По масштабам производства и охвата всевозможных видов продукции с «Панасоником» могут сравниться только такие колоссы, как Sony, Hitachi, Toshiba, Pioneer и Canon Inc., а основатель компании Коносукэ Мацушита имеет прямое отношение к так называемому «послевоенному экономическому чуду», сделавшему Японию одной из наиболее развитых стран мира.
Ранние годы. Целеустремленность Коносукэ
История компании началась в 1918 году, когда 24-летний уроженец деревушки Васамура (ныне это часть города Вакаяма, расположенного к югу от Осаки) Коносукэ Мацушита (Konosuke Matsushita) организовал фирму по производству ламповых патронов и прочего электротехнического оборудования.
Отец Коносукэ был состоятельным землевладельцем в сельской общине, владевшим 60 гектарами земли, большую часть которой он сдавал в аренду фермерам под рисовые поля. Мальчик рос в многодетной семье с пятью сестрами и двумя братьями. Но когда ему исполнилось четыре года, отец потерял свой бизнес из-за неудачных спекуляций на рисовой бирже, обанкротился и вынужден был искать работу в Осаке.
В 1899 году все имущество Мацушиты было распродано, а семья переехала на окраину Вакаямы в тесную городскую квартиру с тремя спальнями и плохими санитарными условиями. Вскоре умер один из братьев — восемнадцатилетний Хатиро, спустя полгода не стало сестры Коносукэ — Фузае, а чуть позже ушел из жизни старший брат Исабуро.
В 1901 году, в самый разгар этих трагических событий, юный Мацушита пошел в школу, чтобы получить формальное образование. Однако из-за тяжелого материального положения уже в девятилетнем возрасте Коносукэ вынужден был покинуть семью и начать работать подмастерьем при магазине Miyata Hibachi Store в Осаке, куда его устроил отец. Магазин торговал национальными японскими печами хибачи для обогрева и приготовления еды. Мальчику приходилось трудиться по 80-90 часов в неделю и находиться вдали от своих родных.
Позже он устроился в велосипедный магазин Godai Bicycle Store, принадлежавший Отокити Годаи. Владелец магазина был строгим, но заботливым человеком, хорошо относился к своим рабочим, но работа здесь требовала полной самоотдачи. Отокити впечатлила природная одаренность и большой интерес юноши к бизнесу. Годы, проведенные в Godai Bicycle Store, дали Коносукэ некоторые навыки и опыт по ведению собственного дела. В то же время он закалил характер и научился одному важному качеству — извлекать пользу из трудностей и лишений.
Появление трамваев на улицах Осаки вдохновило пятнадцатилетнего Мацушиту попробовать себя в набирающем обороты бизнесе, связанном с электричеством. Он устроился в компанию Osaka Electric Light Company в качестве помощника электромонтера, где проработал семь лет. В течение этого периода Коносукэ обзавелся семьей, а в 22-летнем возрасте уже занимал пост инспектора по контролю качества монтажа.
Мацушита был прилежным и наблюдательным работником, в котором целеустремленность соседствовала с духом изобретательства. Юноша самостоятельно разработал ламповый электропатрон, который отличался улучшенной конструкцией по сравнению с существующими тогда стандартами, и показал его своему боссу, однако тот не поддержал начинания молодого работника.
Летом 1917 года Коносукэ покинул компанию. Среди причин были возросшие амбиции Мацушиты и проблемы со здоровьем. Парень твердо решил заняться собственным делом, поэтому в июне 1917 года Мацушита, его жена Мумено и шурин Тосио Иуэ, который в будущем станет основателем компании Sanyo Electric, открыли мастерскую, располагавшуюся в тесном двухкомнатном помещении, арендованном ими на востоке Осаки.
Мастерская, дополненная двумя коллегами, уволившимися из Osaka Electric Light Company, занялась производством разработанного Коносукэ лампового патрона. Оптовые торговцы отказывались брать продукт на реализацию, так как у молодой фирмы еще не было большого ассортимента товаров. Дела шли неважно, наемные рабочие вскоре уволились, денег не хватало даже на предметы первой необходимости… Тем не менее, терпение, трудолюбие и вера в собственные силы окупились сполна.
В конце года мастерская Мацушиты получила заказ от крупного производителя Kawakita Electric на изготовление тысячи изоляционных плат для электрических вентиляторов. Коносукэ максимально ответственно отнесся к выполнению заказа и вместе с Мумено и Тосио выполнил его качественно и в срок. Все трое работали не покладая рук по 18 часов в день.
