К моему сожалению деяния в области извлечение звука из компьютера были и остаются весьма загадочным и противоречивым явлением. Огромное количество экзистенциальных практик, в большинстве своем, ведут к полумерам. Ну не могут все интересанты владеть одинаковым кругом познаний, не получится единого мнения, поскольку к решению специалисты идут разными путями, имея за плечами диаметрально противоположный багаж. Однако интерес не спадает. Попробую рассказать о своих опытах, осененных поддержкой Епанчинцева Евгения и Перевезенцева Валерия.

В статьях Боевые Слоны Хай-Энда II и III я, как мог, транслировал их взгляд на проблемы и преимущества, связанные с компьютерной архитектурой. Преимущества базировались на тщательном отборе и отслушивании различных компонентов, а суть сомнений проистекала из наличия в компе большого количества импульсников и высокочастотных стабилизаторов. В режиме домашнего или офисного ПК норм, а вот для правильного звука линейное питание - это основа.

Итак, мне посчастливилось стать обладателем музыкальной машины, собранной руками Перевезенцева Валерия. Это два, приличного размера, корпуса. Блок питания и собственно сам комп. Собран он был лет 5-6 назад с учетом всех нюансов и максимально востребованной для звука комплектности. Линейный блок питания – один из шести, сделанных специально под материнку ASUS. Мой Aurender S10 просто прикурил «не в затяг», на фоне свежеобретенного девайса. Ну да и Бог с ним!

Знакомство с новой техникой начал непринужденно, дабы продемонстрировать на что способен и завладеть вниманием публики. Из блока питания к компьютеру идет четыре кабеля, на Powercon, с разными вольтажом и амперажом. Не осветив толком пространство, да еще и сослепу, перепутал подключение и, как следствие, добыл задорные клубы пахучего дыма… когда же идиоматический запас был исчерпан - набрал Валерия и повинился. Он отнесся к этому философично, а уже через час нашел материнку, а я ее выкупил.  Опаленный порывистым рвением аппарат отправился в заботливые руки Создателя на реабилитацию. И вот тут-то стоит сказать, что нет худа без добра!

Во-первых, приобретенная материнка Asus Republic of Gamers 10thAnniversary Black Edition оказалась значительно музыкальнее, в те годы, почему-то, компоненты не были бездушно-цифровыми. Попутно Валерий внедрил усовершенствования, которые имеют место на сегодняшний день. Подробно пояснил нюансы и я перестал «опасаться» сложного устройства внутренностей машины. Во-вторых, была закончена и установлена линейная USB плата разработки Епанчинцева Евгения. В-третьих, были инсталлированы релевантные диски для хранения файлов. Две штуки, на 2 Тб и на 10 Тб. Мелкий Валерий заполнил музыкой от себя, в основном джаз и классика. Выводы, вводы и кабели были отмечены цветовыми маркерами, вместо ничтожных цифирек.

Начну с блока питания. Поскольку не смогу подробно описать его идеологическую подоплеку, то прилагаю фото. На сегодняшний день именно такой собрать возможно, но очень затратно. Как альтернативу Перевезенцев Валерий предлагает универсальный, проверенный и отслушанный, вариант SeaSonic Titanium. Машины с таким блоком работают отлично. Если забраться в комп, то видна внутренняя разводка, с коннекторами MOLEX.

Ввод включает в себя четыре терминала Powercon. Большое количество мелких проводков собраны в несколько шлейфов. Что-то питает материнку и жесткие диски, но три «хвоста» на MOLEX 4 pin предназначены для плат. Сетевой платы, USB и платы для М2 диска. Это минимизирует влияние импульсных шумов материнки на сигнал. Возможно не полностью, посему Епанчинцев Евгений и пошел по пути сборки отдельных, полностью линейно питаемых плат, с исключительно линейными компонентами.

