Исследователи Института Жана Лерона Д’Аламбера (Jean Le Rond d'Alembert) доказали, что звукопроекция современных скрипок лучше, чем звукопроекция скрипок Антонио Страдивари. Согласно исследованию, опубликованному в журнале PNAS, слушатели не могут отличить скрипку Страдивари от современной, но предпочитают при этом звук последней.
Звукопроекция — это способность музыкального инструмента заполнить пространство концертного зала, донести звук до самых последних рядов и выделиться из массы других инструментов в оркестре, что особенно важно для солистов.
Традиционно считается, что звукопроекция скрипок, созданных в 17–18 веке, в частности, скрипок Страдивари, превосходит звукопроекцию современных инструментов.
Группа ученых под руководством Клаудии Фриц (Claudia Fritz) объединилась с создателем скрипок Джозефом Кертиным (Joseph Curtin), чтобы проверить это утверждение.
Они провели два эксперимента с участием 137 слушателей в концертных залах Парижа и Нью-Йорка. Слушатели должны были оценить звучание девяти пар скрипок по критериям звукопроекции и личных предпочтений. В каждой паре один из инструментов был старым, а другой — новым. Эксперимент проводился вслепую: ученые скрыли от слушателей и исполнителей изготовителя и название скрипок.
В эксперименте участвовало шесть скрипок Страдивари, две скрипки Джузеппе Гварнери (Giuseppe Guarneri) и один инструмент другого известного итальянского мастера 18 века. В качестве солиста был приглашен российский скрипач Илья Калер, единственный в мире исполнитель, завоевавший первые премии трех крупнейших международных скрипичных конкурсов: имени Паганини (1981), имени Сибелиуса (1985) и имени Чайковского (1986).
В результате эксперимента выяснилось, что большинству слушателей больше нравится звучание современных скрипок. Кроме того, оказалось, что ни слушатели, ни даже сами исполнители не могут на слух отличить современную скрипку от знаменитой старинной.
Два других исследования, проведенные той же командой ученых в 2010 и 2012 году, показали, что сами скрипачи также предпочитают современные скрипки, когда не знают, на чем именно они играют.
Копию скрипки Страдивари недавно распечатали на 3D-принтере. Здесь можно послушать, как она звучит.