Повторный заказ в 2 000 плат обеспечил фирме первый капитал, необходимый для запуска усовершенствованного патрона и прочих связанных с электротехникой изобретений в серийное производство. Оптовики поняли, что продукция Мацушиты отличается более высоким качеством и стоит дешевле, чем аналогичные товары, представленные на рынке, — и начали брать ее для реализации.
Трудности начинаний и первые успехи
Вскоре молодой бизнесмен вместе со своими единомышленниками перебрался в большой двухэтажный дом, который был арендован и переоборудован в мастерскую, получившую название Matsushita Electric Housewares Manufacturing Works. Произошло это 7 марта 1918 года. Именно эта дата считается «днем рождения» Panasonic.
В компании тогда числились три человека: 23-летний Коносукэ, его 22-летняя жена Мумено и ее 15-летний брат Тошио. Они переоборудовали три комнаты на первом этаже в мастерскую и установили там два ручных формовочных станка для литья изоляции. Производство началось с изоляционных плат для вентиляторов, но Мацушита нацелился на рынок бытовых электроприборов.
Компания начала производить свой ключевой продукт — патронную штепсельную розетку (attachment plug), представляющую собой ответвительный разъем, который ввинчивался в патрон и служил переходником для подключения силовых кабелей разнообразных электрических приборов.
В то время для японцев это был предмет первой необходимости, так как в 1918 году в их домах еще не было настенных розеток, а единственным источником электричества оставался свисающий с потолка патрон для вкручивания лампочки.
Такие переходники уже существовали, но Мацушита задействовал для их изготовления использованные лампы, что помогло уменьшить цену на 30%. Продукт отличался высоким качеством и пользовался большим спросом.
Позже в ассортименте компании появился настоящий бестселлер — двойной патрон (электрический разветвитель), который отличался хорошим качеством и невысокой ценой по сравнению с аналогами конкурентов. Такой патрон избавлял от необходимости каждый раз выкручивать лампочку при подключении электроприборов.
Первые годы существования компании были довольно трудными. Однажды Коносукэ пришлось заложить кимоно своей жены, чтобы компенсировать нехватку денег. Дальнейший рост объемов производства способствовал получению прибыли, расширению Matsushita Electric и привлечению новых сотрудников.
К концу 1918 года в мастерской Мацушиты уже трудились 20 наемных рабочих. С целью упрочнения и сплочения коллектива Коносукэ организовал сообщество Hoichi Kai — свободную ассоциацию работников, напоминающую некий «семейный» клуб, в котором проводились спортивные, культурные и прочие развлекательные мероприятия.
В феврале 1920 года появился первый логотип компании с буквой «M» и стрелой, помещенными в ромб, — изображение символизировало бриллиант. Весной этого же года Тосио отправился в Токио, чтобы договориться о продаже их продукции, а в 1922 году компания уже располагала собственной фабрикой с 50-ю рабочими и имела небольшой офис. Мацушита вспоминал о том времени, как о моменте осуществления его мечты и поворотном пункте в карьере.
Фабрика, велосипедные фонари, бытовые электроприборы и новые стратегии
У Мацушиты была привычка записывать идеи, приходившие к нему во время сна, поэтому он всегда держал рядом с кроватью карандаш и бумагу. Именно так была придумана велосипедная фара в форме пули, которая работала до 40 часов на трех реконструированных Коносукэ батарейках и превосходила существующие тогда фонари, «поедающие» батарею за 2-3 часа.
Для стимуляции продаж Мацушита предпринял нестандартное решение и отправил своих представителей с образцами товара к трейдерам с информацией о том, что Matsushita Electric согласна получать деньги за товар только после того, как он будет продан — и только в том случае, если покупатели будут удовлетворены. Благодаря данному продукту, компания Matsushita Electric получила широкую известность.
В 1923 году землетрясение почти полностью разрушило Токио и Йокогаму. Сеть продаж компании была полностью уничтожена, но в начале 1924 года Matsushita открыла новый филиал в Токио и приступила к восстановлению.
В 1925 году для производства велофонарей был построен отдельный завод и подписан контракт с компанией Yamamoto Trading Company, предоставляющий ей эксклюзивные права на продажу данной продукции по всей стране в обмен на гарантию покупки десяти тысяч экземпляров в месяц.
В 1927 году компания представила фонарь квадратной формы, который продавался под маркой «National» и мог использоваться не только на велосипедах, но и в быту — вместо обычных керосиновых ламп. Название придумал сам Мацушита.
Однажды в газете он наткнулся на английское слово «international». Проверив этимологию, Коносукэ обнаружил, что в его основе лежит слово «национальный», тождественное словам «народ» или «нация». По его мнению, такое название идеально подходило для продуктов, которые использовались бы в каждом домохозяйстве страны.
