Ностальгия не отпускает людей: за семь месяцев в Великобритании уже продали 35 000 кассет. Для сравнения, в прошлом году с января по июль продали всего 18 000 кассет — практически в два раза меньше.

За весь прошлый год в Британии купили 50 000 кассет, и, по прогнозам экспертов, в этом году это число достигнет 75 000 штук, что является десятилетним максимумом. До 100 000 проданных экземпляров, как в 2004 году, еще далеко, но продажи кассет уверенно растут, хоть на них и приходится всего 0,2% от всех продаж альбомов в этом регионе (для сравнения, на винил приходятся 12%).

Самым популярным кассетным релизом стал дебютный альбом Билли Айлиш «When We Fall Asleep, Where Do We Go?» — эксклюзивная «черная кассета» продалась тиражом в 4 000 штук. На втором месте идут Catfish and The Bottlemen c релизом «The Balance» (3 000 экземпляров), за ними следует «Madame X» Мадонны и «Divinely Uninspired To A Hellish Extent» от Льюса Капальди, а замыкает пятерку британских кассетных лидеров Хозиер с альбомом «Wasteland Baby». В прошлом году топовой кассетой стала «A Brief Enquiry Into Online Relationships» от 1975 — ее объем продаж составил 7 523 штуки.

Логично предположить, что новые релизы на кассетах — это, в первую очередь, мерчендайз, который по счастливой случайности еще и может играть музыку. Данных о том, сколько из проданных кассет действительно используются по назначению, нет. В маркетинге активно используют визуальную привлекательность такого ностальгичного формата.

«Мы так долго были далеки от физического проявления музыки, что кассеты и винил кажутся даже не ностальгией, а чем-то из другого мира, — считает Джон Канненберг (John Kannenberg), директор и куратор Музея портативного звука. — После того, как продажи цифровых релизов превзошли продажи физических, нужно было лишь подождать, пока маятник качнется обратно, и этот сегмент рынка вновь станет популярным».

Среди тех, кто все-таки хочет слушать кассеты, наблюдается такой расклад: молодежь до 30 лет предпочитает портативные плееры, а люди постарше — бумбоксы и прочие стационарные кассетники. Такую статистику собрал владелец кассетного магазина Waltz в Токио Таро Цунода (Taro Tsunoda) — с момента основания магазина в 2015 году он продал более 1 500 восстановленных Walkman. По его мнению, решающую роль в возрождении этого формата могла бы сыграть Sony, выпустив доступный современный плеер с возможностью, например, перевода кассет в цифру и наоборот.

Также возможно, что двигать эту культуру будут одновременно и известные современные артисты, и андеграунд. Та же Бьорк выпустила все свои альбомы на разноцветных кассетах ограниченным тиражом, американская сеть FYE закупила 1 200 кассет с саундтреком третьего сезона «Очень странных дел», а кассетная версия саундтрека «Богемской рапсодии» стала хитом продаж в Waltz.