По большому счету, задача выбора усилителя для Hi-Fi-системы исчерпывающе описывается уже ставшей крылатой фразой: «Вам шашечки — или ехать?». Действительно, любителю послушать на досуге музыку все равно, каким образом она воспроизводится. Лишь бы звучала приятно, была достаточно громкой и не раздражала искажениями. Другое дело — аудиофил, трепетно относящийся к звуку, или страстный меломан, готовый часами наслаждаться любимыми композициями. Этим людям далеко не безразлично, как проигрывается музыка — для них важен каждый аспект звучания и самые тонкие его нюансы.
Современные технологии сделали прослушивание музыки доступным и простым делом, причем не в ущерб качеству звучания — о его «среднем по больнице» уровне еще несколько десятилетий назад можно было только мечтать. Однако, вот парадокс: стремление к совершенству заставляет энтузиастов аудио обращаться к прошлому. Пример тому — мода на проигрыватели винила. С его приверженцами абсолютно бесполезно спорить о качестве звука с данными измерений в руках или говорить о преимуществах современных способов хранения записей.
Другие — или все те же — пренебрежительно отзываются об усилителях, работающих в классе D, и с придыханием относятся к однотактным прародителям всего семейства аппаратуры данного типа. И опять же, не стоит даже заводить разговор о преимуществах первых и недостатках вторых. Однако ко всему можно подходить разумно: раз есть запрос на такие продукты, значит, его надо удовлетворить.
Преодолеть ограничения
Предприимчивые американцы из компании Schiit идут именно таким путем. В их ассортименте немало моделей электронных компонентов, своими свойствами или функциональностью выходящих за рамки мейнстрима. Это, к примеру, ЦАП, работающий не так, как почти у всех, с использованием сторонних микросхем «дельта-сигма типа», а по совсем другим алгоритмам. Или усилитель для наушников, режим которого можно выбрать по вкусу: ламповый, полупроводниковый или гибридный.
Вот и транзисторный усилитель мощности Schiit Aegir работает не просто в классе A, а с использованием фирменной технологии Continuity, позволяющей преодолеть некоторые ограничения однотактного режима. Главное из них — невысокая выходная мощность, наиболее часто упоминаемое второе — малая эффективность, то есть большая часть подводимой энергии уходит в тепло, а не в полезный сигнал. Это обстоятельство, конечно, создает определенные неудобства и требует дополнительных расходов на электричество, но если поблизости нет Греты Тунберг, то с такими проблемами вполне можно справиться.
А вот преодолеть основной недостаток удается за счет неких ухищрений, позволяющих усилителю оставаться в режиме класса A, даже когда он выдает мощность большую, чем допускает смещение, для чего устраняется понижение крутизны передаточной характеристики. В усилителе Aegir используется имеющая уникальную топологию цепь обратной связи, а также полностью линейный источник питания (с семью раздельными шинами напряжения и трансформатором на 600 ВА) плюс микропроцессорное управление, позволяющее обойтись в сигнальном тракте без конденсаторов и сервосхем удаления постоянной составляющей.
Солидная мощность
В итоге, в режиме стерео он выдает 20 Вт на 8 Ом или 40 Вт на 4 Ом в самом настоящем классе A, чего вполне достаточно для не самых требовательных колонок. А если его использовать как моноблок, то показатели возрастают до 80 Вт и 120 Вт, соответственно. Такой способ подключения имеет свою специфику: он реализован на XLR-разъеме, следовательно, и предусилитель должен иметь совместимый выход. Причем он обязан подавать истинно балансный сигнал — этого требует схемотехника Aegir.
Аппарат выполнен в характерном и узнаваемом фирменном «индустриальном» дизайне, черты которого без труда видны и в крошечных настольных устройствах, и у солидных компонентов вроде Aegir. При работе он довольно сильно греется, а для отвода тепла у него предусмотрены солидные радиаторы. Тем не менее, к размещению усилителя стоит подойти осмотрительно.
Изящное, но сильное звучание
При тестировании партнерами Schiit Aegir по аудиотракту выступали сетевой плеер/сервер Aurender A100 и небольшие напольники Martin Logan Motion 20. Колонки по всем статьям прекрасно подходят этому усилителю: они представляют собой четырехомную нагрузку, рассчитаны на минимальную мощность в 20 Вт, а также отличаются высокой чувствительностью в 90 дБ.
Столь компактная система, тем не менее, создает масштабное, динамичное, отменно проработанное звучание с ровным тональным балансом и высокой детальностью. Ей более комфортно будет демонстрировать свои таланты в небольшой комнате, но и в достаточно просторном шоуруме она не потерялась. А для того, чтобы сцена была максимально достоверной, достаточно разместиться поближе к колонкам.