В этот раз, помимо трюка с бесплатными образцами для торговцев, Коносукэ впервые использовал рекламу своей продукции в газете. В итоге, продажи фонаря National достигли 30 000 штук в месяц.
В то же время Мацушита начал целенаправленно атаковать рынок электротермическими продуктами. Для этого был учрежден целый отдел во главе с Тецудзиро Накао (Tetsujiro Nakao). В ассортименте фирмы появился электроутюг «Super Iron», электрогрелка для ног на базе термостата и прочие изделия. Вскоре был организован отдел научных разработок, который возглавил Накао.
Принципы, цели и кредо компании
Успех компании был обязан нескольким принципам, которых придерживался Мацушита: 1) продукция фирмы представляла собой улучшенные варианты конкурирующих товаров, но продавалась по более низким ценам (обычно на 30% ниже), 2) издержки минимизировались за счет уменьшения накладных расходов, продолжительного рабочего дня и тотальной экономии, 3) хорошее отношение к наемным рабочим, 4) постоянное внедрение новой продукции, быстрое и гибкое реагирование на требования рынка.
Еще одним ноу-хау компании стал выпуск дайджеста Matsushita Electric Monthly — печатного издания для распространения в розничных магазинах, а вскоре появился журнал Hoichi Kai Magazine для сотрудников компании.
Несмотря на всеобщий кризис, Matsushita Electric продолжала расти. В 1928 году общая сумма от продаж товаров составляла 100 000 иен ежемесячно, а количество персонала превысило 300 человек. В 1929 году Коносукэ сформулировал два кодекса «Мацушиты»: «Основные методы/задачи управления» и «Кредо компании», — а позже добавил к этому еще один документ под названием «Семь принципов», в основу которых было положено служение на благо общества.
По сути, в этих трудах была сформулирована основная философия Panasonic. Слова Мацушиты: «Осознавая нашу ответственность как промышленников, мы посвятим себя прогрессу и развитию общества и благосостояния людей посредством нашей деловой активности, тем самым улучшая качество жизни во всем мире».
О феномене Мацушиты начали слагать легенды, приписывая ему незаурядные способности. Однако очень точную характеристику Коносукэ дал его коллега по цеху Тосио Иуэ, по словам которого Мацушита не был блестящей личностью или сверхталантливым человеком, но зато обладал упорством и чрезвычайной страстью к труду.
Стратегия выживания во время Великой депрессии и первый радиоприемник
В 1929 году рухнула Нью-Йоркская фондовая биржа, и на мировых финансовых рынках началась паника. В итоге, не отличавшаяся особой крепостью экономика Японии пришла в упадок. В условиях кризиса многие предприятия из-за перепроизводства товаров начали увольнять своих рабочих — но только не Мацушита. Он отдал своим помощникам указание, согласно которому производство сокращалось вдвое, но работники не увольнялись.
Выпуск продукции при этом удалось уменьшить за счет сокращения рабочего дня наполовину — причем выходные отменялись, но уровень зарплаты оставался прежним, однако в свободное время от служащих компании требовались усилия по сбыту накопившихся запасов продукции. Рабочие одобрили такое решение. В течение двух месяцев избыток продукции исчез, а спрос восстановился, что позволило возобновить полномасштабное производство.
Еще одним важным решением стал выпуск в 1931 году первого радиоприемника, который дался Matsushita Electric нелегко. После покупки завода по производству приемников и выпуска несколько доработанной версии начались проблемы с частыми поломками, чем грешили, фактически, все подобные продукты того времени.
Тогда Коносукэ поручил своему старшему инженеру Тецудзиро Накао, возглавлявшему соответствующий отдел, разработать более надежную модель. Коносукэ мотивировал его тем, что даже радиолюбители способны сами собрать приемник и что в его распоряжении для этого имеются все необходимые средства.
В итоге, после напряженной и кропотливой работы, всего за три месяца был создан трехламповый прототип. Модель имела индекс R-31 и превосходила своих конкурентов по надежности. Образец R-31 получил первое место в конкурсе, проводимом Японской радиовещательной корпорацией.
В 1930 году компания выпускала около 200 000 ламп National и около 1 млн. сухих батарей в месяц. Matsushita Electric активно наращивала мощности по производству батарей и покупала компании, производящие батареи, что к 1943 году привело к ее полному доминированию на этом рынке.
