Недавно на Reddit один пользователь спросил, какое имя слышат люди в небольшом отрывке видео — «Йенни» (Yanny) или «Лорел» (Laurel). Мнения разделились: кто-то слышал очень высокий искаженный вариант имени «Йенни», а кто-то отчетливо улавливал сказанное низким голосом «Лорел». Благодаря горячей дискуссии видео стало сверхпопулярным, порождая все новые дебаты. Бывали случаи, когда на одной и той же аудиосистеме один и тот же слушатель сначала распознавал имя «Йенни», а потом, через какое-то время, не мог не расслышать «Лорел». А потом снова «Йенни».


Ученые постарались найти научное объяснение этому феномену. Ларс Рике (Lars Riecke), доцент кафедры звуковосприятия и когнитивной нейронауки в университете Маастрихта, сообщил, что этот эффект аналогичен вазе Рубина — изображению, на котором можно разглядеть как вазу, так и два человеческих профиля, формирующих ее контур.

Все зависит от частоты. Информация, из-за которой слышно имя «Йенни», передается на более высокой частоте, чем та, которая заставляет человеческое ухо распознавать имя «Лорел». Слышимый вариант зависит от механики конкретных ушей, состояния души и работы мозга. Например, с возрастом люди хуже воспринимают высокие частоты, поэтому сам Ларс Рике слышал исключительно имя «Лорел», а его восьмилетняя дочь слышала «Йенни». Как утверждает ученый, можно попросту убрать в аудиоредакторе низкие частоты и получить звук, отчетливо выдающий «Йенни», а можно убрать высокие частоты и оставить чистое «Лорел».

Большинство звуков, включая [л] и [й], совмещают в себе несколько частот, и, как подозревает Рике, в этой аудиозаписи высокочастотная часть звука [й] могла быть искусственно завышена, а низкочастотная часть звука [л] — искусственно занижена. Но не зная источника записи, он не может утверждать наверняка.

Бхарат Чандрасекаран (Bharath Chandrasekaran), профессор департамента коммуникационных наук и нарушений в Университете Остина, сообщил, что в горячей дискуссии может быть виновато плохое качество записи: «Она шумная, и поэтому мозг достраивает звук так, как считает нужным». А «нужность» основывается на жизненном и музыкальном опыте конкретного мозга.

Он дополнительно сообщил, что половина сотрудников в его лаборатории слышит «Йенни», а половина — «Лорел». Также Чандрасекаран добавил, что соберет контрольные группы из тех, кто слышит «Йенни» и «Лорел», заставит слушать запись в лаборатории и будет наблюдать за сигналами мозга, стремясь определить разницу в восприятии.

Продолжение: New York Times выпустила приложение, позволяющее расслышать и «Йенни», и «Лорел»