Sony, Sony Corporation, «Со́ни» (яп. ソニー株式会社 Сони: кабусики-гайся) — японская транснациональная корпорация. Пожалуй, это самый узнаваемый и известный бренд электроники в мире.
Sony, входящая с компаниями Hitachi и Panasonic в тройку гигантов японского электронного рынка, обязана своим существованием предпринимателю Акио Морита (Akio Morita), за плечами которого стоит Университет Осаки (факультет физики), и его другу Масару Ибука (Masaru Ibuka), окончившему факультет электротехники Университета Васэда в Токио и обладающему талантом инженера-электронщика.
Приятели познакомились во время Второй мировой войны, работая в научно-исследовательском комитете ВМС (Navy's Wartime Research Committee), который специализировался на создании нового оружия — в том числе приборов теплового наведения.
Семья Мориты владела бизнесом по производству сакэ и соевого соуса. Мать привила Акио любовь к музыке, а благодаря отцу он приобрел опыт управления фирмой. В школьные годы мальчик увлекался естественными науками — лучше всего ему давалась физика. Уже тогда он смастерил электрофонограф и свой первый радиоприемник.
История Sony началась с небольшой мастерской по ремонту радиоприемников и прочей электроники, которой владел Масару Ибука и которая располагалась в здании пострадавшего от авианалетов токийского универмага «Сирокия» (Shirokiya Department Store).
В первое время Ибуке и его соратникам приходилось изобретать и продавать в буквальном смысле все, что угодно — даже электрические рисоварки и электрогрелки. Однако упор делался на коммуникационное оборудование — приемники (переделка, добавление коротковолнового диапазона), радиостанции, измерительные приборы и прочее.
Несмотря на послевоенную разруху, Масару не отчаивался и был полон амбиций. В его планы входила организация серьезной фирмы, связанной с производством электронной аппаратуры.
Вскоре к нему присоединился Акио Морита, а 7 мая 1946 года приятели зарегистрировали компанию под названием Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisa (сокращенно — Totsuko, японский эквивалент названия «Tokyo Telecommunications Engineering Corporation», т.е. «Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация»), стартовавшую с капиталом всего в 190 000 иен (в то время — чуть более 500 долларов).
Основатели тщательно изучали электронные приборы зарубежного производства и учились делать свои оригинальные вещи. Позже Ибука отмечал, что цель основания компании состояла в том, чтобы «создать идеальную фабрику, воплощающую в себе дух свободы и широту взглядов, которая благодаря применению новых технологий будет способствовать развитию японской культуры».
О серьезности подхода Ибуки к своему делу свидетельствует так называемый «Учредительный Проспект» (The Founding Prospectus), в котором он подробно изложил цели и задачи своего детища. «Однако когда мы фактически начали свою деятельность, стало понятно, насколько срочно и незаменимо Япония нуждается в такой компании, как наша — с технологическим духом и набором управленческих политик», — вспоминает Ибука.
В 1953 году, после поездки в США, Акио Морита решил изменить название Tokyo Tsushin Kogyo K.K., так как американцам с трудом давалось его произношение. В своей автобиографической книге «Сделано в Японии» Морита рассказывал об этом так: «Мы хотели, чтобы новое название легко запоминалось в любой точке земного шара, чтобы оно одинаково произносилось на любом языке. Мы испробовали не один десяток названий.
Вместе с Ибукой мы рылись в словарях в поисках звучного слова и натолкнулись на латинское слово «сонус», означающее «звук». Само это слово, казалось, было наполнено звуком. Наш бизнес был тесно связан со звуком, поэтому мы начали пробовать варианты со словом «сонус».
В то время в Японии росла популярность слов и прозвищ, позаимствованных из английского сленга. Некоторые стали называть сообразительных и оригинальных молодых парней «сонни» или «сонни-бой» (что означало в переводе с английского — «сынок»). И слово «санни» (солнечный), и слово «сонни» звучали оптимистично и радостно — как и латинский корень, с которым мы работали. В те дни мы тоже считали себя «сонни-бойз».
К сожалению, само слово «сонни» создало бы нам в Японии трудности, потому что в условиях перевода японской графики на латинскую слово «сонни» произносилось бы как «сон-ни», что означает «потерять деньги». Такое название не годилось для нового товара.
Мы некоторое время обдумывали эту проблему, и в один прекрасный день мне пришло в голову решение: почему бы просто не вычеркнуть букву и не назвать компанию «Сони»? Слово было найдено!»
