Эмили Пжишинда (Emily Przysinda) из Уэслианского университета провела небольшое исследование, в результате которого выяснила, что мозг джазовых музыкантов реагирует на неожиданные события иначе, чем мозг классических музыкантов и людей, не имеющих отношения к музыке.

В исследовании приняли участие 12 джазовых, 12 классических музыкантов и 12 человек, не имеющих отношения к музыке. В первом этапе исследования испытуемых попросили придумать список действий, которые можно совершить с простой скрепкой. Участники исследования получали баллы за число ответов и оригинальность: больше баллов получали уникальные варианты, которые не встречались у других испытуемых.

Музыканты оказались значительно креативнее, чем люди, далекие от музыки, причем классические и джазовые музыканты оказались примерно на одном уровне. Джазмены выиграли разве что в оригинальности.

Второй этап был занятнее. Участникам исследования, подключенным к электроэнцефалографам, предлагали прослушать последовательность аккордов с разными степенями устойчивости неустойчивой ступени, согласно музыкальной теории (высокой, средней и низкой), и оценить услышанное.

Людям, не имеющим отношения к музыке, больше по вкусу пришлись последовательности с высокой степенью устойчивости. Классические музыканты расположили последовательности с высокой и низкой степенями устойчивости примерно на одном уровне, а джазовые музыканты одинаково наслаждались последовательностями и с низкой, и с высокой степенями.

Энцефалограммы же показали связь между креативным мышлением и нервным откликом P3b, причем отклик разнился не только между музыкантами и обычными слушателями, но также между классическими музыкантами и джазменами. Джазовые музыканты быстрее реагировали на неожиданные изменения в последовательности аккордов, чем другие участники исследования. В аналогичном исследовании выяснилось, что джазовые музыканты затрачивают на такую реакцию меньше «неврологических усилий», чем исполнители классики.

Исследователи считают, что во всем вина импровизации, так популярной в джазе, и любви к нестройным и странным последовательностям аккордов. Поэтому джазовые музыканты были «готовы к неожиданностям». И хотя классические музыканты показали свое превосходство над обычными слушателями в плане креативности, неустойчивые аккорды выбивали их из колеи сильнее, чем джазовых коллег по цеху.

Конечно, рановато делать глобальные выводы на основе исследований, в которых участвовало 36 и 30 человек соответственно, но они могут стать поводом для проведения более масштабных научных изысканий.