К концу 1931 года «Мацушита» уже выпускала более 200 видов продукции. Компании удавалось идти в рост даже во времена Великой депрессии. Успеху способствовала собственная мощная система розничной торговли. Компания также применяла свою фирменную стратегию — брала за основу уже существующие инновационные изобретения, доводила их до совершенства, а затем пускала полученный товар в продажу по заниженной цене и организовывала сбыт.
В мае 1932 года Мацушита выступил перед своими служащими с целью провозглашения основных принципов миссии компании, которые в некоторой степени были созвучны религиозным взглядам.
Согласно определению Коносукэ, миссия компании заключалась в том, чтобы создать материальное изобилие за счет поставки качественных и недорогих товаров, которые помогут искоренить бедность, принести счастье в жизнь людей и превратить этот мир в более светлое место.
В 1933 году Коносукэ Мацушита внедрил дивизиональную систему, предусматривавшую разделение компании на бизнес-отделения. Были созданы отделения по производству, соответственно, радиоприемников, батарей и ламп, электроустановочного оборудования/синтетических смол и электронагревательных приборов.
Причем каждое из них имело в своем распоряжении отдельные заводы, филиалы по сбыту и пользовалось относительной хозяйственной автономностью, контролируя при этом весь цикл разработки/производства/сбыта.
Для дивизиональной системы большое значение имели управленческие кадры и квалифицированная рабочая сила. С этой целью в 1934 году компания открыла собственный институт по подготовке специалистов системы сбыта, а в 36-м году — курсы подготовки производственного персонала.
Слова Мацушиты: «Независимо от того, с какими трудностями сталкивается компания, ее цели в конечном итоге могут быть реализованы только в том случае, если руководство и работники будут стремиться к согласованным и усердным усилиям по достижению этих целей».
В 1934 году начался выпуск первых электромоторов. По этому поводу Коносукэ высказался так: «Качество жизни средней семьи должно улучшиться, придет время, когда в большинстве домохозяйств будут использоваться не менее 10 электродвигателей. Спрос на такие моторы станет неограниченным».
В 1935 году была создана экспортная компания Matsushita Electric Trading Company (MET), предназначенная для продажи товаров «Мацушиты» за рубежом. В итоге, продажи продукции компании в Юго-Восточной Азии значительно выросли. В 1935 году Matsushita Electric, на благо которой трудилось 3 500 рабочих, была официально преобразована в корпорацию Matsushita Electric Industrial Co. (MEI) и начала открывать представительства в других странах.
Развитая сеть сбыта появилась в Корее и Тайване. К этому времени «Мацушита» уже включала в себя девять отделений и четыре дочерние компании. В 1935 году появилась компания National Storage Battery Co., производящая батареи, в 1936 году — National Electric Lamp Co. (производство лампочек), а в 1938 году — Matsushita Electric Motor Company (производство электромоторов).
В 1936 году пошли в серию первые бытовые электровентиляторы. В 1937 году к ассортименту продукции добавились мегафоны, микрофоны, автомобильные аккумуляторы, фены для сушки волос и др.
Во второй половине 30-х годов MEI занялась разработкой телевизионного приемника с ЭЛТ. В итоге, в 1938 году появился первый прототип с 12-дюймовым экраном.
Годы войны. Балансирование на грани
В 1937 году Япония начала войну с Китаем, а в 1938 году вступил в силу закон о всеобщей национальной мобилизации. В 1941 году японские войска атаковали американскую военную базу в Перл-Харборе и, по сути, объявили войну США.
Корпорация MEI вынуждена была перестраиваться под военные нужды и начать выпуск соответствующей продукции, включая деревянные суда и даже самолеты. При этом существенно сокращалась доля производства товаров для гражданских нужд: батарей, электроламп, радиоприемников и пр.
В апреле 1943 года появилась дочерняя судостроительная компания Matsushita Shipbuilding Company, выпустившая 56 деревянных кораблей, а в апреле — авиастроительная Matsushita Airplane Company. Тем не менее, даже в годы войны компании удавалось расширять производство, в том числе и за рубежом.
К моменту капитуляции Японии в 1945 году в активах Matsushita Electric числилось 67 заводов. Тем не менее, у компании накопилась большая задолженность, а ее рабочие были истощены. Вскоре MEI получила указание от командования союзных войск о свертывании производства.
При этом Генеральный штаб победивших союзных войск издал приказ, согласно которому все лица, управлявшие японскими фамильными концернами-конгломератами дзайбацу, должны быть уволены. Компания лишилась своих представительств, фабрик и дочерних фирм за рубежом, а сам Коносукэ был отстранен от управления. Количество рабочих существенно сократилось, а 32 завода компании были разрушены бомбардировками.
