Большинство усилителей тех лет не могли похвастаться возможностью работать при такой нагрузке. Тем не менее, реакция критиков на новую линейку была неоднозначной — появлялись как хвалебные, так и не очень позитивные статьи.

Народный усилитель NAD 3020

Бьорн Эрик Эдвардсен, возглавлявший отдел разработок NAD, намеревался создать недорогой усилитель с отличным звуком, способный справляться с любыми громкоговорителями. При этом ставились вполне конкретные цели: модель должна была обладать инновационной технологией, высоким качеством звучания, доступной ценой и отличаться простотой конструкции и дизайна.

Инженеры NAD отказались от мысли об использовании распространенного в то время стандартного лабораторного испытательного оборудования, а вместо этого нацелились на то, чтобы сделать их усилители способными «раскачивать» реальные акустические системы.

3020

Изменение парадигмы привело к появлению модели, которая стоила дешевле и звучала лучше своих конкурентов. Кроме этого, компании NAD удалось заполучить дешевую базу для производства своей аппаратуры. Сам продукт проектировался в Европе, а производили его уже на заводах в Тайване. В этом плане NAD была в числе первых, кто локализовал свое производство в Азии. 

В 1979 году New Acoustic Dimension начала выпуск транзисторного интегрального стереоусилителя NAD 3020, который впервые был представлен на выставке CES в 1978 году. Аппарат олицетворял собой начало нового этапа в развитии компании и стал одним из наиболее значимых аудиокомпонентов в истории Hi-Fi.

Главным козырем данной модели стало отличное качество звучания при сравнительно низкой цене. На момент выпуска за NAD 3020 надо было отдать 80 фунтов стерлингов или 135 долларов, что было сравнительно недорого для того времени. При этом усилитель обладал рядом других преимуществ, выгодно отличавших его от сопоставимых по цене устройств в том же классе. Одно из них касалось способности работать фактически с любыми акустическими системами — даже с теми АС, импеданс которых опускался до 2 Ом.

3020

Мощность усилителя составляла всего 20 Вт на канал при 8 Ом, однако это были честные «надовские» ватты — к тому же модель обладала способностью выдерживать высокие кратковременные нагрузки, что считается очень важным показателем. К примеру, пиковая мощность при 8-Омной нагрузке составляла уже 40 Вт, при 4-Омной — 58 Вт, а при 2 Омах этот показатель достигал 72 Вт. В то же время модель демонстрировала превосходную музыкальность и могла справиться даже с нестабильными по импедансу АС.

На борту имелась отключаемая система soft-clipping, предотвращающая поступление высокоамплитудного искаженного сигнала на ВЧ-динамики акустических систем, что позволяло защитить их от перегрузки и выхода из строя. Технология позволяла сгладить пиковые значения сигнала на высоких уровнях громкости и убрать возникающие по этой причине искажения.

На практике это выражалось в том, что обладатели NAD 3020 могли устроить вечеринку с громкой музыкой, не опасаясь того, что твитеры их АС будут поджарены мощным искаженным сигналом. Секции предварительного и оконечного усиления соединялись с помощью перемычки, что позволяло использовать NAD 3020 как в роли предусилителя, так и в качестве оконечника. Модель оснащалась четырьмя входами Aux, Tuner, Tape и Phono, последний из которых служил входом MM-фонокорректора для подключения виниловых проигрывателей.

3020

Дискретная схема фонокорректора включала в себя шесть транзисторов. Также имелись два входа для доступа к оконечной секции: прямой Lab In и Normal In, соединенный съемной перемычкой с выходом Pre-Amp Out и использующий два фильтра — инфразвуковой и ультразвуковой. Они позволяли справиться с такими проблемами, как акустическая обратная связь, электромагнитные помехи, рокот при воспроизведении поцарапанных виниловых дисков и др.

Присутствовали выход для записи, гнездо для наушников, регуляторы тембров, баланса и кнопка активации тонкомпенсации (loudness), позволяющая сохранить необходимый уровень баса и ВЧ при прослушивании на небольших уровнях громкости.

