Как известно, среди аудиофилов немало ценителей хорошего алкоголя, и эта новость — для них. Группа исследователей из Техасского университета в Остине занимается измерением различных звуков в жидкостях. Как-то раз они заинтересовались шипением пузырьков шампанского и, опустив микрофон в бокал, принялись слушать.
Как выяснилось, в самом шампанском звук лопающихся пузырьков «похож на звон колокольчиков». Более того, оказалось, что от стоимости шампанского зависит и размер пузырьков: чем дороже напиток, тем мельче пузырьки. А чем мельче пузырьки, тем выше частота шипения. В качестве представителя дорогого сегмента в эксперименте участвовало Moët & Chandon, а калифорнийское Cook's отвечало за бюджетный сегмент.
На всякий случай исследователи решили проверить, как ведут себя пузырьки в емкостях из разных материалов. Например, в пенопластовых стаканчиках они прилипают к стенкам, и в итоге несколько пузырьков собираются в более крупные, а затем с шипением распадаются. В стеклянной же посуде пузырьки менее охотно идут на контакт друг с другом.
В результате эксперимента ученые выяснили, что диаметр пузырьков в Moët & Chandon в среднем на 5% меньше, чем в Cook's, причем во французском игристом диапазон диаметров пузырьков намного меньше, но при этом сами пузырьки ведут себя активнее — быстрее перемещаются.
Французский химик Жерар Лиже-Белер (Gerard Liger-Belair) добавил, что на пузырьки также влияет и возраст напитка: в старом шампанском они мелкие, поскольку в самом напитке содержится меньше углекислого газа, который эти пузырьки и создают. При этом большие пузырьки (часто встречаются в бюджетном вине) вовсе не являются признаком плохого игристого. В недавнем французском исследовании сказано, что крупные пузырьки, когда лопаются, дают больше аромата.
По мнению Кайла Спратта (Kyle Spratt), одного из техасских исследователей, аудиоинформация о пузырьках может стать одним из ключевых параметров в оценке качества напитков для производителей.