В качестве предыстории: какое-то время назад передо мной встал вопрос о возможном вынужденном переезде виниловой части сетапа в другой угол комнаты. Он повлек за собой вопрос о выборе длинного межблока, развившийся затем в вопрос о выборе фонокорректора с балансными выходами, – обсуждения обоих вы можете найти в моем профиле.

И вот, после того как я побродил по Hi-Fi & Hi-End Show 2023 и поприсматривался к экспонатам, и после того, как эти экспонаты разъехались по демозалам постоянного обитания, я занялся организацией прослушивания доступных кандидатов в своей системе.

В результате мне удалось «купить» Cayin CS-6PH и Hegel V10. Приехали они «в гости» к давно и успешно трудящемуся у меня Vincent PHO-701.

Очень разные производители, и фонокорректоры разные как по стоимости, так и по позиционированию – 701-я у Vincent является старшей в ряду, а для других двух марок это единственные модели данного вида аппаратуры.

Рекомендованная розничная цена на нашем рынке для Cayin сейчас составляет 200.000 рублей, Hegel 150.000, цена Vincent слегка превышает 100.000 рублей, а купил я его почти три года назад примерно за 70.000 и еще сколько-то тогда же потратил на приобретение американской лампы вместо стоковой китайской.

Внешность Hegel я бы назван полностью утилитарной. Украшением стойки с аппаратурой этот аппарат не станет, хотя, при определенной схожести с остальными частями тракта, вида портить тоже не будет. Небольшой, формата А4 и весом чуть более 2 кило, брутального вида аппарат, с кнопкой и светодиодом питания на передней панели, который даже светится как-то «по-норвежски»😊 сдержанно. Больше на ней ничего нет.

В общем, подключил, подобрал настройки, расположенные на нижней панели, положил в более-менее незаметное место, – и пусть себе работает. На тыльном торце находятся разъемы для подключения и DIP-переключатели для настройки (а вот схемы самой настройки нанесены на нижнюю панель в зеркальном отображении – несколько неудобно, с моей точки зрения).

О разъемах производитель пишет, как о позолоченных, но все благородство этого металла осталось внутри, потому как снаружи они выглядят вполне себе матово-медными, а клемма заземления является самой брутальной частью этого брутального аппарата, и лишь капельку не дотягивает до проявления на себе винтажной прозелени. Коммутация с усилителем возможна и по RCA, и по XLR. Что касается подключения к проигрывателю винила, то его можно осуществить только по RCA, но, несмотря на наличие раздельных разъемов для ММ и МС картриджей, надпись на задней панели предупреждает, что и те, и другие одновременно подключать нельзя. Поэтому для систем с двумя проигрывателями или тонармами V10 будет так же неудобен, как и фонокорректор, имеющий только одну пару разъемов.

Например, как Vincent, в котором выбор ММ или МС после подключения фонокабеля осуществляется кнопкой. Дизайн PHO-701 сделан по принципу «а чего бы вы от меня хотели?». Два небольших ящичка одинаковых габаритов, в одном из которых блок питания с синим светодиодом, в другом – собственно фонокорректор, и вот в этом другом имеется окошечко с лампой, подсветку которой можно отключать или включать специальным тумблером, причем для включенного состояния предусмотрено три уровня яркости. Хотите – спрячьте его в тумбочку, хотите – выставьте желаемый уровень подсветки и разместите один или оба блока рядом с вертушкой на видном месте. Никаких органов управления на передней панели не предусмотрено.

На задней те самые тумблер яркости и кнопка выбора ММ/МC, по одной паре входных и выходных разъемов, а также порт USB-B для оцифровки винила. XLR-разъемов у Vincent, в отличие от двух других аппаратов, не имеется.

Блок DIP-переключателей расположен на нижней панели блока фонокорректора, а вот таблица с настройками – только в инструкции по эксплуатации, что еще менее удобно, чем у Hegel.