Первый японский магнитофон
В 1949 году Tokyo Tsushin Kogyo K.K. представила первый опытный образец магнитофона, а годом позже — первую в Японии магнитную пленку с бумажной основой «Soni-Tape».
Вскоре на прилавках магазинов появился G-Type (Type G) — первый катушечный магнитофон в линейке компании, который, по сути, стал первым магнитофоном, выпущенным на Японском архипелаге.
Аппарат обеспечивал скорость в 19 см/с и поначалу использовался в верховном суде и прочих правительственных учреждениях, отчего получил прозвище «Type G» (буква «G» указывала на «government» — «правительство»). Суды послевоенной Японии страдали от нехватки стенографистов, а магнитофон мог полностью их заменить.
В это же время основатели Sony столкнулись с непредвиденной проблемой: потребители просто понятия не имели, что за продукт перед ними. Данный факт побудил Акио Мориту написать книгу «Магнитная магнитофонная запись — что такое магнитофон?», где он дал четкое определение магнитной записи (сравнив ее с фотографией), а также описал ее механизмы и варианты применения.
В 1951 году появился бытовой катушечный магнитофон H-1, который называли «Type H», намекая на то, что модель предназначается для домашнего пользования (home). Аппарат имел необычный дизайн, выполненный в виде «чемодана», что обеспечивало удобство его транспортировки.
Транзисторный бум
В 1954 году Sony выкупила патент на разработанные компанией Bell Laboratories транзисторные технологии у американской компании Western Electric, выступавшей в роли держателя патентов. В итоге, инженеры Sony смогли создать сплавной PNP-транзистор, который позволял сделать электронные компоненты более компактными, а еще отличался меньшим энергопотреблением по сравнению с радиолампами.
В 1955 году был выпущен первый продукт с логотипом Sony — радиоприемник TR-55, который имел на борту пять таких транзисторов. Чуть позже на прилавках появился набор TR-2K, позволяющий покупателю собственными руками собрать портативное радиоустройство с наушником.
В 1957 году компания выпустила первый в мире компактный транзисторный радиоприемник TR-63, благодаря чему в обиход прочно вошел термин «pocket-size» («карманный»).
Модель также стала первым полноценным экспортным продуктом Sony. Через год в серию пошел портативный транзисторный радиоприемник TR-610 с новым дизайном, который в итоге стал настоящим хитом по обе стороны Атлантики и был продан тиражом в 500 000 экземпляров.
В 1957 году рекламный щит Sony появился в элитном токийском районе Гиндза, а в 1958 году компания получила приставку «Corporation» и в декабре была впервые представлена на Токийской фондовой бирже. В это же время компания разработала опытный образец видеомагнитофона.
В 1959 году инженеры Sony упорно трудились над созданием первого в мире портативного транзисторного телевизора. Это была мечта Масару Ибуки, которая воплотилась в жизнь 25 декабря 1959 года. Продажи телевизора стартовали в 1960 году.
Модель имела 8-дюймовый экран и называлась TV8-301. Американские маркетологи, посетившие Sony, предрекали транзисторному мини-ТВ провал, так как в то время в США было принято планировать выпуск новых продуктов на основе рыночных исследований.
Ибука фактически перевернул традиционные представления маркетологов, так как верил в то, что новые продукты сами способны сформировать рынок. Его теорию подтвердил выпущенный в 1962 году миниатюрный телевизор Sony TV5-303, получивший прозвище «микро-ТВ» и ставший настоящим хитом продаж в США.
Модель пользовалась огромной популярностью у автомобилистов, так как была легкой и компактной. «Теперь я твердо убежден, что новые продукты всегда должны сами создавать новые рынки», — это слова Масару.
В 60-х годах Sony начинает открывать свои дочерние компании-филиалы в США (Sony Corporation of America (SONAM)) и Европе. В 1961 году компания представила свой первый катушечный магнитофон со встроенным усилителем TC-777, получивший прозвище «три семерки».
А четыре года спустя в арсенале Sony появился первый в мире транзисторный стереофонический интегральный усилитель TA-1120 — первый продукт культовой серии ES, который совершил настоящий переворот в мировой аудиоиндустрии.
Модель отличалась более низким уровнем искажений по сравнению с ламповыми усилителями, имела на борту 46 транзисторов, 23 диода и гарантировала мощность в 50 Вт на канал при 8 Ом.
Единый дизайн
Одной из ключевых фигур в Sony Corporation был Норио Ога (Norio Ohga) — приятель Акио и Масару. Ога занимался музыкой, владел оперным баритоном и всерьез планировал начать карьеру оперного певца. Однако заключенный в 1953 году контракт с Sony изменил его планы.
