Onkyo — японский производитель аудиотехники, специализирующийся на выпуске усилителей, источников, AV-ресиверов, домашних кинотеатров, портативной техники и акустики.
Слишком мало японских брендов
Компания Onkyo появилась в 1946 году под именем Osaka Denki Onkyo. Ее основатель, Такеши Годай (Takeshi Godai), решил, что на японском рынке недостаточно производителей акустики — и заполнил нишу. Название компании можно перевести с японского языка по-разному в зависимости от значения иероглифа kyo — либо «акустика звука», либо «гармония звука».
Первое устройство Onkyo вышло в мае 1946 года — и это была не акустика, а керамический звукосниматель для проигрывателей винила CP1000. Это был довольно не дешевый продукт — он стоил 300 иен при средней японской зарплате в то время в 500 иен, но все же принес компании прибыль. Полученные деньги Годай вложил в постройку новой фабрики и разработку динамиков.
В те времена японские производители предпочитали закупать бумажные диффузоры в других странах. Годай же решил производить диффузоры самостоятельно — и в январе 1948-го разработал фирменный метод производства диффузоров. Уже в апреле компания представила свой первый динамик — ED-100 диаметром 25 см.
Несмотря на высокую цену, он пользовался заметной популярностью — эксперты того времени называли ED-100 «чувствительным, надежным и отлично звучащим». В 1950 году компания получила патент на новую технологию изготовления динамиков, использующую в своей основе непрессованную бумагу — и эта технология лежит в основе даже самых современных излучателей Onkyo.
В 50-е годы бренд продолжил развиваться: в результате растущих продаж и растущей прибыли, в 1952-м он переехал в более просторную фабрику в Асахи-кю, что в Осаке.
Начало 1953 года Onkyo отметила перевыпуском динамика ED-100 с диффузором из фирменной непрессованной бумаги. Весной того же года компания представила транзисторное радио с неожиданно крупным излучателем: если стандартом были динамики 12–16 см, то Onkyo использовала в OS-55 динамик диаметром 20 см.
В том же 1953 году, но уже в сентябре, Onkyo участвовала в национальной выставке All Japan Audio Fair, демонстрируя свои новейшие разработки и, в особенности, отмечая важность временных согласований в аудиосистемах.
Дальнейшую популярность компания зарабатывала, устраивая в 1954 году в общественных залах по всей Японии «пластиночные концерты» — публичные массовые прослушивания пластинок на своей технике. Такие мероприятия нашли отклик у аудитории. Годом позже компания выпустила свой первый телевизор, используя при создании встроенной аудиосистемы фирменные технологии.
Телевизоры и медицина
В середине 50-х годов Onkyo выпустила серию коаксиальных динамиков CX, в которую вошли 8-, 10- и 12-дюймовые модели с установленным в центре вуфера высокочастотным динамиком.
Через пару месяцев, в апреле 1956 года, компания представила первый в Японии излучатель с пластиковым диффузором, изготовленным по запатентованной технологии — его назвали Pop Cone.
Помимо концертов с пластинками, Onkyo интересовалась и более традиционными концертами и в том же месяце представила огромную рупорную акустическую систему для выступлений: размер рупора составлял четыре метра. Эта система озвучивала стереофонический концерт и работала с многоканальным усилением.
Годом позже Onkyo плотно занялась производством телевизоров: заключила партнерство с Toshiba и в январе запустила в работу фабрику, на которой выпускала около 50 000 ЭЛТ-телевизоров под брендом Toshiba в месяц и 200–300 телевизоров Onkyo в день. Фабрика расположилась в Джото-кю, Осака.
В 1958 году Onkyo представила многокомпонентную Hi-Fi-систему — она представляла собой модульную конструкцию, в которую внедрялись отдельные полноразмерные компоненты. Так, эта версия состояла из усилителя HA-2, проигрывателя HP-2 и акустики HS-10. Позднее компания выпускала обновленные версии компонентов.
В 1959 году для демонстрации своих разработок на восьмой выставке All Japan Audio Fair инженеры Onkyo построили аудиостену из 252 коаксиальных динамиков 8CX-A1, оснащенных диффузорами диаметром 16 см.