Аппарат использовал мощные выходные транзисторы 2N3055/MJ2955, аналогичные тем, которые прочие производители применяли в своих более мощных 60-Вт усилителях, и имел хорошо продуманный блок питания, обеспечивающий высокие токи.

3220PE

Внешне NAD 3020 выглядел очень просто. По сути, это был спартанский дизайн с двумя видами расцветки на выбор (темно-серая или серебристая). «Мы часто шутили по поводу его внешнего вида в стиле милитари», — отмечал журналист Джон Айверсон (Jon Iverson) из популярного аудиофильского издания Stereophile.

Представители NAD удивляли посетителей специализированных выставок особыми перформансами. Например, в США на выставке Consumer Electronics Show NAD 3020 работал в связке с целой батареей колонок (четыре пары АС), общий импеданс которых составлял 1,1 Ом, а на выставке в Лондоне модель была подключена к изобарическим колонкам Linn Isobarik, представляющим собой чрезвычайно сложную нагрузку для усилителя.

При разработке NAD 3020 не обошлось без курьезов. В процессе проектирования была допущена ошибка трассировки платы, по причине которой у усилителя вырос показатель взаимного проникновения каналов. Именно данная ошибка стала причиной знаменитого музыкального почерка данной модели, который отличался хорошей детальностью и обеспечивал объемный звук. Ошибку исправили в последующих версиях.

Модель NAD 3020 стала настоящим бестселлером, превратившись в культовый продукт. Согласно официальным данным, в первые три года было продано около полумиллиона экземпляров, а за все время, на протяжении которого выпускался усилитель, продалось около 1,1 миллиона штук (без учета модификаций).

7020

В 2002 году модель заняла 19-е место в списке ста лучших аудиофильских продуктов «The Hot 100 Products» по версии Stereophile, а в 2011 году журнал The Absolute Sound поместил ее на 9-ое место в списке «Десяти самых значительных усилителей всех времен». «Когда вы заходили в чью-то квартиру и там стоял 3020, вы понимали — да, этот человек знает толк в аудио», — вспоминает Айверсон из Stereophile.

После модели NAD 3020 вышла версия NAD 3020A с некоторым исправлениями в конструктиве. Вариант NAD 3020B получил более качественные (винтовые) клеммы для подключения АС. Также имелась версия NAD 3020E и аудиофильский вариант NAD 3120 без регуляторов тембра и баланса. В 1991 году появился улучшенный усилитель NAD 3020i.

Компания также выпустила стереоресивер NAD 7020 с усилительной частью от NAD 3020 и предварительный усилитель NAD 1020, позаимствовавший схемотехнику у донора NAD 3020. Позже появились модели 3220PE и 3225PE с улучшенным силовым блоком.

Новые технологии

Успех усилителя 3020 обеспечил компании NAD целую армию поклонников, внимательно следивших за выходом новых моделей. Концепция минималистичного дизайна в сочетании с курсом на получение максимально высокого качества звучания стала новым трендом и начала приносить дивиденды. В итоге, у компании появились средства для вложения в инновационные разработки.

3140

В 1980 году появился усилитель NAD 3140 с двумя отдельными трансформаторами для питания — соответственно, предварительной и оконечной секций. Модель также обладала функцией басового эквалайзера Speaker EQ (Bass EQ). В 1981 году вышла первая в мире кассетная дека NAD с поддержкой системы шумопонижения Dolby C.

5100

В 1984 году компания выпустила свой первый CD-проигрыватель NAD 5100, а в 1985 была представлена технология Power Envelope (ныне известная как PowerDrive), впервые задействованная в оконечнике NAD 2200. Суть данной технологии заключается в использовании двух контуров питания, подключенных к выходному каскаду усилителя.

Один из контуров имеет более высокое напряжение и автоматически запитывает выходную секцию усилителя только в том случае, когда усиливаемый сигнал достигает определенного порогового уровня. С помощью такой технологии удается уменьшить нагрузку на выходные транзисторы, понизить показатель их рассеиваемой мощности и минимизировать нагрев.