Тем не менее, 20 августа Мацушита обратился к своим служащим с такими словами: «Производство — это основа нашего возрождения. Давайте возродим традиционный дух «Мацушиты» и завершим работу по восстановлению нации и улучшению жизни людей». Эти слова вывели сотрудников компании из оцепенения и шока от поражения Японии. Компания не отождествляла себя с дзайбацу и много раз подавала апелляцию в штаб-квартиру союзного командования.
Профсоюз MEI собрал более 1 500 подписей в пользу Коносукэ. В результате, в 1947 году было принято решение оставить Мацушиту во главе компании, а к 1950 году удалось решить вопрос по отмене статуса «дзайбацу» и снять большинство ограничений с MEI. Второй важный вопрос был связан с огромным количеством долгов. Поэтому компания вынуждена была сократить рабочий день и впервые уволить часть сотрудников.
Новый уровень и послевоенный рост
В 50-х годах положение MEI несколько улучшилось, а в ее ассортименте появились пользующиеся спросом стиральные машины. В 1951 году Мацушита посетил Америку и Европу для получения нового опыта, изучения рынка и поиска партнеров для сотрудничества.
В результате, в 1952 году MEI подписала соглашение с Philips о создании совместной дочерней компании, благодаря чему обе компании смогли обменяться техническим опытом и управленческими навыками. Благодаря такому сотрудничеству, «Мацушите» удалось вывести свою продукцию на более высокий технологический уровень.
В 1954 году заработал построенный в Осаке совместный завод Philips/Matsushita по выпуску электронных и люминесцентных ламп, кинескопов для телевизоров и прочей электротехнической продукции.
Компания начала развивать свой научно-исследовательский потенциал и модернизировать производственное оборудование. Исследования и разработки в области телевизионных технологий, приостановленные во время войны, были возобновлены в 1950 году.
В 1952 году «Мацушита» представила свой первый серийный черно-белый телевизор National 17K-531, который отличался от конкурентов 17-дюймовым прямоугольным CRT-экраном. В ассортименте также появились флуоресцентные лампы, системы двусторонней связи, оборудование для УКВ-радиовещания, автозапчасти и другие новые продукты.
В 1953 году Matsushita Electric открыла Центральную исследовательскую лабораторию, которая совершенствовала уже имеющиеся на рынке товары и создавала оборудование для их производства. Компания модернизировала производственные мощности, а в 1954 году начала выпуск сухих батарей Hyper нового поколения с цельнометаллической оболочкой.
В 1953 году появился первый холодильник National с компактным компрессором. В это же время «Мацушита» приобрела японскую компанию JVC, специализирующуюся на выпуске электроники.
В 1954 году был выпущен радиоприемник PS-54 на пяти лампах, а также компактное однодиапазонное переносное 4-ламповое радио PL-420. Оба устройства предназначались для экспорта в другие страны, в т.ч. в США. В каталоге компании в это время также появилась первая электрическая рисоварка EC-21 и первый пылесос MC-1.
В 1955 году начался настоящий бум, связанный с электробытовыми товарами. Особенной популярностью пользовались ТВ, холодильники и стиральные машины. На тот момент MEI уже выпускала 5 000 машин для стирки в месяц.
В том же году компания впервые применила название «PanaSonic» для части своей экспортной продукции — акустических систем и ламп. Этимология названия связана с древнегреческим словом «pan» («всё») и латинским «sonic» («звуковой»).
В 1956 году Коносукэ Мацушита представил пятилетний план развития, который предполагал увеличение продаж в четыре раза и в итоге был выполнен всего за четыре года. В это время компания уже располагала 15-ю подразделениями, специализирующимися на определенных видах продукции. Корпорация активно расширялась, обрастая новыми фабриками и заводами.
В 1956 году ассортимент товаров MEI пополнился автоматической электрической рисоваркой EC-36, пользующейся большим спросом.
В 57-ом пошел в серию FM-радиоприемник EA-765 и первый компактный транзисторный приемник UB-150.
В 1958 году компания выпустила домашний кондиционер воздуха, первую щелочную аккумуляторную батарею, первую стереосистему и первый бытовой катушечный магнитофон RQ-201.
В 1959 году его модифицированная версия стала первым экспортным магнитофоном National. В это же время появился самый компактный на то время приемник T-10 на шести транзисторах.
Под занавес 50-х годов Мацушита организовал компанию по сбыту Matsushita Electric Corporation of America (MECA) в Нью-Йорке, которая продавала товары «Мацушиты» под брендом Panasonic в США.