Другое дело – дизайн Cayin. О нем можно спорить, называть этот дизайн «китайским»… Но он ламповый в полном смысле этого слова; вещь тактильно приятная – даже если просто на нее смотреть. Намеки на премиальность начинаются с двойной картонной упаковки, а в комплект поставки включены белые тканевые перчатки и тряпочка для протирки.

Подержишь его 11 кг (да, не 30 – но он ведь и не УМ!) в руках, и сразу понимаешь, что где лампы – там и трансформатор. Ну и настройки его (выбор типа картриджа на входе, сопротивление, емкость, коэффициент усиления, рокот-фильтр) осуществляются кнопками и ручкой на фронтальной панели, каждая со своим светодиодом весьма приятного зеленого цвета; только подсветка кнопки питания сделана бледно-голубым кольцом по ее окружности. Во включенном состоянии зеленые огоньки в зависимости от выставленных настроек образуют приятную улыбку или гримаску разной степени ехидности. Яркость индикаторов не регулируется. Лампы основного каскада защищены кожухом, который вставляется в корпус очень плотно, с ощутимым усилием, никаких люфтов я не заметил. А снимать его надо сразу после распаковки: при поставке лампы в фонокорректор предустановлены, но две из них защищены транспортными пенными абажурами, которые надо снять до эксплуатации. Ну, или же снять кожух потому, что свет ламп без него заметнее😊.

На задней панели две пары разъемов для подключения как ММ, так и МС головок, и здесь, в отличие от Hegel, надпись о недопустимости одновременного подключения отсутствует. Выбор типа подключения к усилителю между RCA и XLR осуществляется тумблером.

Ну, а на нижней плоскости у аппаратов такого веса, как правило, ничего, кроме ножек, крепежных винтов и лейблов, и не встретишь.

И еще одно дополнение – лицевые панели Vincent и Cayin могут быть в двух цветах, черном или серебристом, Hegel же доступен только в черном.

Технические характеристики аппаратов вы можете найти здесь, здесь и здесь, там же имеется какое-то количество официальных фотографий.

Я не буду почти ничего писать о схемотехнике и начинке аппаратов, так как, во-первых, брал их «на послушать» под залог из своего кошелька, и какие бы то ни было вскрытия корпусов не подразумевались; относительно Cayin мне даже было поставлено условие не снимать с лакового кожуха трансформатора защитную пленку, если я не решу оставить аппарат в своей системе, – в результате эту пленку вы уже могли заметить на снимках. А, во-вторых, – я гуманитарий 😊. Впрочем, в сети в достаточном количестве присутствуют снимки фонокорректоров в разобранном виде как сами по себе, так и в составе иных обзоров. Ограничусь краткими комментариями.

Vincent сделан с использованием операционных усилителей, что не секрет, несмотря на то, что в PHO-701, в отличие от его «младших братьев» по модельному ряду, используется лампа. Рассуждения о том, зачем она там нужна, влияет ли вообще на звук, и как именно, – нередки и в сети в целом, и на нашем сайте в частности…

Относительно V10 производителем заявлено, что он сделан на «дискретных JFET-транзисторах» на входном каскаде, и на «дискретных биполярных транзисторах» в «линейном аналоговом источнике питания переменного тока». Впрочем, без операционных усилителей не обошлось и здесь. Группировка разъемов на задней панели намекает на балансную схему, хотя прямое утверждение о том, что это так и есть, на сайте Hegel отсутствует.

А вот фотография того, как смонтирован Cayin, есть на официальном сайте, и, насколько я могу судить, произведен он достаточно качественно.

После его включения подсветка сетевой кнопки мигает 60-65 секунд, потом мигание сменяется постоянным свечением, и вы можете слушать музыку. Для аппарата не имеет значения, включаете вы его совсем холодным, или уже прослушали пару пластинок и выключили на пару секунд – при повторном включении он все равно проморгает минуту. (Hegel выходит на рабочий режим за полминуты, а Vincent секунд за 15-20).

