Благое дело — доступность теплого винилового звука в цифровом виде — заинтересовало журналистов Wired: издание написало о группе анонимных российских энтузиастов AudioPhil, занимающихся оцифровкой винила, и о самом явлении, распространенном на постсоветском пространстве.

Любители хорошего звука провели месяцы в поисках наилучших изданий культовых альбомов, потратили на них тысячи долларов и предоставили цифровые версии общественности на rutracker.org, не прося за это ни копейки и не боясь законов об охране авторских прав. Среди их релизов числятся «Dark Side of the Moon», «Presence», «White Album», «Abbey Road» и другие.

Согласно признанию одного из участников группы, ими движут «страсть и отчаяние»: с годами культовые альбомы проходят через несколько вариантов ремастера, получают плохие оцифровки и теряют свой звук. Сам тренд российских оцифровок винила журналисты Wired связывают с советским прошлым, когда музыку приходилось добывать и пластинки стоили ползарплаты. В их тексте упоминаются и другие релиз-группы.

Так, их издание «Dark Side of the Moon» — это британский лонгплей, который оцифровали с помощью проигрывателя Technica 155 LC, фонопреда Stanton 310B и цифрового рекордера TASCAM HD-P2. После оцифровки они несколько недель чистили релиз от щелчков и других шумов в Adobe Audition, а затем опубликовали релиз на всем известной платформе, всего за пару месяцев до ее официальной блокировки.

Чаще всего размер релиза составляет 2 Гб. Тот же «Dark Side of the Moon» скачали 22 000 раз с декабря 2015 года: для сравнения, купили альбом с момента выхода в 1973 году 45 млн раз. А в январе AudioPhil выпустили «Paranoid», основой которого стала копия официальной мастер-ленты.

Другой релизер, StigLarsson, взявший ник у шведского автора, оцифровывает пластинки, но никак не редактирует звук. У него совершенно иной сетап: вертушка Garrard, пред Nebula и АЦП Korg — все суммарной стоимостью в 30 000 долларов. И он раздает виниловые рипы на всем известном сайте просто потому, что любит делиться хорошим.

Однако журналисты Wired замечают, что погоня за качественным звуком пока что держится на энтузиастах, предлагающих бесплатный контент. Тот же сервис PONO от Нила Янга с lossless-потоком оказался провальным, да и Tidal недостаточно популярен. Качественный звук, они считают, мало кто готов покупать — MP3 дешевле, а виниловые рипы можно скачать и вовсе бесплатно.