Поначалу Нориа работал экспертом по звуку, а позже создал специализированный дизайнерский отдел. Именно ему принадлежит знаменитая фраза, изменившая подход компании к разработке своей продукции: «Дизайн Sony должен быть стандартизирован. Давайте объединим дизайнеров Sony в одном месте».
Ранее разработчики Sony были распределены по отдельным подразделениям: разработчик магнитофонов — в отделе магнитофонов, дизайнер радио — в отделе радио и так далее. То есть каждый занимался своей отдельной нишей и сам определял то, как будет выглядеть его продукт. Ога полагал, что такой подход не позволит создать единый имидж компании. Поэтому в 1961 году под руководством Норио был организован единый дизайнерский отдел Sony.
Все разработчики находились в одном месте, что способствовало созданию легко узнаваемого дизайна для всей продукции компании. В итоге была разработана знаменитая концепция Black & Silver («Черный и Серебряный»), которая подразумевала выпуск продуктов Sony в фирменной черно-серебристой цветовой гамме — в дальнейшем это стало основой имиджа корпорации.
Одним из первых характерных представителей дизайна Black & Silver стал выпущенный в 1965 году 3-диапазонный радиоприемник TFM-110, обладавший высокой чувствительностью. В 1967 году появился первый радиоприемник на микросхемах Sony ICR-100. Модель весила всего 90 г и получала питание от никель-кадмиевого аккумулятора, которого хватало на 6 часов непрерывной работы.
Новые достижения в аудио/видео
В 1963 году был представлен первый в мире профессиональный транзисторный видеомагнитофон PV-100, который комплектовался пленкой шириной в 2 дюйма, весил 60 кг и широко использовался во время проведения Олимпийских игр 1964 года, проходивших в Токио. Вскоре в арсенале Sony появился и первый бытовой катушечный видеомагнитофон CV-2000 на транзисторах, позволявший делать часовые записи.
В это же время начались продажи 19-дюймового телевизора 19C-70 с цветным кинескопом типа «хроматрон» (Chromatron). В 1966 году Sony выпустила первую компакт-кассету и первый портативный кассетный магнитофон Magazine-matic 100 (TC-100), а в 1967 году компания показала свой первый настольный калькулятор SOBAX — предок современных портативных калькуляторов.
В 1968 году появился первый бытовой цветной телевизор KV-1310 из легендарной эксклюзивной линейки Trinitron, который обеспечивал вдвое большую яркость изображения по сравнению с обычными ТВ. Кинескоп Trinitron предусматривал использование одной трехлучевой электронной пушки вместо трех, как в обычных телевизорах.
В 1968 году был организован рекорд-лейбл CBS/Sony Records Inc. (CBS/Sony) — предшественник Sony Music, которая в итоге вошла в тройку самых крупных звукозаписывающих компаний в мире.
Эра 70-х и первый Walkman
В 70-х годах Sony Corporation продолжает наращивать свою присутствие в США и Европе. Открываются заводы и представительства компании в Испании, Франции и Великобритании.
В 1971 году Sony представляет видеопроигрыватель VP-1100 U-Matic и вступает в эру видеомагнитофонов, использующих кассеты с пленкой шириной в ¾ дюйма.
В 1972 появляется видеомагнитофон VO-1700 U-Matic, а в 1975 году начинаются продажи бытового видеомагнитофона Betamax SL-6300, использующего кассеты с ½-дюймовой (12,7 мм) пленкой. В 1973 году Sony получает престижную награду «Эмми» за разработку кинескопа Trinitron.
В 1977 году в продаже появляется телевизор KV-1375, выполненный в инновационном дизайне и оснащенный сенсорным управлением Jet Sensor, а также ЭЛТ с фосфором (люминофором) для получения яркого и четкого изображения.
В июле 1979 года Sony выпускает продукт, ставший краеугольным камнем в истории компании — первый в мире портативный кассетный стереоплеер TPS-L2 Walkman. Одна из самых важных заслуг данного девайса состоит в том, что он фактически изменил стиль жизни целого поколения, так как помог реализовать одно из самых заманчивых желаний человека — взять свою музыку с собой и не мешать при этом другим.
Сейчас ранние модели из серии Walkman наряду с портативными радиоприемниками можно назвать одними из первых в мире гаджетов. «Я в порядке, пока в моем Walkman’е есть батарейки», — Eminem, трек «Legacy».
Плеер разрабатывался специальным конструкторским отделом Sony под руководством Кодзо Осона по просьбе Масару Ибуки, который хотел иметь под рукой легкое компактное аудиоустройство, позволяющее скоротать время при длительном авиаперелете.