Что ж, мы подошли к организации прослушивания и впечатлениям от него.

И здесь я должен сказать, что слегка забежал впереди паровоза. Дело в том, что, если для Vincent, и, возможно, Hegel подобное утверждение можно рассматривать как спорное, – но вот о Cayin следует говорить, скорее, как о фонокорректоре, ориентированном на работу преимущественно с МС-картриджами. А у меня такого нет – на моем проигрывателе установлен Ortofon 2M Black. График моего рабочего времени и количество дней, на которые я брал Cayin и Hegel, особо не позволяли планировать, что купленный новый МС сам по себе разработается, – за все те дни я смог бы уделить винилу часов 6 – 8. В тесте получилось бы два неизвестных – звук непрогретого звукоснимателя и звук незнакомого фонокорректора. И тогда я бросил клич о помощи – попросил коллег с сайта, имеющих МС-головы, приехать с ними ко мне или пригласить меня с техникой к себе. На мою просьбу откликнулись Валерий и Дмитрий из NewArtVinyl, за что я им очень благодарен.

Прослушивание прошло на их системе. Отмечу, что на проигрывателе стоял картридж, по стоимости превышающий любой из привезенных мной фонокорректоров, а до начала их прослушивания мы послушали музыку в том составе сетапа, который был собран в студии на постоянной основе, и взяли этот звук за ориентир. Было выбрано несколько пластинок с классической оркестровой музыкой и весьма энергичным джазом – то есть полнодиапазонными динамичными произведениями, исполняемыми «живыми» инструментами.

Мне звучание и Hegel, и Cayin показалось достаточно детальным, позиционирование инструментов легко читаемым. Чуть поглубже и пошире сцена на Cayin. Никаких запинок в динамике звучания симфонического оркестра ни один из испытуемых не допустил. Медь духовых немного разная – но не могу назвать какой-то из звуков ненатуральным. В обоих случаях осязаемая подача вокала. Баcа несколько больше у норвежца, что Валерий объяснил наличием операционных усилителей. У Cayin же бас слегка более округлый по звучанию, но аккуратный, не расплывчатый. На прослушанном материале нельзя было сказать, что лампа в чем-то медленнее транзистора.

Разницу в моем эмоциональном восприятии звучания Hegel и Cayin, проявленную в системе NewArtVinyl, попробую объяснить следующим образом. Одним из треков, которые мы прослушали, было вступление из симфонической поэмы Рихарда Штраусса Also Sprach Zarathustra («Так говорил Заратустра»), которое в оригинале называется Sonnenaufgang («Восход Солнца»), а у нас в не самых музыкальных кругах больше известно под псевдонимом «музыка из "Что? Где? Когда?"»😉. Как известно, Заратустра жил в Персии. Так вот, в трактовке Cayin Солнце всходило по-персидски, по-южному, легко (но не легковесно!), и, я бы даже сказал, торжествующе, – впрочем, данная музыка именно это и предполагает. А у Hegel оно пробивало себе дорогу наверх сквозь туман (это я образно про природу, а не замыленность звука😊) суровых норвежских фьордов. Впрочем, достаточно уверенно, как и ожидаешь от этого производителя.

В целом, именно на этой системе Cayin мне понравился больше; коллеги тоже посчитали, что его звук почти не уступает звуку постоянно используемого ими фонокорректора. Акустика в сетапе, в котором проходило прослушивание, это напольники топовой серии (хотя и не последней модификации) одного из известных европейских производителей; они весьма детальные, и, на мой слух, резковатые на верхах, при этом с хорошей басовой секцией. Лампа к ним очень хорошо подошла, немного смягчая характер высоких частот. Думаю, и в других системах с акустикой подобного звучания взаимовлияние компонентов будет примерно таким же. В тех же системах, где акустика сама по себе не дает глубокий бас, - возможно, лучше себя проявит Hegel. Но, конечно, это все мое мнение; правильным советом, как всегда, будет - берите аппаратуру под залог и слушайте у себя дома! Именно сейчас возможность для этого есть.

