Главный зал Эльбской филармонии (Elbphilharmonie) в Гамбурге (Германия), строительство которой длилось долгие 10 лет и стоило $843 млн, обшит десятком тысяч панелей. Каждая из этих панелей уникальна и вместе они формируют идеальный акустический баланс в помещении.
При создании гипсоволоконных панелей специалисты швейцарского бюро Herzog & de Meuron обратились за помощью к японскому акустическому инженеру Ясухисе Тоёте (Yasuhisa Toyota), который и создал звуковую карту зала.
Основываясь на геометрии помещения, Тоёта выяснил, что для поглощения эха выемки на панелях, выстилающих заднюю стену зала, должны быть глубже, чем в других местах. В то же время неровности на потолочных панелях, расположенных позади рефлектора, и на верхних частях балюстрад, наоборот, должны быть менее глубокими. Требования акустики нужно было увязать с эстетическими. Архитекторы настаивали, чтобы панели, находящиеся на расстоянии вытянутой руки, были менее ребристыми.
Используя эти требования в качестве параметров, основатель студии One to One Бенжамин Корен (Benjamin Koren) разработал алгоритм для создания панелей методом параметрического проектирования.
Каждая панель состоит из одного миллиона «клеток» — небольших углублений, напоминающих отпечатки ракушки. Диаметр клеток варьируется от 4 до 16 сантиметров. Когда звуковая волна ударяет в панель, она либо поглощает, либо рассеивает ее. Ни одна из панелей не делает это одинаково, но вместе они создают сбалансированную реверберацию по всей аудитории. Этот метод использовался в течение многих столетий (самый известный пример — концертный зал Общества любителей музыки в Вене), но в Elbphilharmonie он применен в новой, визуально необычной манере.
Центральный зрительный зал Elbphilharmonie вмещает 2150 человек и освещен 1000 лампочками ручной работы, которые подчеркивают футуристический внешний вид постройки, напоминающей космический корабль.