В итоге модель получилась настолько удачной, что было решено начать ее серийное производство. В первые две недели было продано 50 000 «Уокмэнов». В 1980 плеер был представлен на международном рынке, а годом позже вышел «Уокмэн» второго поколения WM-2.
80-е: CD, лазерная эра и видеореволюция
В 1980 году компании Sony и Philips представили результат их совместного труда — первый в мире компакт-диск стандарта Red Book CD-DA, а в 1982 году в продаже появились первые CD.
Вскоре Sony выпустила первый в мире CD-проигрыватель CDP-101, а спустя два года в линейке компании появился первый переносной CD-плеер D-50, получивший название Discman.
В 1981 был выпущен предвестник современных цифровых фотоаппаратов — видеофотокамера Mavica, которая использовала ПЗС-матрицу и записывала изображение на дискету.
В 1984 была представлена видеосистема высокого разрешения HDVS, а через год — видеокамера CCD-V8, использующая 8-мм видеокассеты.
В конце 80-х Sony выпустила свою портативную видеокамеру CCD-TR55 Handycam, которая благодаря высокому качеству изображения и минимальным габаритам привлекла внимание энтузиастов видео со всего мира.
В 1982 году Sony представила свой первый персональный мини-компьютер SMC-70, а в 1989 году стала владельцем кинокомпании «Columbia Pictures Entertainment» и переименовала ее в «Sony Pictures Entertainment», выкупив контрольный пакет акций за 3,4 млрд долларов.
90-е
В 1990 году на прилавках появился телевизор Sony KW-3600HD с 36-дюймовым экраном HD-Trinitron и соотношением сторон 16:9, который наряду с обычным аналоговым вещанием поддерживал систему телевидения высокой четкости (HDTV).
В 1992 году Sony разработала первую мини-дисковую систему (MiniDisc или MD) — альтернативу компакт-кассетам.
В 1993 году была организована дочерняя компания Sony Computer Entertainment Inc., которая в дальнейшем изменила название на Sony Interactive Entertainment и сейчас занимается разработкой видеоигр, а также ПО для консолей PlayStation. В это же время началось производство первых бытовых жидкокристаллических проекторов Sony.
В 1995 году была выпущена видеокамера DCR-VX1000, поддерживающая формат DV (Digital Video) — тип цифровых форматов наклонно-строчной магнитной видеозаписи, а в 1996 начался выпуск цифровой фотокамеры DSC-F1 (Digital Still Camera, т.е. «цифровая фотокамера») из семейства Sony Cyber-shot, оснащенной 1,8-дюймовым ЖК-дисплеем.
В 1996-97 годах появились первые ПК и ноутбуки серии VAIO. Тогда же была представлена первая в мире HD-видеокамера HDW-700 (формат HDCAM) и телевизор KV-28SF5 с плоским ЭЛТ-экраном, выполненным по технологии Trinitron.
Конец 90-х годов ознаменовался выпуском первого SACD-проигрывателя SCD-1, гарантирующего высокое качество звучания благодаря использованию нового аудиоформата высокого разрешения.
Тогда же появился четвероногий робот AIBO, ставший очень популярным во всем мире.
Интересные факты:
1). В 1995 году большой популярностью пользовался AM/FM-радиоприемник ICF-B200, получавший питание от двух «пальчиковых» аккумуляторов (AA), которые можно было подзарядить вручную — с помощью встроенного ручного генератора.
2). Компания Sony выпускала абсолютно прозрачный компактный радиоприемник SRF-39FP Walkman, предназначенный специально для заключенных, так как благодаря прозрачному пластиковому корпусу в нем нельзя было спрятать запрещенные предметы или вещества. Модель обладала высокой чувствительностью и могла работать около 40 часов на одной батарее.
3). В 1998 году в модельном ряду Sony числилась видеокамера, оснащенная режимом ночного видения, который, как оказалось, позволял видеть сквозь темную одежду (благодаря применению инфракрасного излучения). Компания осознала свою ошибку и отозвала продукт слишком поздно, успев продать 700 000 экземпляров.
2000-е
В самом начале миллениума Sony представила еще одну революционную разработку — беспроводной телевизор IDT-LF из линейки AirBoard, который включал в себя сенсорный экран с Wi-Fi-приемником и базовую станцию. Тогда же появился первый видеорекордер SVR-715 со встроенным HDD и первый DVD-рекордер RDR-A1, использующий диски стандарта DVD-RW/R.