Компания продолжала развиваться и в 1961 году открыла еще одну фабрику по производству акустики — на этот раз в Неягаве, Осака. Позднее туда же переехала и штаб-квартира Onkyo, где пробыла до 2012 года. В том же году вышел первый приемопередатчик Onkyo — TCR-501.
Разработки в сфере акустики оказались полезными и в других областях: используя технологии, созданные для высокоточного воспроизведения музыки, в 1963 году Onkyo выпустила фонокардиограф, выйдя на рынок медицинского оборудования.
Компактные и не очень компактные системы
В 1965 году Onkyo оказалась на передовой в производстве полочников, набирающих популярность — она запустила серию компактной акустики HS, в которую вошли три модели: HS-201, HS-202 и HS-301.
Годом позже Onkyo представила современное на тот момент видение настольной системы формата «все-в-одном» — модель ST-55 включала в себя усилитель, проигрыватель винила и акустику. Модель, благодаря удобству использования, широкому функционалу и высокому качеству звучания, быстро стала бестселлером.
Затем Onkyo продолжила выпуск акустики: в 1967 году вышли первые трехполосники бренда — E-83A, с низкочастотным динамиком диаметром 30 см. Эту акустику эксперты журнала «Stereo Sound» внесли в мартовском выпуске 1968 года список 33-х лучших устройств. Именно эта модель дала начало линейке Scepter.
Продолжение не заставило себя ждать: в марте 1968 года Onkyo расширила серию Scepter, представив серию динамиков, нацеленную на точное воспроизведение фонограмм. В серию вошел, к примеру, рупорный твитер HM-500A, отличающийся низким уровнем искажений.
В сентябре же компания вновь представила систему формата «все-в-одном», но уже не настольную: в MC2200 трудился 4-канальный усилитель, работающий с крупной аудиосистемой. Эта модель была призвана «донести максимально высокое качество звука до как можно большего числа людей» — отсюда и масштаб.
Зарождение бренда Integra
Именно в 1969 году в каталоге Onkyo впервые появилась серия устройств под названием Integra, которая существует до сих пор. В 1970 году компания выпустила усилитель Integra 725 — компактный интегральник, выдающий по 22 Вт на канал и отличающийся продуманной схемотехникой и своеобразной схемой коммутации: все разъемы спрятаны под крышкой на верхней панели, в то время как сзади размещены кабель питания и предохранители.
Все управление вынесено на фронтальную алюминиевую панель. Одна из главных особенностей Integra 725 — это параметры встроенного фонокорректора: если стандартом считалось значение перегрузки в 100 мВт, в Onkyo поставили 200 мВт, добившись этим улучшения в качестве звука.
1970 год был богат для Onkyo на крупные релизы: компания представила свои первые наушники, H-01A, получившие пластиковый корпус и «звучание компактной акустики». При мощности в 500 мВт наушники воспроизводили частоты в диапазоне от 30 Гц до 13 кГц.
В том же году компания представила крупную четырехполосную систему Scepter120, в основе которой лежали привычный 30-см вуфер, рупорный среднечастотник и пара из твитера и супертвитера с акустической линзой.
Стоит отметить и акустическое оформление этой разработки: система выглядит как тумбочка и представляет собой закрытый ящик объемом 120 л, который в ширину больше, чем в высоту и глубину. В этой системе, в отличие от полочников, изменили коммутацию: входных клемм было несколько, чтобы облегчить переключение между разными усилителями.
Становление квадрозвука и развитие на мировом рынке
В 1971 году Onkyo стала одной из первых компаний, выпустивших квадрофонический комплект техники: в системе X-1 вместе с четырехканальным усилителем работали две пары колонок — побольше и поменьше, — а также проигрыватель винила.
Усилитель выдавал по 10 Вт на канал; в качестве фронтальной акустики использовались двухполосники с фазоинверторным оформлением, 8-дюймовыми вуферами и 2,75-дюймовыми СЧ/ВЧ-динамиками, а в роли тыловой выступали настенные колонки с 6,5-дюймовым широкополосником. Осенью того же года компания сменила название на Onkyo Corporation.