Внешняя экспансия «Мацушиты» и всемирная известность
В 1961 году компания активно занялась строительством своих заводов за рубежом, параллельно технически помогая слаборазвитым в этом плане странам, включая Пакистан, Вьетнам и Уругвай.
Была основана дочерняя компания по производству батарей National Thai Company (NTC) в Таиланде. Это был первый зарубежный завод «Мацушиты», построенный в послевоенный период. В 1962 году открылась компания Matsushita Electric (Taiwan) по производству радиоприемников и бытовых изделий в Тайване. К 1967 году MEI построила свои фабрики в Мексике, Пуэрто-Рико, Коста-Рике, Перу, Танзании, на Филиппинах и в Австралии.
В январе 1961 года Коносукэ Мацушита объявил о своем решении уйти с поста президента и занять пост председателя совета директоров. Новым президентом компании стал зять Коносукэ — Масахару, который ранее сменил свою фамилию Хирата на Мацушита.
Благодаря своему стремительному росту MEI завоевала популярность во всем мире. О Коносукэ писали такие авторитетные издания, как Life и The New York Times, а журнал Time даже поместил его нарисованный портрет на обложку.
В 60-х годах компания «Мацушита» в параллель с бытовой техникой освоила новые сферы деятельности и занялась тяжелой промышленностью, а также выполнением правительственных заказов. В это же время был расширен ассортимент бытовой техники. В серию пошли газовые плиты, водоохладители, кухонные раковины и др. Компания получила статус универсального производителя электроники и бытовой техники.
В 1960 году был представлен первый цветной 21-дюймовый телевизор National K21-10 и первый портативный аккумуляторный катушечный магнитофон RQ-112, а в 1962-ом была выпущена офисная факс-машина.
В 1962 году MEI усилила контроль качества и обслуживания своей продукции. В результате, был организован отдел обслуживания при Отделе корпоративных продаж в рамках мер по созданию сервисной организации и сформирована общенациональная сеть сервисных компаний, которые обеспечили бесперебойную поставку компонентов для ремонта продукции.
В 1962 году появился T-801 — портативный 2-диапазонный транзисторный приемник с высокой чувствительностью и отличным качеством звучания, а в следующем году компания выпустила батарею National Hi-Top с увеличенной в два раза продолжительностью службы и защитой от протечки.
В 1964 году в компании наметился экономический спад. Поэтому Коносукэ Мацушита временно занял пост директора Отдела корпоративных продаж и приступил к работе над решением проблем компании, полностью обновив организацию продаж и дистрибуции.
В апреле 1965 года компания MEI стала первым крупным производителем в Японии, который ввел пятидневную рабочую неделю.
В том же году в производственной программе компании появились первые полочные акустические системы класса Hi-Fi EAB-1204, выпущенные под новым брендом Technics, который был создан для выпуска аудиокомпонентов.
А в 1971 году компания MEI выделила Technics как специализированный бренд, производящий премиальную высококачественную аудиотехнику. Название «Техникс» созвучно слову technology, т.е. «технология».
В 1965 году началось серийное производство первой полностью автоматической стиральной машины N-7000.
С 1966 года компания вступила в фазу быстрого роста. В следующем же году началось производство микроволновых печей, кассетных магнитофонов и бытовых видеомагнитофонов, а продажи «Мацушиты» возросли на 30%.
В 1967 году пошли в серию первая кассетная магнитола National RQ-231 с FM/AM-тюнером, первый 8-дорожечный магнитофон для кассет-картриджей, первая стереофоническая автомагнитола CX-801 и первая видеокамера, а в 68-ом компания разработала варистор на основе оксида цинка, который использовался в электронной аппаратуре для подавления скачков напряжения.
В 1969-ом был выпущен самый маленький в мире черно-белый телевизор с 1,5-дюймовым экраном Mica 1 TR-001 и первый цветной транзисторный ТВ TH-30PU.
А в 1970 году появился революционный проигрыватель виниловых дисков Technics SP-10, который использовал прямой привод, имевший ряд преимуществ над пассиковыми приводами — более плавное вращение, долговечность, минимум шумов и вибраций. В 70-х годах была выпущена первая компонентная стереосистема Panasonic.
В 1971 году акции компании появились на Нью-Йоркской фондовой бирже, что свидетельствовало о получении статуса мирового глобального концерна.
В 1972 году под брендом Technics вышел виниловый проигрыватель SL-1200 с прямым приводом, который стал мега-бестселлером и выпускался далее в различных модификациях. В настоящее время осовремененная модификация данной модели все еще числится в каталоге компании.