Они вставляются в стандартные слоты. Каждая плата имеет свой DC терминал 2,1 или 2,5 по желанию заказчика. Для поклонников стандарта FireWire существует вариант платы с таким выходом, но есть одна тонкость. Лучше всего она работает в определенном слоте. Почему так, я не понял. Возможно объяснение и существует, но довольно сложное. Сей факт зафиксирован и мною проверен. Эффект не бог весть как бросается в уши, однако определенное одушевление фонограммы имеет место. Кстати есть еще одна тонкость относительно платы с М2 диском. Ее лучше всего вставлять в самый близкий к процессору слот, в этом нюансе я полагаюсь на слова Валерия.

Позже Евгений прислал сетевую плату, а потом и для M2 диска. Памятуя совет Перевезенцева Валерия, я попросил его приобрести к ней диск Intel Solidigm, на 2 Тб, самый топовый. Вариантов использования было предложено два. Первый это залить на него папку с файлами и воспроизводить напрямую, благо объем 2 Тб, а вторым вариантом подразумевалось копирование Винды, с целью загрузки с него в оперативку.

Евгений задумывал разработку переходной платы под диск М2 для обеспечения жесткого диска качественным питанием и хранения музыкального контента. Со слов Евгения, переходная плата представляет из себя разъём под диск М2, слот PCIe Gen4 и наличие двух линейных стабилизаторов напряжения, третий стабилизатор импульсный по технологии buck-boost для «запитки» платы с диском с разъема PCIe. В моем случае последний стабилизатор не запаян для минимизации шумов. Питание платы может осуществляться через стандартный разъём Molex, четырех выводной, или через внешний разъём питания. Питание стандартное – 5 вольт. Не рекомендовано применение дисков М2 с высокими токами потребления, а то, со слов Евгения, может приключиться «casus terribilis».     

Итак, вариант Евгения был самый простой и одновременно показательный. Папка с файлами залетела, как дети в школу. Первое впечатление, что система заиграла ярче и звонче. Через полчаса обозначились беспокоящие нюансы, но не стал мудрить, а немного выждал. Картина не менялась, а вот ощущение скучноватости усилилось. Выводов не делал, а просто назначил воспроизводить из стандартного хранилища. Было чему удивиться и осознать разницу. Звуковая картина значительно углубилась, стали отчётливо различима разница в подаче второго и третьего планов. Вернулся воздух, еле слышные послезвучия отделились от основного фона. Запись задышала. То есть, можно с уверенностью утверждать, что в данном компе воспроизведение с крутящихся хардов предпочтительнее. Почему так не скажу, напомню только, что и в Aurender файлы хранятся на крутящемся диске. Борзенков, кстати, это комментировал и объяснял такое решение тем, что с медленного, крутящегося диска можно добиться побитной точности загрузки в кэш, для воспроизведения. Вероятно, имеется и более развернутый ответ, но для моего опуса оставлю сию незамысловатую "репризу". Казалось бы, что тебе ещё надо, "хороняка"? Но аудиофильский зуд - это не гонорея, таблетками и уколами не излечишь, посему только практические изыскания, смелые до необратимости решения и личная отвага!)))

Перевезенцев Валерий утверждал, что есть разница в звуке, в зависимости от диска, с которого винда грузится в оперативку. Первый шаг был прост. Я снял m2 диск с крепления на материнке и установил его на Женину плату. Эффект не то чтобы "вау-вау", но слышен. Это именно более осязаемое и наполненное воздухом пространство. Звуки переднего плана стали телеснее, микродинамка более выделенной в своих составляющих. А если в двух словах, то богаче и ярче. Тэээкс, подумалось мне… а ежели... Набрал Валеру и пообщавшись немного о пустяках спросил о возможности скопировать Винду со штатного диска на новый. Он полностью одобрил ход моих мыслей и сказал, что для этого понадобится специальная прога, которую он мне пришлет, а потом по Anydesk все сделает сам. Мы договорились на пятницу, а было это во вторник. Нетерпение снедало мое естество. Думаю, что большинство меня поймет. К пятнице прога была получена, "раззипована" и перенесена в музыкальный комп. Подключился Валерий и процесс «пощёль...» Однако выяснилось, что перенести надо именно ZIP файл и извлечь все там, где предполагается "заруба"...

