Профсоюз музыкантов в Великобритании провел опрос среди 2 000 участников и выяснил, что 34% «задумываются о том, чтобы полностью покончить с музыкальной деятельностью» из-за финансовых трудностей, появившихся на фоне пандемии. Причина трудностей логична — отмена офлайн-концертов и прочих выступлений.
Более половины опрошенных уже нашли работу вне индустрии, а 70% загружены не более, чем на четверть по сравнению с обычной загрузкой. Также 87% музыкантов, ушедших в административный отпуск и получивших поддержку как самозанятые, сообщили, что будут испытывать финансовые трудности, когда эта поддержка закончится — то есть в октябре.
«Музыканты работают в супермаркетах, доставляют еду, возвращаются к той работе, с которой начинали в жизни, — сообщил Горацио Трубридж (Horace Trubridge), генеральный секретарь профсоюза. — К любой, только не к музыке — и в этом проблема. Мы встречаем осень и зиму, не работая месяцами и не имея финансовой поддержки от государства помимо универсальных кредитов — а это издевательство для индустрии, стоящей 5,2 млрд фунтов».
В опросе, проведенном в прошлом месяце сервисом Encore, бронирующим музыкантов, ситуация складывается еще более печальная (но и выборка меньше — всего 560 музыкантов): 64% опрошенных думали о том, чтобы уйти из профессии, а 41% сообщили, что не имеют запланированных выступлений до конца года.
Концертные площадки открылись в соответствии с правилами британского министерства здравоохранения, но сами концерты практически не проходят, если сравнивать их объем с началом 2020 года. Снизилось и число других мероприятий, на которые часто приглашали музыкантов — свадеб, конференций и пр. Также у музыкантов стали брать меньше уроков — минус еще одна статья дохода.
Треть музыкантов не могли рассчитывать на финансовую помощь от государства в силу особенностей оформления: кто-то — как закрытая акционерная компания, кто-то частично оформляет доходы через самозанятость, а частично имеет необлагаемый налогом доход, кто-то же получает в год более 50 000 фунтов и потому на помощь претендовать не может — а для жителей, например, центрального Лондона, да еще и с семьей, это не такие уж и большие деньги.
Правительство Великобритании поддержало индустрию культуры и искусств суммой в 1,57 млрд фунтов, вот только эти деньги пошли на помощь организациям: концертным площадкам, музеям и прочим, а не конкретным людям.
Пакет мер по поддержки, как утверждает Турбридж, ничего не сделал для творцов. Сам же департамент цифрового развития, культуры, медиа и спорта утверждает, что эта сумма позволяет существовать концертным площадкам, а значит обеспечивать музыкантам рабочие места и потенциальную работу.
Профсоюз предложил использовать схему «2-в-1», как в ресторанах: обеспечение дистанции на концертах возьмет на себя государство, оплачивая стоимость соседнего с купленным зрителем места. Но Великобритания, судя по всему, планирует принять жесткие меры по ограничению распространения вируса — и будущее для музыкантов становится более туманным.
Многие музыканты во время пандемии перешли на платные онлайн-выступления — например, Ник Кейв — но, как говорит Трубридж, на этом сложно заработать с учетом того, что многие музыканты устраивают онлайн-концерты бесплатно.