Часто в биографиях успешных музыкантов встречаются строки вроде: «Он играл на кларнете с пяти лет, а в шесть уже написал свое первое произведение», — из-за этого начинает казаться, что чем раньше человек начнет учиться музыке, тем выше вероятность того, что он достигнет успехов на этом поприще. Однако недавние исследования доказали, что сам по себе возраст, в котором человек начинает музицировать, не является единственным фактором успеха.
Ранее считалось, что в детстве есть некий период, когда мозг наиболее восприимчив к занятиям музыкой — и потому учится ей активнее. На деле же все оказалось несколько сложнее: успехи в музыке намного больше зависят от среды, в которой находится ребенок, от генетических предрасположенностей, если в семье есть музыканты, и от общей музыкально-активной атмосферы вокруг. Нельзя исключать, конечно, и того, что те, кто начинает обучаться музыке раньше, к моменту активных выступлений наиграли больше часов практики.
Для того, чтобы подтвердить свои гипотезы, ученые из шведского института Каролинска протестировали 310 музыкантов из нескольких местных консерваторий и музыкальных школ на музыкальную одаренность и успешность. Также участники эксперимента ответили на вопросы о том, сколько времени они тратят на обучение и когда его начали. Другое исследование — STAGE (Study of Twin Adults: Genes and Environment) — предоставило генетическую информацию об участниках.
Сопоставив данные собственного исследования и STAGE, ученые выяснили, что раннее начало обучению музыке влияет на музыкальную одаренность как у любителей, так и у профессиональных музыкантов — даже с учетом времени, затраченного на практику.
Генетические факторы, возможно, влияющие на предрасположенность и интерес к музыке, также влияют на возраст, в котором музыканты начинают обучаться музыке, и на их будущую одаренность.
Одно из объяснений результатов эксперимента заключается в том, что, возможно, дети, рано проявляющие интерес к какой-нибудь области, сами желают начать обучаться в ней как можно раньше. Кроме того, результаты можно объяснить тем, что в талантливых и творческих семьях дети оказываются, соответственно, в талантливой и творческой среде с самых ранних лет — и им по наследству передается предрасположенность к определенным видам искусства.