В 1972 году вышел усилитель мощности Integra 931 — в первую очередь, он привлек внимание необычным дизайном с крупными решетками радиаторов и вынесенным в отдельный кожух трансформатором. Этот усилитель предполагался как дополнение к интегральнику Integra 725, заменяющее встроенную секцию мощности.
Выдавая те же 22 Вт на канал, Integra 931 отличался более качественным экранированием, тщательно просчитанным с помощью компьютерных систем динамическим диапазоном — в том числе и вне слышимого спектра — и гармоническими искажениями менее 0,05.
Исследования Onkyo показали, что низкие частоты за границей слышимого диапазона очень сильно влияют на восприятие музыки, поэтому им в Integra 931 уделили особое внимание. А еще этот мощник можно было использовать практически с любыми предусилителями, благодаря настраиваемой нагрузке в пределах от 4 до 16 Ом — в том числе и в квадрофонических системах, которые продолжали набирать популярность.
Тогда же компания основала свой европейский офис — Onkyo Deutschland G.m.b.H Electronics открылась в Мюнхене, Германия. Эта ветвь компании занималась экспортом продукции на европейский рынок и настройкой техники под европейские вкусы. В том же году штаб-квартира Onkyo переехала в другое здание в Неягаве и основала Центр исследований акустических технологий. В 1975 году у компании появилось представительство в США.
Популярность квадрофонических записей возрастала, и в 1973 году Onkyo выпустила квадрокомплект Intec 405, способный автоматически читать три типа квадрофонических записей: CD-4, RM и SQ.
В том же году компания показала проигрыватель винила CP-80M, конструкция которого отличалась использованием особых материалов для поглощения нежелательных вибраций — как внешних, так и внутренних.
в 1975 году у рынка вновь начал просыпаться интерес к интегрированным системам — и Onkyo выпустила модульные комплекты License201, License301 и License501. Тогда же бренд показал серию полочников M.
Разнообразие Scepter и особая коммутация
1977 год стал расцветом системы Scepter: компания выпустила серию акустики Scepter Speaker System, в которой пользователи могли выбрать одну из 173 комбинаций динамиков, корпусов и кроссоверов на свой вкус. Вместе с системой Onkyo представила и брошюру, в которой указала возможные сочетания элементов, чтобы помочь пользователям выбрать подходящий комплект.
Годом позже Onkyo представила свой первый отдельный сабвуфер — SL-1. Это активная модель, способная играть в диапазоне от 20 до 90 Гц и использующая для этого 20-см динамик в паре с пассивным излучателем. В сабвуфере работал усилитель класса D с ШИМ, установленный внутри корпуса — SL-1 стал одной из первых моделей с такой конструкцией, которая сейчас встречается в большинстве доступных на рынке сабвуферов.
Новая декада отметилась несколькими ключевыми технологиями. Так, в 1980 году вышел комплект из предусилителя P-309 и усилителя мощности M-309, использовавший для связи двух устройств коммутацию формата «double super-servo scheme», благодаря чему с точки зрения электросигнала расстояние между усилителем и предусилителем равнялось нулю при подключении фирменным «серво-сенсорным кабелем».
В погоне за точностью воспроизведения Onkyo также представили в этом комплекте транзисторы с высоким выходом и трехкаскадную схему с парами Дарлингтона.
Годом позже Onkyo выпустила проигрыватель винила PX-100M с опорным диском из чистой меди массой в 10 кг. Такой аудиофильский продукт потребовал нового двигателя — и в этом проигрывателе Onkyo установила линейную моторную систему, благодаря которой улучшила стабильность вращения диска.
В том же году Onkyo анонсировала первую в мире высокоскоростную двухкассетную деку TA-W800, дав начало новому поколению устройств.
Техника с приставкой «Grand»
Модульные, компонентные системы Onkyo получили развитие в относительно компактном формате — в 1982 году вышла Radian-33 с полочниками и опциональным FM/AM-трансмиттером. Кроме радио, к ресиверу можно было подключить проигрыватель винила и кассетный магнитофон.
В 1983 году компания представила трехполосники Monitor 2000 из серии Monitor — первую модель с низкочастотником, получившим диафрагму из карбона. У среднечастотника, как и у твитера, были диафрагмы из сплава магния.
