Сотрудники финского Университета Аалто (Aalto University) решили, наконец, заняться по-настоящему полезным делом — созданием цифровых моделей гитарных усилителей с помощью машинного обучения. Финские профессора, по всей видимости, любящие качественно перегруженный саунд, пришли к выводу, что классические громоздкие усилители-головы и комбики уже не вписываются в мир современного «музыканта с ноутбуком».
Более того, ученым не по вкусу уже существующие альтернативы в виде стандартных гитарных плагинов для ПК (виртуальные модели усилителей, воссоздающие оригинальные транзисторные и ламповые схемы). Финны решили пойти дальше — Университет Аалто считает, что будущее за ИИ, нейросетями и методами глубокого обучения.
Суть разработки в том, чтобы «натренировать» нейросети для эмуляции того или иного усилителя. Пока речь идет не о создании абсолютно новых виртуальных гитарных усилителей — на сегодняшний день задача заключается в том, чтобы точно воссоздавать звучание классических популярных усилителей вроде Fender Bassman. Кстати говоря, звук этой модели ученые уже воссоздали.
Также исследователи недавно попытались использовать нейросети для эмуляции ламповых усилителей Blackstar HT-5 Metal и Mesa Boogie 5:50 Plus (оба аппарата обладают характерным «заряженным» звучанием для тяжелых стилей). Акцент сделали на возможности использования виртуальных моделей именно в реальном времени. Если верить профессорам, результаты превзошли ожидания.
Чтобы понять, насколько хорошо нейросети «скопировали» оригинальное звучание, исследователи пригласили 14 музыкантов для слепого теста. Каждому из участников эксперимента дали поиграть через виртуальный усилитель. Звук выводили через наушники Sennheiser HD-650. Результат оказался таков: виртуальное звучание усилителя Messa Boogie было «неотличимым», звучание Blackstar было «хорошим» и временами «идеальным». В тестах использовали «обычные ПК средней производительности».
По мнению сотрудников университета Аалто, в недалеком будущем гитаристы и производители гитарного ПО могут начать использовать плагины нового поколения. Возможно, это станет самым качественным способом получения натурального перегруженного звука «из компьютерных колонок».