Иной раз послушаешь аудиофильский щебет — «...сейчас тарелки посуше стали, сцена раздвинулась, но трехмерности не хватает, а здесь бас размытый». Можно подумать, что на носителе расположилось некое идеальное царство аудионравов, где тарелки в должной мере сочны, бас тверд и подвижен, а с трехмерностью — «все как в жизни» и осталось только подобрать ключик к этой гармонии с помощью нового кабеля или усилителя. А теперь посмотрим, что на самом деле делает фонограмму такой волнующей на примере ключевых инструментов мастеринга.
Что такое параметрический эквалайзер, все знают, так что сразу пойдем дальше. Ревербератор имитирует отражения звука от стен, создавая те или иные вариации эха. Бывает и так, что реверберация уже применялась на этапе записи отдельных треков, так что при мастеринге нередко прибегают к еще одной «полировке» — для придания альбому общей связности звучания. Современный ревербератор управляет величиной виртуальной комнаты, степенью затухания и частотным балансом эха и многим другим. Настоящий мультиинструмент. Затем запись делают громче, до определенных пределов, разумеется. Хотя на практике эти пределы постоянно нарушаются. Мультидиапазонный компрессор работает в нескольких частотных областях, например бас, верхний бас, середина и высокие частоты. Это позволяет более гибко и аккуратно повышать громкость фонограммы, не так убивая динамический диапазон.
Давно замечено, что, если к сигналу подмешать его сильно компрессированную копию, на слух он будет восприниматься как более мощный и «прозрачный». Вот с этими задачами и работает иксайтер, отсюда и берется «сочный бас» в подавляющем большинстве коммерческих фонограмм. А еще говорят, что если НЧ-диапазон немного сдвинуть на доли миллисекунды, то басовый удар станет еще более рельефным и плотным.
Теперь растягиваем панораму сцены стереопроцессором: дадим повод для аудиофильских пересудов на тему «как располагались музыканты во время записи». Напомню, что все эти примочки также можно применять не ко всему диапазону, а выборочно — исходя из поставленной задачи.
Завершает эти пытки максимайзер, который компрессирует выросшие пики из-за накачки сигнала мощностью искайтера и стереопроцессора. Максимайзер работает по своему психоакустическому алгоритму, особенности которого производитель не спешит раскрывать. Главное, что есть эффект — громкость растет, искажений нет, звукореж доволен.
Далее при подготовке CD-тиража в 24-битный студийный мастер добавляется шум (dither). Процедура дизеринга позволяет избежать ошибки квантования при снижении до 16 бит и сберечь самые тихие пассажи. Амплитуда шума как раз соответствует уровню самого младшего разряда сигнала. Иначе простое отсечение восьми младших битов выбросит все тонкие послезвучия исходника.
Ну что, достаточно? А теперь, кто хочет, может дальше продолжить размышления о зависимости сухости тарелок от смены кабеля питания.