Ярким годом для разработок Onkyo стал 1984-й — тогда появилась на свет полностью рупорная аудиосистема Grand Scepter GS-1. Каждый динамик в этой двухполосной акустике располагался в собственном рупоре. При разработке этой модели Onkyo пытались добиться максимальной линейности. За нижние частоты отвечали два 28-см динамика, а высокие частоты озвучивал твитер TW502801A.
В такой мощной системе немало внимания уделили защите от нежелательных вибраций, использовав систему распорок и многослойную конструкцию со специальными демпфирующими материалами. Акустика получилась массивной: низкочастотная секция весила 77 кг, а рупор с твитером — еще 40.
Основным компаньоном для Grand Scepter GS-1 считался самый крупный усилитель Onkyo — Grand Integra M-510, — вышедший в том же году. Масса была под стать: 60 кг, — а мощность составляла 300 Вт на канал на 8 Ом и 500 Вт на 4 Ом. Особенность конструкции усилителя — в двух вторичных трансформаторах.
Такие трансформаторы лучше справляются с реактивной нагрузкой акустики. Фронтальную панель усилителя украшали подсвеченные волюметры, причем пользователь мог выбрать их шаг переключателем. В паре с усилителями мощности Integra серии M-500 выходили предусилители P-300.
В эру компакт-дисков Onkyo вошла громко, представив в 1985 году первый в мире CD-плеер с оптической передачей данных — Integra C-700. Именно Onkyo первой в мире разработала систему, способную передавать данные между выходными фильтрами плеера и ЦАПом по оптоволоконному кабелю. За счет этого удалось полностью разделить цифровые и аналоговые сигналы и устранить в звуке цифровой шум.
Эра AV-ресиверов
В середине 80-х Onkyo, развивая уже существующие направления, стала все больше внимания обращать на рынок AV-ресиверов, и в 1987 году представила в США TX-SV7M — свой первый ресивер со встроенным декодером Dolby Surround.
С этой модели началась эра устройств, в каждом поколении которых появлялись новейшие технологии, обеспечивающие в домашних кинотеатрах более качественное звучание, а в 1993 году Onkyo выпустила первый в мире AV-ресивер, сертифицированный THX — TX-SV919. Годом позже в пару к ресиверу бренд показал комплект кинотеатральной акустики SYS-1, также получивший сертификат THX.
Параллельно с выпуском ресиверов, компания совершенствовала серию акустику Scepter: в 1989 году вышли напольники Scepter 3001, где в сабвуферной секции инженеры использовали акустический лабиринт, благодаря чему акустика с 25-см басовиком, смотрящим в пол, играла от 20 Гц.
Мидбасовый динамик диаметром 20 см играл в достаточно широком диапазоне — от 80 Гц до 1,5 кГц, — покрывая весь частотный диапазон человеческого голоса, что, как сказано в описании, добавляло звучанию реалистичности. Средние и высокие частоты озвучивали купольные динамики, причем твитер был вынесен в отдельный корпус. Верхняя граница воспроизводимых частот этой системы — 50 кГц.
Годом позже вышла двухполосная Scepter 2002 с СЧ/ВЧ-динамиком в рупорном оформлении — причем сам рупор был не обычным, а «супергиперболическим», основанным на разработках, использованных для создания Grand Scepter GS-1. За счет особой формы инженерам компании удалось лишить звук классической рупорной окраски.
Параллельно развивались направления компактных и ультратехнологичных систем: в 1989 году на свет появилась компонентная система Liverpool, которая уже в 1992 году получила мини-версию.
В том же 1992 году Onkyo, первая в мире, представила CD-плеер DX-C606 с автоматическим CD-чейнджером карусельного типа: пользователи могли в процессе прослушивания заменить до трех дисков из шести, при этом музыка не переставала играть. Тогда же свет увидела серия устройств Quest, подарившая более минималистичную внешность технике Onkyo.
Развитие домашних кинотеатров и мини-систем
Далее компания все сильнее развивала направления AV-ресиверов и компонентных систем. Так, в 1994 году вышла серия INTEC275, где 275 — это ширина компонентов в миллиметрах, составляющая всего половину от стандартной.
