О том, что исполнители музыки недополучают прибыль от стриминга, периодически говорят как сами исполнители, так и различные аналитики. Сейчас же роялти заинтересовался британский парламент: после очередных жалоб на недостаточный размер оплаты прослушиваний представитель министерства культуры, медиа и спорта Джулиан Найт (Julian Knight) сообщил, что «рост рынка стриминга не может идти за счет талантливых малоизвестных исполнителей» — и объявил о старте расследования.

Цель расследования — выяснить, насколько честно оплачиваются труды исполнителей стриминговыми платформами вроде Spotify и Apple Music. Само расследование начнется в ноябре, а сейчас представители министерства общаются с экспертами индустрии, исполнителями, лейблами и стриминговыми платформами, собирая информацию.

Так, по нынешним оценкам Spotify за одно прослушивание песни платит от 0,002 до 0,0038 британских фунта, Apple Music — 0,0059 фунта. Меньше всех платит YouTube — 0,00052 фунта за прослушивание. Все эти деньги идут правообладателям, и часто не только сам исполнитель является правообладателем — туда также входят лейблы, издатели и прочие лица. Бывает, что исполнитель в итоге получает 13% прибыли, а остальное остается у посредников.

В мае этого года скрипачка Тамсин Литтл сообщила, что за полгода после миллионов прослушиваний она получила всего 12,34 фунта. Джон Хопкинс же заявил, что за 90 000 прослушиваний на Spotify получил 8 фунтов. В результате таких историй в соцсетях появился хэштег #BrokenRecord: его запустил музыкант Том Грей и поддержали профсоюз музыкантов и The Ivors Academy, представляющая композиторов.

На этой неделе прошел опрос на YouGov — и 77% участников сообщили, что считают гонорары для музыкантов недостаточными. Правда, 69% поначалу сообщили, что не очень хотят подъема стоимости подписок на стриминг, но половина из них изменила свое решение и сказала, что готова платить больше, если деньги пойдут напрямую исполнителям.

Более того, по мнению профсоюза, часть роялти должна идти и сессионным музыкантам: в современной системе они получают фиксированную выплату за участие в записи перед релизом композиции и не получают ничего с ее прослушиваний. «Если стриминговые сервисы хотят подмять под себя другие форматы вроде радио, то и платить они должны аналогично», — резюмировал председатель профсоюза Наоми Пол (Naomi Pohl).

Парламент рассмотрит не только вопрос оплаты, но и алгоритмы составления плейлистов и их влияние на музыкальный рынок, а также выяснит, не мешают ли новым именам в музыке релизы крупных исполнителей. Также парламент рассмотрит обоснованность внедрения законов о защите авторского права, аналогичных принятым в Евросоюзе.

Пандемия только подчеркнула необходимость расследования: с ней стало видно, что «роялти от стриминга слишком малы и рынок подводит большое число музыкантов», поскольку они «не могут существовать на доходы от стриминга, их попросту не хватает». По мнению главы The Ivors Academy Грэма Дэвиса (Graham Davies), расследование станет отличной возможностью сделать систему более прозрачной и честной, чтобы в итоге все остались довольны.