T+A Elektroakustik (T-плюс-А электроакустик) / T+A / Theorie und Anwendung Elektroakustik (пер. с нем. — «Теория и применение в электроакустике») — немецкий производитель аудиофильских акустических систем и музыкальной аппаратуры.
История компании T+A Elektroakustik началась в 1978 году в городе Херфорд (Северный Рейн-Вестфалия), когда молодой немецкий физик Зигфрид Амфт (Siegfried Amft) занялся собственноручным конструированием аудиотехники в частной мастерской.
По словам Амфта, он задумал основать собственную компанию по производству аудиооборудования еще будучи студентом. На такое решение его сподвигли лекции профессора Фрица Зеннхайзера (основатель Sennheiser Electronic). Закончив обучение в Ганноверском университете имени Лейбница, Зигфрид посвятил свое свободное время сборке акустики.
На первых порах Амфт и несколько его помощников работали именно над колонками, так как это было проще и дешевле для молодой фирмы. В те времена многие конкуренты шли тем же путем: все начиналось с колонок и двигалось в сторону более сложных продуктов.
Изначально T+A использовала готовые комплектующие, позже перейдя уже к заказным и собственным компонентам для техники.
Первые акустические системы: серии Delta, Solitaire, Criterion
Первые акустические системы T+A предназначались для профессионального использования, однако домашние колонки не заставили себя долго ждать. В конце 70-х фирма приступила к производству необычных напольных АС серии Delta: пара колонок на специальных подставках-ножках с направленными вверх вуферами и всенаправленными ВЧ-динамиками в виде отдельных модулей. Впоследствии эти колонки послужили основой для создания других более популярных серий.
В 1982 году в компанию пришел студент-изобретатель Лотар Виeманн (Lothar Wiemann), ставший не только разработчиком многих успешных моделей, но и, спустя несколько лет, главным инженером T+A. В том же году T+A начала использовать акустическое оформление типа «трансмиссионная линия». Одной из первых АС на базе этой схемы стала TMR100 серии Criterion.
В 1985 году Амфт и его команда представили аудиофильскому миру активную акустику Solitaire (модели OEC1000 и OEC2000). Колонки Solitaire, неслучайно отнесенные к классу High End, оснащались встроенными ламповыми усилителями (для ВЧ), электростатическими твитерами и запатентованной технологией электромеханической обратной связи на НЧ-диффузоре (усилитель всегда «знал» точную позицию мембраны, заставляя ее соответствовать входному сигналу).
Несмотря на то, что колонки отличались выдающимися характеристиками и «дорогим» аудиофильским звуком, модель не набрала популярность из-за высокой цены — в 1986 году пара OEC2000 стоила более 10 000 долларов США. Тем не менее, компании удалось добиться статуса одного из «главных» немецких производителей акустики второй половины 80-х.
Появление линейки музыкальных компонентов
Дела с колонками шли неплохо, и в 1988 году T+A, успев подрасти, создали собственное подразделение по разработке и созданию электроники, а также обзавелись фабрикой площадью 3 000 м² (позже занимаемая площадь увеличилась до 6 000 м²).
Уже в 1989 году в каталоге компании была представлена линейка аудиокомпонентов (серия AudioCon): усилители, тюнеры, CD-плееры и ресиверы. Фирма предлагала использовать все компоненты в единой системе с одним пультом ДУ для всего сразу. По тем временам такой подход считался инновационным. Компоненты оснащались интерфейсом RS-232 для коммутации.
В 1992 году на рынок вышла R-серия (основой послужили ранее выпущенные устройства AudioCon), которая по сей день считается важнейшей группой продуктов в модельном ряду T+A Elektroakustik. По словам самого Амфта, эта серия олицетворяет философию компании и ее подход к дизайну продуктов.
Цифровая эпоха и новые разработки
В 1995 году компания представила полностью цифровую активную акустическую систему A2D, оснащенную 11 процессорами для обработки звука. Модель стала новой отправной точкой, из которой T+A устремилась в сферу сложных цифровых продуктов.
Так, в 1997 году в каталоге появились цифровые предусилители: модель PRE DA 3000 предлагала D/A- и A/D-преобразование, а также оверсэмплинговые алгоритмы. А в 1999 году уже набравшая популярность R-серия пополнилась моделями с новыми технологиями: SACD, DVD, различные типы DSP. В конце 90-х серия «R» пережила рестайлинг.
В начале нулевых, продолжая поддерживать линейку акустических систем и аналоговых усилителей, компания запустила производство DVD-ресиверов типа «все в одном» (серия K). Устройства снабжались процессорами для обработки окружающего звука, FM-тюнерами, а также усилительными модулями на несколько зон.
В 2003 году, в честь своего 25-летия компания выпустила двухканальную ламповую серию «V»: интегрированный усилитель, моноблок, проигрыватель винила и SACD-плеер.
Эти продукты задумывались как демонстрация того, насколько умело можно объединить традиционные аналоговые схемы с современными цифровыми технологиями. Усилитель V10 отличался экстравагантным внешним видом и новой схемой Single Primary Push-Pull (SPPP) с особо низким уровнем искажений. В конструкции задействовали 12 ламп.