Наконец подготовка закончена и копирование началось... Обошлось без прыжков с бубном и камланий, все встало и заработало с первого раза. Я помню, что общее положительное влияние отметил сразу, хотя распознать нюансировку «offhand» не удалось. Решил подождать и послушать. Была поначалу, чего уж там, некоторая неудовлетворённость отчётливостью и масштабом изменений. Позднее они стали обретать взыскуемое и заполнять собой комнату... А, чтобы никого не утомлять перейду к итогу. Улучшения коснулись именно описанного выше спектра восприятия. Однако если те были заметны, но не носили тектонического характера, то здесь все надо умножить на десять. Вот так вот и не верь в наличие сетевых духов и эпической силы!

Самое необъяснимое то, что запуск операционной системы Windows c жесткого диска М2 установленного на переходную плату, с «правильным» питанием», имеет такой эффект. Казалось бы - какая разница откуда запустить ОС, с какого диска? Она загружается согласно определенному алгоритму. Но результат слышен явно и отчетливо. Идея и последующий опыт Валеры Перевезенцева отдает мистикой с ароматом еретических изысканий, однако важнейшим фактом является повторяемость эффекта. А, согласно научному подходу, подобное можно возводить в правило. Если идея Евгения Епанчинцева, с точки зрения воспроизведения контента, более рациональна в техническом аспекте, то в случае с опытом Перевезенцева Валерия требуются разъяснения от специалистов исключительно глубокого уровня. Уже по итогам бдений Евгений предложил использовать две переходные платы с двумя дисками M2. На одном операционная система, а на другом контент. Идея была озвучена Александром Балахонским при встрече. По моему скромнейшему из разумений, если уж пробовать, то ее стоит несколько усложнить. Поскольку объем М2 не слишком велик, а среднего размера коллекция файлов, с высоким разрешением, стремится к 5-10Тб, то это создаст дополнительную суетливую возню. Тем более, что мы имеем основательно подтвержденное преимущество хранения и воспроизведения файлов с медленных, крутящихся дисков. Мне кажется, что второй М2 диск мог бы послужить объемным кэшем, для загрузки музыкального материала из хранилища и последующего воспроизведения, как допустим в Aurender. Только для этого необходимо написать софт, а возьмется ли кто и сколько он будет стоить – сия тайна велика езмь! Да и результат, кстати, не очевиден.

Напомню, что все вышесказанное было релевантно питанию компа, шедшему от блока, через внутреннюю разводку и коннекторы MOLEX. Пока я мудрил с «кишочками» машины Валерий и Евгений начали тестировать внешние блоки питания к платам, для подключения к DC терминалу. Поскольку вариантов комплектности имелось несколько, то Валерий отобрал два и они с Женей сосредоточились на них. Первые пробные отправились ко мне, на контрольную апробацию.

Мало того, что они различаются, изменяя подачу, но и силовые кабели влияют на них.  В прошлом году, когда Евгений допилил свою плату USB, при её испытаниях, в компании с Валерием Литваком и приятелем Евгения Константином, он был очень удивлен, что силовой кабель, которым был запитан блок питания USB платы, так влияет на звук. Знал, что влияние неоспоримо, но чтобы настолько и в «Глубокой Цифре»… (Термин «Глубокая Цифра» выведен Евгением по аналогии с глубоким космосом.)