2200

Преимущества применения Power Envelope заключаются в обеспечении высокой динамической мощности, а также в способности усилителя работать с низкоимпедансными АС.

Другими словами, за счет PowerDrive гарантируется взрывная динамика и контроль любых АС, включая модели с низким непостоянным сопротивлением. Технологию также можно сравнить с джипом или кроссовером, в котором полный привод включается автоматически при пробуксовке одного из ведущих колес и усилении нагрузки на трансмиссию.

6220

В 1987 году дека NAD 6220 получила призовое место в категории «Cassette Deck of The Year» («Кассетная дека года»), учрежденной авторитетным британским изданием «What Hi-Fi?», а следующий год принес NAD множество наград и стал одним из наиболее успешных в истории молодой компании.

Датский период

В 1991 году компания NAD была приобретена датским дистрибьютором AudioNord и оставалась в его подчинении вплоть до 1999 года. Для NAD подобные изменения сыграли позитивную роль.

502

В это время была представлена фирменная технология NAD Link (управление несколькими компонентами NAD с одного пульта, подключенными по шине Link), проигрыватель компакт-дисков NAD 502 с этой технологией и интегральные усилители 302 и 304, получившие признание и награды от авторитетных изданий, в т.ч. от британского Hi-Fi Choice.

304

Однако новые владельцы компании делали ставку на стереокомпоненты, в то время как переменившиеся тренды диктовали совершенно иные потребности. В 90-х годах на сцену вышли домашние кинотеатры с их многоканальным объемным звучанием, временно вытеснив стереосистемы на второй план.

S300

В 1998 году компания выпускает линейку AV-ресиверов для домашнего кинотеатра и представляет фирменную технологию EARS (Enhanced Ambience Recovery System, т.е. «Усовершенствованная система восстановления окружающей обстановки»), позволяющую воспроизвести стереозаписи в многоканальном режиме без привнесения каких-либо артефактов. Тем не менее, в мае 1999 года NAD была продана канадской компании Lenbrook Group of Pickering.

Под занавес 90-х годов был выпущен флагманский интегральный усилитель NAD S300 из легендарной «серебряной» серии Silver Series, который конструктивно был очень схож с более дорогим аппаратом Gryphon Tabu Century. Модель пользовалась большой популярностью в кругах аудиофилов.

S300

Усилитель весил 26 кг, обладал балансной топологией схем «двойное моно» без обратной отрицательной связи, выдавал 100 Вт (8 Ом) на канал при предельно низком коэффициенте нелинейных искажений и оснащался транзисторами Sanken, восемью буферными конденсаторами Nichicon суммарной емкостью в 80 000 мкФ, а также двумя сильноточными тороидальными трансформаторами Holmgren, каждый из которых питал отдельный канал. 

Под крылом Lenbrook

Руководство Lenbrook отлично понимало, какой колоссальный опыт стоял за плечами Мартина Бориша и Бьорна Эрика Эдвардсена, и поэтому стремилось вернуть бренду былое величие. В планах холдинга Lenbrook значилось создание группы инновационных компаний, связанных с аудио.

Сейчас, помимо NAD, в эту группу входит созданный Lenbrook бренд Bluesound, специализирующийся на беспроводных мультирум-системах, и производитель акустических систем PSB Speakers во главе с известным разработчиком Полом Бартоном (Paul Barton).

Компания NAD получила хорошую финансовую поддержку, однако перестраиваться под новые потребности рынка было довольно тяжело. В начале 2000-х годов NAD пришлось полностью переориентировать производство, продолжать улучшать собственные AV-ресиверы, DVD-проигрыватели и играть в «догонялки» с продукцией лидеров рынка.

Президент компании NAD Роберт Браун (Robert Brown) рассказывал об этом так: «Нам пришлось перепроектировать всю линейку продуктов. Это стоило нам миллионы долларов. Но у нас не было выбора».