Эти компактные устройства позволяли пользователю собрать некрупную, но при этом качественно играющую систему с необходимым функционалом: в серию вошли предусилитель, усилитель мощности, CD- и кассетные плееры, процессор окружающего звука, радио, цифровой тюнер и плеер мини-дисков.
В следующем году в миниатюризации компонентов Onkyo пошла еще дальше, выпустив INTEC185 — 185 тоже показывает ширину устройств в миллиметрах. В серии были представлены CD-плеер с FM-тюнером и встроенным высокоточным усилителем, кассетная дека и компактные полочники. В последующих поколениях серии, с индексом 185x, появился и рекордер мини-дисков.
Другой важной разработкой того периода стали ресиверы TX-SV727/525: в них впервые в мире использовались процессоры обработки сигнала, созданные компанией Motorola. С каждым поколением устройств объем данных, которые приходилось обрабатывать, постоянно возрастал, и поэтому для создания полноценного объемного звучания приходилось использовать все более мощные процессоры.
В 1996 году Onkyo представила первый в мире 5.1-канальный ресивер TX-DS939, сертифицированный THX и поддерживающий Dolby Digital. К ресиверу прилагался пульт, который можно было не только класть, но и ставить вертикально, что оказалось достаточно удобно.
Позже, в 1999 году, появился ресивер TX-DS777 — первый, отвечающий требованиям THX Select. А бюджетный TX-DS474, оснащенный декодером Dolby Digital, при цене менее 400 евро получил награду EISA.
В новое тысячелетие Onkyo вошла с мощными кинотеатральными системами: в 2000 году появилась Integra Research Ultimate Theater System, созданная совместно специалистами Onkyo, Apogee, Balanced Audio Technology и Lucasfilm.
Ультимативный домашний кинотеатр включал в себя три отдельных компонента: DVD-плеер, процессор и усилитель мощности. В том же году компания показала TX-DS989 — 7.1-канальный ресивер, первым получивший поддержку декодера THX Surround EX.
Для демонстрации своих кинотеатральных технологий Onkyo построили в Токио Marine Theater — демо-зал, расположенный в токийском офисе Onkyo, со 150-дюймовым экраном и новейшими разработками компании. Этот демо-зал и по сей день используется для проведения мероприятий и кинопоказов, не уступая коммерческим кинотеатрам в качестве изображения и звука.
Сеть, компьютеры и компактные системы
В 2000-х Onkyo начала активно осваивать Интернет: сначала запустила онлайн-продажу запчастей к технике в 2000 году, а в 2003-м предложила пользователям слушать музыку с находящихся в той же домашней сети устройств — и представила серию Nettune.
Компания, фактически, была одним из пионеров стриминга и своей целью ставила знакомство пользователей с прослушиванием музыки по сети — с тем, как это просто и удобно.
Всего двумя годами позже, в 2005 году, Onkyo запустила онлайн-магазин музыки e-onkyo, где предлагала мелодии в Hi-Res-качестве. Поначалу там было всего 10 треков. Качественное звучание персональных компьютеров на себя взял суббренд Wavio, появившийся в 1998 году — этот шильдик получали звуковые карты и компьютерная акустика.
Вышедшая в 2005 году док-станция для iPod, DS-A1, позволяла с легкостью воспроизводить мелодии из памяти плеера на домашней аудиосистеме. В 2006 году инженеры Onkyo, фактически, создали «аудиокомпьютер» для воспроизведения медиафайлов высокого качества на базе Intel Viiv — HDC-7. Он работал в 7.1-канальном режиме и использовал фирменную технологию VLSC для снижения шума от импульсных источников при воспроизведении файлов в качестве 24 бит/96 кГц.
Параллельно с развитием домашних кинотеатров и зарождением стриминга, Onkyo активно работала в особой нише мини-систем. В 1998 году на базе серии INTEC компания разработала новую серию мини-компонентов FR, а в 1999-м выпустила устройства INTEC205. К сентябрю 2004 года продажи устройств серии FR достигли миллиона.