В общем я разобрался с блоками по очереди и стал комбинировать. Один из них подкупает выделением глубины и читаемости в мидбасе. Знакомо многим. А затем слушая разную музыку осознаешь лёгкий перебор и смещение средних и высоких на задний план и, как следствие,  утерю очевидной отчетливости  микродинамики. Второй блок не даёт такой выпуклости в мидбасе, он ровнее, но, как мне показалось, несколько скучноват в передаче инструментальной звучности. Замена силовых кабелей может усиливать или уменьшать эффект, но в целом картину не меняет. Я набрал Евгения и описал ему свои наблюдения, он согласился и подтвердил схожесть его выводов с моими. Описать получается все коротко, но возня заняла пару недель, а то и больше. Одномоментно услышать невозможно, требуется терпеливо воспринимать, отмечая изменения и фиксируя результат. Короче, пока я осваивал нижние этажи, Валерий с Евгением, в тандеме, мысленно встали на крыло и воспарил в пронзительной синеве Hi-End пространства. До меня иногда доносился торжествующий клекот двух могучих разумов.  Получила развитие идея - установить три блока питания в один корпус, были учтены замечания и собран прототип. Испытания показали его категорическую приемлемость в системах Валерия и Василия, поэтому на сегодняшний день... Да чего уж там таиться, я нашел себе в Китае подходящий алюминиевый корпус, купил дополнительные коннекторы и кабель, все Oyaide или Furutech. Подготовка к сборке идёт полным ходом, не так все просто с правильным размещением 4-х блоков внутри (4-й для свитча). Требуется фрезеровка, лазерная разметка платформы на которую будут крепится платы, сам корпус не идеально подогнан, а Евгений перфекционист.

Теперь вернёмся к самому компьютеру. Он конечно имеет все признаки геймерской машины. Такая конфигурация позволяет информации летать, а быстродействие важнейшее отличие, как, впрочем, и у остальной аудио техники. Вторым важнейшим аспектом явилось устранение влияния импульсников и высокочастотных стабилизаторов, применяемых в компах, на сигнал и процессы, связанные с его обработкой. Здесь есть некоторые неизбежные допущения и компромиссы, поскольку перепаивать материнку не самое умное действо. Хотя, из моих расспросов понятно, что идея данного «квеста» ещё до конца не утилизирована. Пока конфигурация с линейным блоком питания самая прогрессивная. Несколько чрезмерным кажется дополнительный «ящик» в системе, а еще, в идеале, комп воспроизводящий музыку через Roon надо делить на сервер и на End Point, т.е. попросту плеер. Полноценный музыкальный комп должен состоять из 3-4 корпусов. Многовато, для одной-то стойки. Некоторый компромисс имеется в виде блока питания SeaSonic Titanium. Он устанавливается внутрь корпуса и вся разводка осуществляется уже там. Есть ли пространственная оптимизация для линейного питания плат, возможно, со временем скажет Евгений. Кстати, нет ясности и в вопросе использования операционок Linux и Android. На сегодняшний день Windows 11 переигрывает их по музыкальности. Возможно стоит написать новую, на их основе, но кто это будет делать бесплатно, а результат непредсказуем. Поэтому пока максимально хайэндный комп состоит из четырёх корпусов - комп, сервер и два блока питания. Мне кажется, что если задаться целью и хорошо поискать, а может даже начертить и заказать, то корпус, позволяющий разнести Roon Server и Roon Endpoint внутри, отыщется, блоки питания тоже можно попробовать уместить в таком «ящике». Остается снаружи только питание плат, но его можно вывести за стойку. Это версия! Типа, «contemplation» на тему оптимизации, в конце концов. Но окончательное слово за Перевезенцевым Валерием и Евгением Епанчинцевым. Подобные усовершенствования требуют создания рабочих моделей. Наверное, все будет зависеть от запросов, чем активнее пользователи, тем больше вероятность оптимизации и апгрейда.