В 2001 году компания разработала самый большой по тем временам OLED-дисплей. В этот же период была основана японско-шведская компания Sony Ericsson Mobile Communications, ориентированная на производство мобильных телефонов и аксессуаров к ним, а в 2002 году корпорация Sony поглотила известную японскую компанию AIWA.
В 2002 году пошел в серию первый ЖК-телевизор KLV-17HR1 из линейки WEGA, а через год в производственной программе Sony появился первый в мире Blu-ray-рекордер BDZ-S77, позволявший записать около двух часов HD-видео на Blu-ray-диск. Начались продажи первого в мире бытового проектора Q004 с Full HD разрешением и ксеноновой лампой.
В 2004 году Sony разработала LCD-панель с поддержкой разрешения 4K (4906H x 2160V) и видеокамеру HDR-FX1 с разрешением 1080i. В это же время была основана музыкальная компания Sony BMG Music Entertainment, Inc.
В 2005 году появилась самая маленькая в мире цифровая HD-камера HDR-HC1, обеспечивающая запись в 1080i-разрешении, а также первый плоскопанельный широкоформатный LCD-телевизор KDL-46X1000 BRAVIA с HDTV-поддержкой.
В 2007 году началось производство первого в мире телевизора с 11-дюймовым OLED-дисплеем XEL-1, который обеспечивал высокую контрастность и яркость, насыщенную цветопередачу и быстрое время отклика.
В 2006 году в модельном ряду Sony появился цифровой зеркальный фотоаппарат DSLR-A100, открывший линейку α (Alpha), а в 2008 — полноформатный цифро-зеркальный фотоаппарат DSLR-A900 с CMOS-сенсором и разрешением в 24,6 мегапикселей.
В 2009 году новым девизом корпорации Sony стал слоган «make.believe», сменивший лозунг «like.no.other» («как никто другой»). Новый девиз можно было перефразировать в таком ключе: «все, что задумано, можно реализовать».
В 2010 году Sony анонсировала свою первую беззеркальную камеру NEX-5 со сменной оптикой, которая обладала достаточно крупной матрицей формата APS-C и сочетала в себе компактность «мыльницы» и качество «зеркалки».
В октябре 2010 была представлена система интернет-телевидения Sony Internet TV на базе платформы Google TV, а в декабре Sony показала свою первую электронную книгу e-book reader.
В это же время начался выпуск ЖК-телевизоров NSX-46GT1 (первый в мире HDTV с поддержкой программно-аппаратной платформы на базе ОС Android) и KDL-LX900 (серия BRAVIA с поддержкой Full HDTV и 3D-видео).
В 2011 году вышел первый в мире проектор с поддержкой 4K-разрешения VPL-VW1000ES, а через год появился проектор VPL-FHZ55, использующий лазерный источник света с ресурсом в 20 000 часов. В это же время Sony выпустила первые в мире бытовые беспроводные наушники (MDR-DS7500), поддерживающие технологии, связанные с многоканальным 3D-звучанием.
В 2012 году была представлена первая модель LCD-телевизора KD-84X9000 с 4K-разрешением. На борту имелся апскейлер, который масштабировал HD-видео до 4K. Через год модельный ряд Sony пополнился 4K-видеокамерой FDR-AX1.
В 2019 году на выставке электроники CES был представлен первый LCD-TV Sony с диагональю в 98 дюймов и разрешением 8K.
Эпилог
Корпорация Sony, прошедшая классический путь становления, соответствующий формуле «мелкая фирма — специализированная компания — монополия», всегда выделялась среди других производителей электроники нестандартным новаторским подходом и создавала уникальные для своего времени продукты.
Основатели компании Акио Морита и Масару Ибука были твердо уверены в том, что только инновации открывают возможности роста и что каждый новый продукт должен представлять собой нечто экстраординарное, а долговременной базой для этого способны служить только новые, еще не занятые сегменты рынка.
Еще одна составляющая успеха Sony Corporation, по мнению основателей, заключается в том, что в компании всегда прислушивались к мнению рядового конструктора или рабочего. «То, насколько вы хороши или удачливы, умны или ловки, не имеет абсолютно никакого значения, так как ваш бизнес и судьба находятся всецело в руках тех, кого вы нанимаете, — это слова Мориты. — Вы можете быть абсолютно рациональным только в том случае, когда имеете дело с машиной. Но если вы работаете с людьми, то логика иногда должна отойти на второй план и уступить место пониманию».
По данным на 31 марта 2019 года в компании Sony насчитывалось 114 400 служащих.