Только в 2003 году компании NAD удалось прочно встать на ноги в новом для нее секторе и представить AVR-серию, состоящую из пяти-, шести- и семиканальных AV-ресиверов. В 2002 году также появилась линейка DVD-ресиверов Solution Series, выполненных в необычном промышленном дизайне.

Мастера звука

В своем интервью, данном журналу Forbes в начале 2000-х годов, президент NAD Робер Браун намекнул о готовящемся сюрпризе для аудиофилов. Однако представители Forbes указали на то, что якобы аудиоснобы не рассматривают NAD в качестве производителя компонентов класса High End, а рынок аппаратуры среднего класса переполнен продукцией, которую производят компании Onkyo, Pioneer, Sony и подчиненные им бренды.

Masters

Браун не растерялся и ответил: «Все эти люди, которые купили себе большие телевизоры, вернутся, и их следующей покупкой будет что-то из области чистого аудио. Мы воспользуемся этим, что даст нам возможность выжить и процветать».

В 2005 году компания NAD выпустила флагманскую серию Masters (Masters Series), созданную под руководством бессменного инженера Бьорна Эрика Эдвардсена. В блоках питания были установлены выполненные по специальному заказу тороидальные трансформаторы Holmgren.

Корпуса имели специальные радиаторы охлаждения в форме волны и изготавливались из толстой высококачественной стали. В серию вошли как стереокомпоненты, так и многоканальные аппараты.

Masters M3

К примеру, в усилителе Masters M3 системы управления и контроля (процессор, трехстрочный дисплей, микросхемы регуляторов и коммутатора входов) были полностью отделены от звукового тракта, собраны на отдельных платах и запитаны от отдельного трансформатора. Массивный корпус обладал толстой фронтальной панелью и имел крупные боковые радиаторы-теплоотводы, а сверху и снизу к нему крепились стальные листы толщиной в 2 мм.

В корпусе был задействован вибропоглотитель, а высококачественные позолоченные винтовые клеммы и RCA-разъемы изготавливались компанией WBT. В топологии схем использовался принцип «двойного моно» — для каждого канала в блоке питания был предусмотрен отдельный тороидальный трансформатор Holmgren и два конденсатора емкостью в 22 000 мкФ каждый.

С 352

В предварительной секции были установлены полевые транзисторы, а также отдельные драйверные блоки класса A, а в оконечной секции использовались пары мощных биполярных транзисторов, способных отдать в нагрузку ток в 50 А.

С 356BEE

В 2004 году в уже устоявшейся серии Classic появился интегральник С 352, имевший «предка» в лице 350-ой модели и завоевавший много наград от авторитетных изданий. Аппарат выдавал 80 честных ватт на канал при 8 Ом и пользовался стабильной популярностью. Наследниками С 352 стали довольно успешные модели С 355BEE и выпускающийся ныне С 356BEE.

VISO 1

В 2007 году вышла серия NAD VISO, включающая в себя не только многофункциональную электронику с необычным дизайном, но и акустические системы.

Цифровая эра

Выпущенный в 2009 году усилитель M2 еще раз продемонстрировал, что NAD — это компания, занимающаяся только бюджетной аудиотехникой. Модель топовой серии Masters демонстрировала совершенно иной подход к разработке усилителей, так как обладала цифровой технологией DirectDigital. По сути, NAD стала одной из первых компаний, которые исследовали альтернативные типы усиления и приняли решение в пользу класса D.

M2

На разработку данной концепции у инженеров компании ушло около пяти лет. Усилителем занимались технический специалист NAD и PSB Грег Стидсен (Gregory Stidsen) и Крейг Белл (Craig Bell) из специализирующейся на выпуске полупроводников британской Diode Zetex.

Технология DirectDigital предусматривала использование двух специализированных чипов: ZXCZM800 (цифровой модулятор) и ZXCZA200 (процессор аналоговой обратной связи), — благодаря которым происходило преобразование входящего PCM-сигнала в ШИМ-сигнал, контролирующий мощные выходные полевые транзисторы.