Теперь мне хочется пройтись по широко обсуждаемой теме, по кабелям разводки внутри компьютера. По строгой рекомендации производителей разъёмов, как сказал Евгений, разводка питания внутри ограничивается сечением кабелей 18 AWG. Мой вариант был собран так, что потребовались удлинители с коннекторами MOLEX. Сами коннекторы показались мне неубедительными, с аудиофильской точки зрения. Какой-то белый пластик, материал контактных групп – непонятен. Беглый поиск в интернете не дал никаких результатов. Все что нашлось – это китайские поделки. И вот с такими «горячечными» соображениями я было сунулся к Валерию, «поперебирать харчами». Растекся «мыслью по древу», мол, есть ряд брендов, делающих хорошие кабели для таких целей. На слуху, мол, Oyaide и Furutech, и я, мол, держал в руках именно такой кабель Oyaide 3398. И думаю, что этого достаточно для подобных целей. Однако получил вдумчивый «отлуп» довольно сурового свойства. Даже, помнится, в душе был возмущен таким «нечутким» подходом. Но…, прошу заметить любителей поспорить в чатах о длине ворса ковра на полу в комнате, о его «нетленном» влиянии на звук, поразмышлял. Сопоставил факты из собственного опыта, результаты следования Валериным советам и поуспокоился. Менее хищные интенции пришли на смену ревизионизму. Экспансия, как известно, порождает экспрессию, а в трепетном аудио пространстве может приобретать гипертрофированные формы.

Но мечты о веселой и результативной «мишмухе» никуда не делись. Мои дальнейшие аккуратные, обобщенные заходы, относительно светлого аудио будущего, Валерий уже не встретил в багинеты, так сказать. Похоже, что соображения, относительно усовершенствований, у него были. В общих чертах он описал ход своих мыслей, относительно питания компа. Но надо знать Валерия – не будучи уверен на 110% в полезности, конкретизировать не станет. Ну например - подключение самого компьютера от блока питания всегда осуществлялось моножильными кабелями Oyaide, сечением 3,14мм2. Без сомнения проверенный базовый вариант, но не все системы воспринимают особенности передачи питания моножилой адекватно. Допустим ламповые сетапы переваривают и поют, а вот в цифровых трактах могут проявляться непредсказуемые артефакты. Слишком уж тонко сбалансированным и многозадачным девайсом является комп. Наверное, лучшим примером, для наглядности, может послужить сравнение использования серебряной или медной трубочки вместо предохранителя в усилителях. А посему, в тандеме с LIVING ATHMOS, задумана разработка кабеля адекватного задачам питания музыкального компьютера. Конечно же есть вариант повозиться с силовым обвязом системы и подогнать звучание, но такой поход не очень коррелируется с общей идеей. И напоследок, для закрепления, так сказать, Валерий еще раз порекомендовал не «шуровать» внутри компа как в посудной лавке, т.е. не лезть в «цифру» через форточку «аудиофилитических» поползновений.

Также Валерий категорически отсоветовал соваться внутрь блока питания с «улучшайзингами». Я ему поверил и даже предохранители на платах не стал менять. Благодаря разработкам Епанчинцева Евгения, отпадает необходимость изнутри запитывать USB плату, сетевую и для М2 диска. Остается только питание хранилища и материнской платы. Все это касается моей машины, а вот с блоком питания SeaSonic Titanium расклад несколько иной. Поэтому, для тех, кто сам готов искать и творить Валерий предложил выложить базовую конфигурацию музыкального компьютера, что я и сделаю в самом конце повествования. Уверен, что люди со светлой головой и умелыми руками найдут что усовершенствовать, но база есть база. Всегда легче оттолкнуться от существующей модели и привнести свои инсайты. Так происходило сквозь всю историю изобретений и открытий и, надеюсь, будет продолжаться и далее.

*******************************************************************************

Все что я описал конечно хорошо, но неплохо было бы раскрыть тему в прикладном аспекте. За это время, начиная с Нового года, линейный блок питания плат был собран. Благодаря массивному алюминиевому корпусу он получился очень весомым. Внутри просторно, платы не теснятся, подобно хижинам в трущобах Шанхая.

Итак, по текущим наблюдениям и новоприобретенным впечатлениям. Прошла выставка Audio Summit в Москве. Хорошая выставка, обильная. Но делать подробный обзор одного и того же желания нет, сколько можно. Посему сосредоточусь на комнате VPAcoustics, тем более что там были представлены все разработки, которым посвящена данная статья. Стоял домашний компьютер Перевезенцева Валерия с линейным питанием плат ESE Audio. Доработанный ЦАП ESE Audio, с балансной схемой, от Епанчинцева Евгения. Последняя версия Бегемота Трусова Александра, а также новая акустика Валерия. Появились кабели LIVING ATHMOS, последнего поколения, White Edition и акустические панели Валериной же разработки. По итогам прослушивания система получила приз за лучший звук от Экспертов. На мой взгляд заслуженно.