А вот после подключения моего Vincent в режиме МС меня поджидало весьма огорчительное открытие: музыка в правом канале звучала в два раза тише, чем в левом… 🙁 выключили, еще раз проверили все соединения, пощелкали тумблерами, включили… и снова то же разочарование 🙁🙁 Не то где-то в схеме когда-то за три года что-то случилось, не то неведомый доселе производственный брак проявил себя таким образом – осталось невыясненным. Поэтому и работу его на МС с двумя конкурентами сравнивать я не буду.

По окончании прослушивания в NewArtVinyl у меня оставалось какое-то время для того, чтобы сравнить звучание всех трех фонокорректоров в моей домашней системе, теперь уже в ММ-режиме. И вот тут случился еще один сюрприз. Большой – пребольшой. Уже упомянутый Sonnenaufgang, The Game от Queen, сюита из балета «Щелкунчик» в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР под управлением Е. Светланова, что-то из Норы Джонс и «Металлики»… – все это звучало достаточно хорошо, детально, с чувством ритма, но… практически одинаково. Будто и не было замены компонентов. Проверка корректности установок 2M Black никаких проблем не выявила. Прослушивание в одиночку, усаживание для прослушивания жены, сына и дочери в разных сочетаниях на результат не повлияли.

И результат этот в моих домашних условиях оказался таким: разницу в работе на ММ-режиме между всеми тремя фонокорректорами можно описать терминами наподобие «исчезающе мала» или «на грани самовнушения». Виноваты ли в том акустика?.. проигрыватель?.. отсутствие подготовки комнаты?.. не знаю. Но, учитывая опыт с МС-головами и услышанную на них разницу, – проблема явно не в ушах, тем более, что, кроме моих, их было еще три пары.

Размышления привели меня к следующей оценке ситуации.

Покупать фонокорректор дороже моего нынешнего для получения того же звучания на ММ-картридже, конечно же, неразумно. Ставить МС-звукосниматель ценой, условно и в сегодняшних реалиях, дороже 70.000 рублей на проигрыватель ценой (опять-таки сегодняшней) 100.000 рублей лично я не планирую. Думаю, что проигрыватель и тонарм не дадут раскрыться более дорогой голове. Кстати, и автоподбор на сайте того же Ortofon не дает для Pro-Ject X2 выбор уровнем выше, чем MC Quintet Red или Blue. Но нет у меня и уверенности в том, что МС за указанную цену значимо переиграет мой ММ за нынешнюю почти ту же цену. Другое дело, если бы у меня на данный момент были – остановимся на том же производителе – 2M Red или Blue, тогда прирост был бы ожидаем. Но для существенной разницы в звуке по сравнению с 2М Black, предположу, надо брать МС-картридж уровнем не ниже, например, Ortofon Quintet Black S, Goldring Elite и иже с ними – то есть затратить не менее 100.000, что отрицается в начале данного абзаца. Поэтому ситуация с Х2 и его 9-дюймовым тонармом лично для меня, получается, достигла пика своего развития и по картриджам, и по фонокорректорам.

Плохо ли это? Нет, до тех пор, пока меня устраивает звук – а он меня устраивает. И это не самоутешение, потому что насчет акустики иногда, что называется, руки чешутся.

Стоило ли вот таким образом забегать вперед паровоза – не имея МС-звукоснимателя, брать на прослушивание фонокорректоры, ориентированные на работу с ними, а не с ММ? А почему нет? Ведь денег я, вернув оба аппарата после прослушивания, не потратил.

А знания и опыт для осмысления приобрел.

Благодарности: «Аудиомании» и лично Александру Макееву; «Барнсли» и Ивану (прошу прощения, запамятовал фамилию), и коллегам из студии NewArtVinyl.

Фотографии с официального сайта en.cayin.cn и мои, за качество которых не обессудьте.