Мнение о том, что «тяжелые» стили рок-музыки способны пробуждать в человеке самые низменные чувства и заставлять его неадекватно реагировать на проявления насилия и жестокости, известно давно. Но исследования музыкальной лаборатории Сиднейского университета Маккуори, судя по всему, способны в какой-то степени опровергнуть эти стереотипы.
В ходе эксперимента ученые предложили 32-м фанатам death metal и 48-и участникам, безразличным к этому жанру слушать либо его, либо поп-музыку, одновременно глядя на довольно неприятные изображения. Цель эксперимента, по словам ведущего исследователя Yanan Sun (Янан Сун), состояла в том, чтобы измерить, как мозг участников отреагировал на сцены насилия и определить, как музыкальное сопровождение повлияло на их чувствительность.
В эксперименте использовался трек «Eaten» группы Bloodbath. Вторая композиция должна была являться его полной противоположностью: выбрали «Happy» Фаррелла Уильямса (Pharrell Williams, «Happy»).
Каждый участник слушал «Happy» или «Eaten» в наушниках, в то время как ему показывали пару изображений — по одному на каждый глаз. На одном изображении была сцена насилия, — например, кто-то подвергается нападению на улице — а другая картинка показывала что-то безобидное: например, группу людей, просто идущую по той же улице.
«Это называется бинокулярным соперничеством», — объяснил доктор Сунн. — Основа этого психологического теста состоит в том, что, когда большинству людей представлен нейтральный образ для одного глаза и насильственный для другого, они видят насильственный образ ярче.
Если бы поклонники death metal были лишены чувствительности к насилию, о чем беспокоятся многие родительские комитеты, религиозные группы и советы по цензуре, их реакция была бы соответствующей. Но они продемонстрировали такой же результат, как и остальные испытуемые.
«Это хорошие люди, — заметил профессор Билл Томпсон (Bill Thompson), — они не собираются идти и обижать кого-то». Этот эксперимент — часть многолетнего исследования профессора Томпсона и его коллег в сложной области эмоциональных эффектов музыки.
«У нас с этим нет никаких проблем», — сказал солист Bloodbath Ник Холмс (Nick Holmes). Он добавил, что тексты Bloodbath были «в основном, звуковой версией фильма ужасов 80-х». «Большинство поклонников death metal — умные, вдумчивые люди, которые просто увлекаются музыкой, — сказал он, — это эквивалент людей, одержимых фильмами ужасов или боевыми реконструкциями».
Профессор Томпсон считает, что результаты его исследований должны «успокоить родителей или религиозные группы», встревоженных подобной музыкой. В то время как исследования обнаружили некоторые доказательства десенсибилизации у людей, которые много играют в жестокие видеоигры, с музыкой на поверку все оказывается иначе.
«Доминирующим эмоциональным откликом на эту музыку является радость и расширение возможностей, — сказал профессор Томпсон, — и я думаю, что слушать подобную музыку и превращать ее в источник прекрасного и вдохновляющего — это удивительная вещь».
Ник Холмс, в свою очередь, согласился с этим, сказав, что большая часть музыки, которой он наслаждался, была «меланхоличной, драматичной, грустной или агрессивной». «Я получаю радость и новые возможности от этих жанров», — добавил он.