Хотя … в одном из чатов наткнулся на мнение человека, который торгует аудио техникой. Абсолютно негативное, даже оскорбительное. Уж не знаю как, слушая одно и то же, можно получить столь разные впечатления … есть, правда, вероятность того, что он родился в южном полушарии и ушные раковины у него закручены против часовой стрелки … а потом этот чел, на «серьезных щах», упомянул методику двойного слепого тестирования кабелей, что мол, сейчас в процессе разработки оной … и все встало на свои места, со щелчком … по моему интуитивному убеждению слепой тест - уныл и провинциален, как модные в Прибалтике, в 80-90-е годы, клетчатые кепки с помпоном и клетчатые же штаны. Что-то ущербное в нем есть, какая-то закомплексованность … мелким местечковым диссидентством повеяло и от слепого теста, и от мнения упомянутого индивида.

Представленные в комнате VPAcoustics акустические панели впервые были показаны на выставке HI-FI & HIGH-END SHOW в Санкт-Петербурге. Они замечательно устранили резонансы комнаты, сделав практически невозможным их возникновение. В Москве эффект повторился и был замечен серьезными людьми. То и дело я видел беседующих с Валерием посетителей, с личинами «бреющегося англичанина». После он обмолвился, что получил предварительные заказы на довольно большое количество, с далеко идущими планами.

Относительно компьютера, плат и блока питания к ним напишу ниже. ЦАП ESE Audio будет у меня в июле на «освидетельствовании», к нему уже кабели White Edition. В общем материал для следующего опуса.

Пока же скажу о том, что мне понравилось у нас в комнате. Начну с того, что Валерий Перевезенцев очень тщательно подбирал компоненты. С Трусовым Александром они периодически встречаются и отслушивают различные варианты. Этот процесс идет параллельно основному производству. Поскольку Саша фонтанирует идеями, а Валерий имеет безошибочное чутье на звук, то подобные «посиделки» оказываются крайне плодотворными. Иногда к ним присоединяется Василий, который умеет мгновенно услышать главное и, что немаловажно, выразить понимание в словах понятных окружающим.

Стоявший в сетапе Бегемот впервые засветился на выставке в СПб, а поскольку моноблоки не поспели к Audio Summit, то и в Москве его определили «шатать» акустику. Валера и Саша, в унисон, решили не использовать технику, не проверенную в бою. Однако образец в комнате был представлен, в виде стерео мощника. Такой вариант тоже будет доступен.

За время экспозиции никто не менял нервно кабели, не двигал акустику. Не пытался что-нибудь подправить. Судя по рассказам все встало и заиграло сразу. Уточнялось только расположение акустических панелей. Звук получился чистый, открытый, упругий и очень натуральный. Ни ЦАП, ни усилитель не вносили никакой отсебятины. Акустика еще в Питере показала, что способна точно и открыто подавать самые сложные музыкальные произведения. Местами казалось, что воспроизводится с ленты, особенно на оцифрованных записях со студии Михаила Мамонова. Приходили авторитетные люди, искренне хвалили звук, задавали Валерию специфические вопросы. Я прошелся немного по экспозиции, попытался объективно оценить другие сетапы. Как всегда, хорошо выступили Электра, очень уютно играли Operly. Везде было интересно. Преимущества замысловато переплетались с небольшими недостатками, создавая неповторимый колорит живого выставочного действа. Но почему-то тянуло обратно к нам, что-то было там такое, что позволяло отключиться и не ловить нюансы. Это «что-то» кореллировалось с внутренним темброблоком и настраивало на меломанское созерцание рельефного орнамента из музыкальных образов.