В 2007 году была представлена серия «E», которая выделялась CD-проигрывателем Music Player с поддержкой передачи музыки по сети. Устройство было одним из первых в своей категории. Благодаря этой модели компания стала одним из пионеров стриминга.
Еще двумя годами позже в каталоге появился Caruso — музыкальный комбайн, совместимый с любыми AV-устройствами. В 2010 году модельный ряд пополнился Blu-ray-ресиверами K2 и K8.
Важные для современной истории T+A продукты были выпущены в 2010-е. В 2012 году появились компоненты High Voltage или HV. Эту серию, ставшую флагманской, создали на базе технологий и идей V-серии.
В 2015 году произошло еще одно значимое событие — выпуск полностью переработанной серии «R» (R-2000), которая позаимствовала многие черты у HV-серии.
Современный модельный ряд
В своем актуальном состоянии компания T+A Elektroakustik продолжает заниматься разработкой и производством новинок. Предприятие избегает резких смен линеек и серии, однако время от времени в каталоге появляются новые модификации уже выпускаемых моделей, а также новые продукты, задающие вектор развития на годы вперед.
В 2018–2019 годах в портфолио появилась флагманская юбилейная акустика Solitaire CWT 1000-40 (в честь 40-летия компании) c 13 излучателями (на высокие частоты работает электростатическая панель размером 50x960 мм).
В серии HV появился стример-ЦАП SD 3100 HV с отдельным независимым преобразованием DSD и PCM. Также в эту серию добавили предусилитель SDV 3100 HV и SACD-транспорт PDT 3100 HV. Для преобразования PCM используется фирменная технология Double Quadruple: чипы-преобразователи работают в режиме двойной симметричной конфигурации (двойное моно).
К юбилею выпустили моноблочный гибридный усилитель M 40 HV — самая старшая модель в портфолио.
Серия «E» в 2019 году пополнилась интегрированным усилителем PA 1100 E со встроенным 32-битным ЦАПом и опциональными платами фонокорректора/HDMI.
В 2020 году фирма выпустила свои первые магнито-планарные наушники Solitaire P и усилитель для наушников Solitaire HA 200 с фирменным однобитным ЦАПом True (32 бит/768 кГц для PCM и DSD 1024) и тремя выходами. В устройстве использовали технологию HV: выходные каскады в схемотехнике А-класса, работающие с высоким током холостого хода.
Помимо прочего, в модельном ряду компании, по состоянию на 2020 год, числятся компактные компоненты серии «8»: ЦАП, усилитель, универсальный цифровой плеер Hi-Res.
Также производитель предлагает универсальные стереоресиверы Cala с набором аналоговых/цифровых входов, USB и встроенным CD-плеером (модель Cala CDR).
Акустические системы представлены шестью сериями: Solitaire, Criterion, Tails (новая серия с полностью алюминиевыми корпусами), Pulsar, K-Loudspeakers и Series 8.
Корпуса колонок T+A создаются с применением сложных композитных материалов, алюминия и углеволокна. Фильтры собираются из отобранных комплектующих. В производстве используются динамики собственной разработки с уникальными диффузорами, однако сборка излучателей проходит в Тайване.
В Германии же организован контроль качества поставляемых готовых драйверов. При производстве всех колонок инженеры используют безэховую камеру для измерений.
Основные принципы T+A
• Компания придерживается идеологии, при которой смены модельных рядов происходят нечасто, но выпущенные продукты остаются актуальными на протяжении нескольких лет.
• Производимая техника базируется на дискретных элементах. Компания не использует операционные усилители в схемах.
• Выходные усилительные каскады большинства старших моделей работают в классе А.
• Все устройства тестируются перед отгрузкой. Производитель соблюдает строгие европейские сертификации.
• Комплектующие для усилителей закупаются напрямую у производителей. Компания работает без посредников.
• За счет собственных специалистов T+A самостоятельно разрабатывает новые продукты, включая программное обеспечение.
• В сборке используется только немагнитные материалы.
Также читайте наш репортаж с фабрики T+A.
Актуальное состояние предприятия
По данным на 2020 год, T+A Elektroakustik продолжает возглавлять Зигфрид Амфт. Пост главного инженера занимает Лотар Виеманн. Директором по продажам является Оливер Джон. Компания обладает собственной командной инженеров-разработчиков. Постоянные партнеры T+A занимаются корпусными деталями на своих производствах (в Германии).
Более половины штата сотрудников работают в компании уже около трех десятков лет. T+A — это независимая фирма, которая ведет бизнес без инвесторов.
Фабрика (новое здание было построено в 2003 году) T+A по сей день находится в Херфорде (Германия). Здание фабрики поделено на складские помещения, офисы, тестовые стенды и лаборатории.
T+A Elektroakustik является обладателем ряда престижных наград, включая «Бренд года» в Германии. Также фирма несколько раз удостаивалась призов от EISA (Европейская ассоциация изображения и звука). Производитель входит в организацию High End Society.
Помимо штаб-квартиры в Херфорде, у T+A есть филиалы в Швейцарии, Австрии, Италии, Франции, Испании, Нидерландах, Чехии, Англии, Корее, Тайване, Гонконге, Камбодже, Украине и России.
Источники
1. https://hometheaterreview.com/ta-elektroakustik/
2. https://www.stereolifemagazine.com/interviews/item/1260-siegfried-amft-t-a