Кинотеатральные новинки Onkyo удивляли раз за разом: первый «коробочный комплект» домашнего кинотеатра, сертифицированного THX, вышел в 2006 году, первый ресивер с поддержкой Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio — в 2007-м, а в 2009-м появились ресиверы TX-SR607 и TX-NR807 — первые в мире получившие поддержку Dolby Pro Logic llz и Windows, соответственно.
Последняя модель продвигала идеи Onkyo о ресиверах, подключенных к сети — она даже умела воспроизводить мелодии с сервиса Pandora.
Наше время: возрождение хайэнда, финансовые трудности, вечные ресиверы
В 2010 году Onkyo вернулась на рынок техники высочайшего класса с выпуском серии компонентов Reference. Аккуратные, минималистичные алюминиевые корпуса, передовые технологии и продуманная конструкция стали основами моделей этой линейки. В нее вошли усилитель мощности M-5000R, предусилитель P-3000R и CD-плеер C-7000R, а после — и интегрированный усилитель A-9000R.
Максимум внимания в конструкции разработчики уделили минимизации вибраций и шумов, представив технологию DIDRC и грамотно подходя к изоляции элементов цепей сигнала. Усилитель готов был выдавать по 170 Вт на канал на 4 Ом, обладал двумя крупными тороидальными трансформаторами с субтрансформатором, использовал трехкаскадную схему с парами Дарлингтона, аналогичную той, что впервые встретилась в M-309, и получил на фронтальной панели два знакомых волюметра.
В 2012 году компанию Onkyo приобрел производитель гитар Gibson. С гитарным бизнесом Onkyo уже взаимодействовала: в 2005 году компания выпустила акустику D-TK10 с корпусом, вдохновленным музыкальными инструментами, совместно с производителем гитар Takamine Guitars. Через два года Onkyo объединилась с Pioneer, сформировав компанию Onkyo and Pioneer Corporation.
В 2013 году Onkyo выпустила программный плеер для смартфонов HF Player, позволяющий слушать на некоторой портативной технике музыку в высоком качестве. С помощью приложения качественный звук стал доступен большему числу пользователей.
Но и не только с помощью приложения: в 2015 году Onkyo представила собственный портативный аудиоплеер DP-X1, ставший первым устройством, разработанным после объединения с Pioneer. В том же году вышел и портативный плеер/ЦАП/усилитель DAC-HA300.
В 2016 году компания отметила 70-летие, выпустив новую серию компонентов INTEC, в которую вошли сетевой стереоресивер R-N855 и CD-плеер C-755 (оба — половинчатой ширины), а также акустика D-175. Кроме того, к юбилею был приурочен выход акустики Scepter SC-3 — полочников, подразумевающих размещение на стойке.
Именно в них дебютировал новый материал диффузора — целлюлозные нановолокна древесной массы, которые, как считают в компании, идеально подходят для воспроизведения музыки в высоком качестве. С вуфером, получившим диффузор из этого материала, вместе трудился алюминиевый твитер, утопленный в рупор.
В апреле 2018 года китайский бренд TCL приобрел права на использование бренда Onkyo на всех рынках, кроме японского, «с некоторыми возможными исключениями», и планировал производить под этим именем умную технику для дома.
В мае 2018 года компания Gibson, под крылом которой находились бренды Onkyo и Pioneer, объявила о банкротстве и начала реструктуризацию. Уже летом Onkyo и Pioneer передали дистрибуцию своей техники в Европе сторонней компании Aqipa, куда перевели и сотрудников европейского подразделения.
В мае 2019 года группа компаний Sound United, в которую уже входили бренды Denon, Marantz, Polk Audio, Classe и другие, сообщила, что приобретет подразделение потребительского аудио Onkyo Corporation, включающее в себя бренды Onkyo, Pioneer, Pioneer Elite и Integra.
Но сделка, согласование которой длилось около полугода, не состоялась. В результате, компании пришлось сократить 30% своих сотрудников, перевезти все японские подразделения в новый офис под Осакой и пересмотреть деятельность.
Несмотря на все эти трудности, Onkyo продолжает выпускать современные AV-ресиверы, поддерживающие новейшие технологии, а также наушники, комплекты домашних кинотеатров и другую технику.
Источники