Уехал я из Москвы днем в воскресенье, за несколько часов до окончания выставки. Поскольку усилитель остался там, то мне представилась отличная возможность послушать моноблоки и предусилитель Concert Fidelity. Валера Перевезенцев снабдил меня дополнительными кабелями RCA, чтобы их подключить. Данный опыт интересен тем, что именно на таких аппаратах он отстраивает акустику. Звучат они очень певуче, музыка льется, хотя через пару дней этот звук показался несколько приторным. Возможно это особенность моего сетапа. У Василия дома я никакой приторности не ощутил, а аппараты там были по сути те же. Только модели посвежее.

Пока возился с расстановкой моноблоков пришлось отключить блок питания плат в компьютере. Устанавливать обратно было лениво, и я просто переключил перемычки на платах под разъемы MOLEX. Заодно, подумалось мне, освежу в памяти влияние линейного питания на звук… Через пару дней подключил переходную плату для М2 диска. Порадовала и удивила отчетливость эффекта. Повышение ясности и внятности воспроизводимого материала. Хотя, казалось бы … С этого диска загружается лишь Windows в оперативку. С большим удовольствием послушал хорошо известные произведения, наслаждаясь четкой выраженностью нюансов, в которых до этого чудилась легкая «вуалька». Кстати и приторности в звуке поубавилось. На следующий день подключил плату USB. А вот здесь «вау эффекта» не последовало. Ну да, на контрасте слышно дополнительное прибавление ясности, но минут через пять уже затруднительно было сказать, как отыгрывались детали до того. Лучше, но не критично. Потом я выждал еще денек и запитал сетевую плату. Воспоследовало значительное улучшение проигрывания файлов из сети. Проявления те же, что и в остальных случаях, а по масштабу сравнимо с эффектом от подключения М2 диска. И вот получается, что в приоритете не путь прохождения файлов из хранилища, а качество питания переходной платы для М2 и сетевой. Логика, теперь-то, очевидна, но вот пока носом не ткнешься и не убедишься, не срабатывает. За частностями не различается основа.

А потом из командировки вернулся «Мотя». Александр забрал его к себе на несколько дней и внедрил очередную инновацию в питание. Заиграл Бегемот взрослее, подача изменилась, стала активнее. Саша, конечно, кудесник. Я его спросил: - «Что ты сделал?» Но он умудрился вывернуться, сказать много слов, завуалировав велеречивостью суть. Одно ясно - дело в питании. А говорят, мол не хлебом единым …)))

Затем последовал еще ряд деяний локального характера, перекладка выделенной линии, тестирование новых кабелей White Edition от Перевезенцева В. и LIVING ATHMOS. Возня с алюминиевыми ножками и отказ от них в пользу так называемых «песочниц» (мне больше пришлось по душе звучание критических компонентов, уложенных брюхом на кориановую вкладку «песочницы»). Конечно можно было бы это все увязать в одну статью, но неправильно. Оставлю мои «кунштюки» и «кульбиты» в аудиофильском пространстве для пестрого опуса о рутинных бдениях, буде такой родится.

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с нами Аудиофильская Эпическая Сила!

Fishmerchant

P.S.

Валерий Перевезенцев; VPAcoustics

21.07.2025

МУЗАКАЛЬНЫЙ ROON СЕРВЕР НА БАЗЕ PC

Первое и самое главное – это не дешево. Получить хороший звук на простеньком компьютере не получится, также не выйдет и на устройствах типа ноутбука или мини PC. Вы спросите почему? Отвечу. Нужна производительность. Если цель чтобы просто играло, то можно и ноут применять или сетевой плеер, или цап со встроенным плеером слушать. Поэтому, просто поверьте моему опыту и не задавайте вопросов типа «а если я вот это вместо этого…», они уже были заданы и ответы на них получены эмпирическим путем.

Еще вот, для расширения кругозора в области звука с компа - ссылка на сайт очень хорошего товарища из Голландии. В своё время он нам очень помог. И у нас с ним большинство вопросов решены однотипно. http://www.phasure.com/index.php?PHPSESSID=mkkvgdj6vepqa5mp7d5lish433;www

Итак, первое – софт. Какой плеер будет стоять? Ответов два - ROON или XXHighEnd. Вопрос закрыт.