«Путеводитель по оркестру» Б. Бриттена вполне убедительно знакомит слушателя с его составом и голосами участвующих в нем инструментов. Повторяющаяся на все лады тема из Перселла образует каноническую форму вариаций и фуги. Каждой группе оркестра поручается продемонстрировать свою игру, и это получается увлекательно и познавательно. Все инструменты легко узнаются, их тембры насыщенные, богатые, поэтому и звучат они живо и естественно. Ударные бьют мощно и упруго, с четко очерченной атакой. Духовые — разнообразные, струнные — не монотонные, контрабасы формируют солидную основу — акустический фундамент для всего оркестра. Переливы арфы красиво проплывают над сценой. В финале произведения нарастает восхитительное крещендо, когда все участники оркестра показывают его динамические возможности и слаженность.
Чистоты, детальности и точной передачи тонких изменений динамики усилителю Aegir сполна хватает, чтобы передать авторский взгляд современного скрипача и композитора Макса Рихтера на знаменитый цикл концертов «Времена года» А. Вивальди. Знакомые темы, по нескольку раз повторенные со все новыми нюансами и интонациями, создают совершенно иные, непривычные впечатления и ощущения. Электронные эффекты умеренно и с большим вкусом вплетены в камерную музыку, в частности — глубокая пульсирующая басовая линия в финале цикла «Лето», которая отменно контролируется, создавая тревожное и мрачное настроение. Голос солирующей скрипки, иногда резкий, отрывистый, а в другие моменты гармоничный и благозвучный — всегда остается достоверным и насыщенным.
Джазовый вокал Эллы Фитцджеральд свидетельствует, что и подобные жанры можно записать в актив Aegir. Образ певицы отлично сфокусирован, все характерные черточки ее голоса в композиции «Night in Tunisia» прекрасно доносятся до слушателя. Немногочисленные инструменты аранжировки обрамляют его, играя слаженно и ритмично. Звуки перкуссии легкие и рассыпчатые, струнные текстуры контрабаса хорошо различимы.
С песней «The Globalist» с альбома «Drones» группы Muse этот усилитель создает выходящее далеко за рамки колонок пространство, заполненное льющимся сверху дождем. Нежная мелодия и отменно артикулированный вокал затем сменяются жестким и напористым пассажем. И тот, и другой эпизоды подаются эмоционально, масштабно, организованно и детально, что подтверждает уверенный контроль и выверенность звучания системы с усилителем Aegir.
Вывод
Этот компонент демонстрирует изящное и, в то же время, сильное звучание. Оно точное, насыщенное тембрами, способное передавать как масштабные перепады, так и минимальные изменения динамики, а потому естественное и эмоциональное. Именно то, за что многие аудиофилы так ценят усиление класса A.
В отличие от многих ламповых моделей, работающих в том же режиме, Schiit Aegir не вносит никакой окраски и не создает «красивостей», зато он обеспечивает достоверность и убедительность исполнения музыки самых разных жанров. Стоит также отметить его вполне доступную цену и крепкую конструкцию. А если его выходная мощность кажется вам недостаточно высокой, то, приобретя пару таких аппаратов, легко исправить данный недостаток.
масштабное, детальное, сбалансированное звучание; естественность и эмоциональность подачи музыки любого жанра; крепкая конструкция; цена.
ничего существенного.
95 000 рублей
Выходная мощность:
2 х 20 Вт на канал на 8 Ом
2 х 40 Вт на канал на 4 Ом
80 Вт на 8 Ом
Диапазон рабочих частот: 20 Гц — 20 кГц (по уровню -0,1 дБ), 3 Гц — 500 кГц (по уровню -3 дБ)
Коэффициент нелинейных искажений (КНИ): менее 0,01%, 20 Гц — 20 кГц (100 Вт, 8 Ом)
Коэффициент интермодуляционных искажений (КИИ): менее 0,01% (100 Вт, 8 Ом)
Соотношение сигнал/шум: более 105 дБ, A-взвешенное, по отношению к сигналу на полной громкости
Коэффициент демпфирования: более 100, 8 Ом, 20 Гц — 20 кГц
Предусиление: 22 (27 дБ)
Входной импеданс: 22 кОм (несимметричный вход), 44 кОм (балансный вход)
Разделение каналов: более 105 дБ, 20 Гц — 20 кГц
Входы: 2 х RCA (стереовход), один XLR (моновход)
Топология: полностью комплементарная на биполярных транзисторах, с обратной связью по току, без развязывающих конденсаторов и сервосхем для удаления постоянной составляющей, выходной каскад Continuity с постоянной передаточной характеристикой.
Управление: микропроцессорная система отслеживания показателей в критических точках схемы, включая удаление постоянной составляющей; режим ожидания и система защиты от перенапряжения, перегрева и других нештатных ситуаций (отключение посредством реле).
Источник питания: трансформатор 600 ВА с двумя основными шинами питания; узел усиленного фильтрованного питания для входных и драйверных каскадов, а также каскадов усиления по напряжению; отдельные изолированные шины для микропроцессорного управления.
Потребляемая мощность: макс. 450 Вт
Габариты: 30х10x33 см