M2

NAD M2 не использовал в своем тракте аналоговых цепей — даже уровень громкости здесь настраивался с помощью 35-битного процессора. Благодаря такой технологии, усилитель обеспечивал минимальный уровень шумов на любой громкости, гарантировал мощность в 250 Вт на канал и имел невероятно высокий коэффициент демпфирования в 2 000 единиц. Причем данные показатели не были привязаны к импедансу подключаемых АС, а сама нагрузка отслеживалась процессором, который сравнивал выходной сигнал ШИМ с эталонным, постоянно корректируя ошибки.

Усилитель комплектовался набором цифровых входов — в том числе балансным AES. Также имелись аналоговые входы XLR и RCA. При аналоговом подключении в NAD M2 использовался аналогово-цифровой преобразователь (АЦП). В блоке питания усилителя были установлены три силовых трансформатора, а схемотехника базировалась на конфигурации «двойное моно».

Во второй половине 2000-х годов в серии Classic, ведущей свою родословную от знаменитой модели 3020, появились усилители с аббревиатурой BEE, которая соответствовала инициалам Эдвардсена и указывала на то, что он внес некоторые изменения в конструкцию данных моделей, способствующие улучшению качества звучания.

D 3020

В 2009 году NAD внедрила концепцию так называемой модульной конструкции Modular Design Construction (MDC), благодаря чему обеспечивалась возможность апгрейда и изменения архитектуры приобретенных ранее компонентов с помощью встраиваемых модулей.

Например, в усилители С 356BEE и С 375BEE из линейки Classic сейчас можно установить секцию ЦАПа MDC DAC 2.0. В модельном ряду компании также имеются дополнительные модули с расширенным набором цифровых или аналоговых входов, платы Ethernet-стримера, HDMI-модули и пр.

В 2012 году появился бюджетный усилитель в классе D — NAD D 3020, выпущенный в честь 40-ой годовщины компании и получивший такой же цифровой индекс, как у культовой классики 3020.

В июле 2017 года в 89-летнем возрасте ушел из жизни Мартин Бориш, а в декабре 2018 года не стало Бьорна Эрика Эдвардсена.

NAD сегодня

На данный момент в арсенале NAD числится флагманская серия Masters, в которую входят топовые компоненты: усилители, AV-процессоры, ЦАПы, цифровые предусилители со встроенным ЦАПом и другие модели. Дизайн серия разработан совместно с нью-йоркской студией дизайна DF-ID Дэвида Фарраджа (David Farrage).

Серия Classic теперь использует фирменную гибридную технологию Hybrid Digital. Здесь можно выделить усилитель С 388 с возможностью установки дополнительных модулей (MDC), обладающий малошумным MM-фонокорректором, встроенным ЦАПом ESS Sabre и Bluetooth-модулем с поддержкой кодека aptX. Модель использует модули D-класса Hypex UcD с низким сопротивлением на выходе и мощностью в 150 Вт на канал при 8 Ом.

С 388

У NAD также есть линейка VISO, включающая в себя большой ассортимент продуктов, начиная с наушников и заканчивая музыкальными системами типа all-in-one («все в одном»). Серия инсталляционных продуктов Custom Install разработана на основе беспроводной потоковой мультирум-платформы BluOS. Сюда входят многоканальные усилители с возможностью монтажа в рэковую стойку, сетевые проигрыватели с поддержкой BluOS и прочее оборудование, позволяющее организовать современную мультирум-систему.

Помимо усилителей и предусилителей, в модельном ряду NAD также присутствуют компоненты для домашнего кинотеатра, тюнеры, внешние ЦАПы, стримеры, наушники, фонокорректоры и даже проигрыватели виниловых дисков.

Продукция NAD продается в более восьмидесяти странах мира. За плечами компании, в которой на данный момент занято более сотни сотрудников, стоит большой опыт и огромное количество всевозможных наград от авторитетных изданий.

Источники

1. https://docer.com.ar/doc/n1s5e1-