В июле 1973 года, в канун 55-летнего юбилея компании, Коносукэ Мацушита отошел от повседневных дел MEI, заняв должность исполнительного советника. В это же время начался нефтяной кризис, что негативно сказалось на экономике Японии, в т.ч. на продажах «Мацушиты».
В 1974 году «Мацушита» выкупила ТВ-подразделение компании Motorola и создала дочернее предприятие Quasar Electronics.
В 76-м был представлен видеомагнитофон VX2000. К этому времени «Мацушита» владела пакетом акций компании Japan Victor Corporation (JVC), которая разработала кассетный формат наклонно-строчной видеозаписи VHS, ставший, в итоге, победителем в сражении против формата Betamax, разработанного Sony.
В 1977 году у Matsushita Electric появился VHS-видеомагнитофон VBT200, позволявший записывать до четырех часов видео, а в 1978-м — портативная VHS-видеокамера VZ-C510.
В 1977 году модельный ряд пополнил предшественник мобильных устройств — карманный радиоприемник Panasonic R-012 толщиной всего в 12,7 мм, а в 79-ом появились так называемые «бумажные батареи» National толщиной всего в 0,8 мм, которые могли иметь любую геометрическую форму и использовались в миниатюрных устройствах — калькуляторах, наручных часах и т.п.
В 1977 году компания предприняла кадровые перестановки. По настоянию Коносукэ новым президентом стал Тосихико Ямасита (Toshihiko Yamashita), сумевший встряхнуть компанию и влить в нее новую кровь.
80-е
В 1982 году MEI представила свой первый CD-проигрыватель Technics SL-P10, который отличался привлекательным дизайном с хорошо читаемым дисплеем, имел компактные размеры, вертикальную загрузку диска и обладал множеством функций.
Международный фонд науки и техники, в котором председательствовал Коносукэ Мацушита, учредил Международную премию Японии, ставшую второй по значимости наградой в мире за достижения в области технологий.
В 1983 году был представлен первый компьютер Panasonic Senior Partner, полностью совместимый с IBM PC.
В 85-ом появилась видеокамера MacLord Movie NV-M1 с функцией записи на VHS-кассету, которая весила всего 2,5 кг. Такие камеры впоследствии стали называть «камкордерами».
В феврале 1986 года президентом MEI стал Акио Тании (Akio Tanii). Были заданы четыре основные вектора развития: средства автоматизации офиса, AV-техника нового поколения, средства автоматизации производства и полупроводниковые приборы.
В мае 1987 года Matsushita Electric подписала соглашение с властями КНР о создании совместного предприятия по производству ЭЛТ-кинескопов для цветных телевизоров. Это была первая инвестиция Panasonic в Китай со времен войны.
Новая компания Beijing Matsushita Color CRT Co., Ltd. начала производство в июне 1989 года и включала в себя 1 400 сотрудников. В самом начале это были 21-дюймовые цветные кинескопы — позже были добавлены все остальные стандарты.
В 1987 году был представлен беспроводный стационарный телефон Pana Pop 51, а в 1988 году — первый 32-битный стационарный компьютер Panasonic Panacom CV-M800HE и первая электронная фотокамера AG-ES.
В 1989 году начались продажи первых никель-водородных аккумуляторов Panasonic и марганцевых сухих батарей Neo-Black.
27 апреля 1989 года в 94-летнем возрасте ушел из жизни Коносукэ Мацушита. Многие международные деятели выразили свои соболезнования, в том числе президент США Джордж Буш и премьер-министр Японии Нобору Такэсита.
За год до смерти Коносукэ выделил 27 млн долларов для создания Международного фонда Мацушиты — организации, призванной содействовать взаимопониманию между Японией и другими странами и обучать персонал.
Прогрессивные 90-е
В 1990 году «Мацушита» приобрела американскую мультимедийную компанию MCA Inc. вместе с ее дочерними компаниями, включая Universal Pictures.
В этом же году началось производство ноутбуков Panacom PRO NOTE, видеомагнитофонов NV-W1 с поддержкой трех стандартов видео NTSC/PAL/SECAM, 3CCD-камеры высокого разрешения AK-HC1000 и компактной видеокамеры Brenby NV-S1 с функцией стабилизации изображения, завоевавшей огромную популярность.
В 1991 году MEI представила профессиональное цифровое устройство D-3 для ТВ-вещания, совмещающее в себе видеокамеру и видеомагнитофон. Модель использовалась на летних Олимпийских играх 92-го года в Барселоне. Компания также выпустила сотовый телефон Mova P TZ-804, оснащенный никель-водородной аккумуляторной батареей.
