В исследовательских кругах антропологов и психологов набирает популярность новая теория: музыка появилась как инструмент для впечатления соратников и противников, а также как сигнал внимания.
Наиболее старой является теория, предложенная Дарвином: он считал, что музыка у людей изначально преследовала те же цели, что и у птиц — привлечение партнера. Проверку временем эта теория не проходит как минимум по одной причине: и на заре своего появления, и сейчас музыку часто исполняют в группах, да и к тому же исполнителями являются представители обоих полов. Так считает Эд Хаген (Ed Hagen), эволюционный антрополог государственного университета Вашингтона.
По мнению Хагена и других исследователей из его группы, в которую вошли ученые из Гарварда и UCLA, в случае, если бы музыка среди людей развивалась так же, как и среди птиц, мужчины были бы более умелыми музыкантами, а женщины — более умелыми слушателями. Однако на деле распределение примерно одинаковое.
Также ученые решили, что аспект коллективного взаимодействия — всего лишь одно из следствий появления музыки. Создание музыки — достаточно трудоемкий процесс, и подружиться с окружающими можно намного проще: поговорить или поделиться едой. Эта теория также не учитывает того, что музыку часто исполняют перед теми, кто в процесс ее создания не вовлечен.
По мнению ученых, слушатели — это ключевой фактор, позволяющий определить смысл появления музыки. Так, животные часто используют звуковые сигналы для того, чтобы отпугнуть неприятелей или предупредить свою стаю, и недавние исследования доказывают, что музыка людей в первую очередь несла такую же функцию: «Если изучить музыку традиционных обществ, можно увидеть, что ее регулярно использовали для создания политических союзов», — заявил Хаген.
Сложные выступления — от боевых ритуальных танцев до военных ансамблей — часто используются для того, чтобы показать мощь объединенной армии и впечатлить чужаков. Слаженно, синхронно играющий оркестр многие воспринимают как индикатор высокой военной мощи.
Есть и еще одна категория людей, которую нужно впечатлять — дети. Человеческие дети рождаются очень беспомощными и долгое время им требуется солидная поддержка от взрослых — и поэтому детям нужно регулярно подавать понятные сигналы, сообщающие, что помощь рядом. Колыбельные — песни для детей — как раз и являются сигналом того, что взрослый готов в данный момент заботиться о ребенке: поющий человек не может в этот момент говорить с кем-то другим.
Эти два примера, как заключили ученые, доказывают, что музыка — не просто развлечение для масс и не способ найти партнера, а эволюционно развившийся механизм.