Второе - Конфигурация по транспорту (то есть путь 0 и 1 до вашего DAC). Если XXHighEnd, то можно обойтись одной машиной и плюс, допустим, NAS SERVER, если коллекция большая. На случай, когда Вам нужен TIDAL, QOBUZ, то только ROON. В этом случае можно иметь одну машину + NAS SERVER. А в идеале две машины – ROON SERVER + ROON BRIDGE

ROON SERVER – высокопроизводительный монстр, в котором стоят, допустим, 6-8 HDD c 50 Tb музыки. То есть нужна высокоэффективная дисковая система. Если сможете поднять RAID на LSI или INTEL, то вообще хорошо. Находится он может где угодно, в Вашей локальной сети, даже на балконе, так как шумит и тихим не будет никогда

ROON BRIDGE – это то что обеспечивает вывод звука на ЦАП через USB 2.0.  С одной стороны, высокая производительность как у ROON SERVER без надобности, но есть нюанс. А именно – в случае если BRIDGE будет конечной точкой с апсемплером HQPLAYER. Этот вариант дает нам более грамотный апсемплинг и лучшую настройку вывода потока под ваш DAC. HQPLAYER очень требователен к ресурсам и здесь предела нет, можно и до ускорителей NVIDIA дойти или INTEL OPTAN.

Теперь очередь железа.

1)      ROON SERVER: Материнская плата на сокете LGA 2011-3 или LGA 2066. Лучшие по звуку ASUS RAMPAGE V / WORKSTATION X299 - C422. Процессор INTEL XEON – с максимальным количеством ядер и большим кэшем. RAM – 64 гига памяти, чем выше частота и ниже CAS тем лучше. CAS = 13-15, меньше сейчас не найти. Главное, чтобы чипы памяти не были от SAMSUNG!!!! Системный жесткий диск – M2 – INTEL или SOLIDIGM. HDD – WESTERN DIGITAL, HGST, TOSHIBA – модели для NAS. Тип записи здесь не рассматриваю. Это уже не столь важно. Главное скорость отдачи. Сетевая карта – ESE. Блок питания – желательно SEASONIC TITANIUM / PLATINUM – 850-1200 Watt. Софт WINDOWS 11 Tiny, Process Lasso и ROON.

Примерная стоимость такого 200 000-700 000 руб.

2)      ROON BRIDGE: Примерно то же самое, но с небольшими изменениями. Материнская плата на сокете LGA 2011-3. Лучшие по звуку ASUS RAMPAGE V. Процессор INTEL XEON – с максимальным количеством ядер и большим кэшем. RAM – 64 г памяти чем выше частота и ниже CAS тем лучше. CAS = 13. Главное, чтобы чипы памяти не были от SAMSUNG!!!! Системный жесткий диск – M2 – INTEL или SOLIDIGM. Сетевая карта, плата вывода USB 2.0, плата под системный диск М2 – ESE Audio. Вообще, что такое ESE Audio и зачем они нужны. Это платы в слот PCIe для более качественной передачи информации. Они разработаны Евгением Епанчинцевым под мои задачи и требования и на сегодня они лучшие на рынке. Сравнивал со всем что доступно. Для них Евгением также разработан внешний блок питания. Это тоже рекомендуется мной к применению. Блок питания самой машины – желательно SEASONIC TITANIUM / PLATINUM – 850-1200 Watt. Линейные блоки питания больше не заказываю. Уж очень большие и дорогие. Большинству это не нужно. Софт WINDOWS 11 Tiny, Process Lasso, HQPLAYER.

Примерная стоимость такого 100 000-300 000 руб.

 Ну вот как бы и все что Вам нужно для того, чтобы получить источник сопоставимый по кайфу со студийным магнитофоном. Вопрос настройки софта и подбор кабелей для аудио компьютера пока не рассматриваем – это все потом.