В это же время появился телевизор высокой четкости TH-36HD1, дисковый рекордер LQ-4100 и первая 64-битная рабочая станция Panasonic Solbourne. Вскоре начались продажи первых автомобильных CD-чейнджеров Panasonic.
В 1992 году был выпущен первый ноутбук Panasonic с TFT-монитором. Тогда же компания открыла свой новый научно-исследовательский центр в районе Синагава в Токио.
В 1993 году пост главы компании занял амбициозный Йоити Морисита (Yoichi Morishita), задавший новое направление на выход из очередной экономической стагнации. Вскоре компания выкупила у Philips все акции корпорации Matsushita Electric. В это время в продажу поступили компактные флуоресцентные лампы DFT16EL Palook Ball, которые работали в шесть раз дольше обычной лампы.
Еще одна важная разработка «Мацушиты» относится к источникам энергии, представленным легкими компактными литий-ионными аккумуляторными батареями повышенной емкости, выпущенными в 1994 году. Сейчас данный тип аккумуляторов используется повсеместно. В этом же году в программе компании появился первый домашний цифровой беспроводный телефон VE-PX1.
В 1995 году «Мацушита» выпустила первую вещательную систему DVC PRO с цифровой 6-мм видеокамерой AJ-D700, а также первый в мире титановый литий-ионный аккумулятор.
В 1996 году появился DVD-проигрыватель DVD-A300, способный декодировать формат Dolby Digital AC-3. Тогда же был выпущен первый в мире широкоформатный 26-дюймовый плазменный дисплей TH-26PD1 и первый в линейке Panasonic привод DVD-ROM.
В 1997 году была представлена инновационная автомобильная навигационная система CN-DV007D с DVD-ROM-приводом, а в 1998 году MEI выпустила телевизоры и приставки, предназначенные для цифрового вещания
В 1999 году компания представила свою первую литий-полимерную аккумуляторную батарею Panasonic.
Panasonic в XXI веке
В 2000 году президентом компании становится Кунио Накамура (Kunio Nakamura), который обозначил свой стиль управления в пяти словах на букву «S»: speed, simplicity, strategy, sincerity, smile, т.е. «скорость», «простота», «стратегия», «искренность» и «улыбка». Новая стратегия строилась на активном использовании IT-технологий.
В 2003 году Matsushita Electric утвердила глобальный бренд Panasonic со слоганом «Panasonic — Ideas For Life» («Panasonic — идеи для жизни») и открыла новую эру плоскопанельных ТВ, выпустив линейку телевизоров VIERA.
В 2005 году MEI открыла крупнейший в мире завод Amagasaki Plant по производству плазменных панелей, который в течение короткого срока вышел на показатель производительности в 125 000 плазменных ТВ в месяц.
В 2008 году в честь своего 90-летнего юбилея компания официально сменила название с Matsushita Electric Industrial Co., Ltd. на «Panasonic Corporation». В 2009 году Panasonic Corporation приобрела акции компании SANYO Electric Co., Ltd. и сделала ее консолидированной дочерней компанией.
В 2010 году начались продажи Full HD 3D-совместимых ТВ Panasonic VERA, а спустя два года «Панасоник» стала четвертым крупнейшим производителем телевизоров в мире. Тогда же появились первые безламповые видеопроекторы Panasonic, а в 2013 году стартовали продажи 4K-телевизоров из семейства VERA.
В 2014 году компания Panasonic «перезапустила» свой бренд Technics, который впервые появился в 1965 году и предназначался для производства Hi-Fi-аудио.
В 2018 году Panasonic Corporation отметила свое столетие.
До 2019 года компания была официальным поставщиком аккумуляторов для электромобилей Tesla.
Недавно компания объявила о намерении завершить производство LCD-панелей к 2021 году и представила свои новые телевизоры, оснащенные OLED-экранами с 4K-разрешением.
На данный момент Panasonic представляет собой гигантскую транснациональную корпорацию, которая охватывает широчайший спектр электроники и бытовой техники, а также имеет множество дочерних компаний и филиалов. Круг интересов Panasonic Corporation постоянно расширяется и затрагивает различные сферы деятельности.
Сейчас, помимо электроники, компания также производит комплектующие для автопромышленности, занимается экосистемами (осветительное оборудование, солнечные батареи и прочее), системами связи (оборудование для авиации, мобильная связь и др.), лазерными технологиями, предлагает решения для автоматизации производства в таких областях, как логистика, медицина, строительство и пр.
Нынешняя штаб-квартира Panasonic Corporation находится в городе Кадома (префектура Осака), а общее количество рабочих, занятых в компании, по данным на 2019 год составляет 273 858 человек.