Вынесенное в заголовок название одной итальянской поп-песни означает «никто не одинок». Считайте, что фантазия придумщика заголовков мне отказала — но это то чувство, что возникло при прослушивании новых альбомов джаза и этники. Во-первых, вы уже заметили, наверное, что пандемия ввела моду на сольные альбомы. В прямом смысле solo: один человек — один инструмент — одна домашняя студия. Сделай сам, ручками!
Во-вторых, большой музыкант все равно больше своего инструмента, и «один звучит как оркестр» — по-прежнему определение крутости солиста. Итак, в нашем сегодняшнем обзоре два выступления в стиле один-на-сцене и два релиза с атмосферой размышлений в одиночестве. Вполне осеннее настроение!
Marc Johnson «Overpass»
Контрабасист Марк Джонсон, может, и не имеет статуса корифея уровня Стенли Кларка или человека везесущего типа Крисчена Макбрайда, но басист он крутейший. Начать с того, что играл с пианистом Билом Эвансом… Дальше можно не продолжать. Хотя нет, нужно: еще у него есть пачка альбомов на ECM.
Сольные альбомы контрабасистов долго еще будут в новинку, уверен. Само по себе кейс. Самое простое сказать, что вот один басист — а звучит как оркестр, с эффектами, сумасшедшей техникой. Но в случае Джонсона не совсем так: тут звучит именно линия, мелодия, мотивы, попевки, все горизонтальное, то есть. И — каждая нота в отдельноси. Влекущие летящие мелодии плюс классный округлый звук — да, это полифония своего рода.
Здесь Джонсон играет, понятно, свои оригиналы, а также дерзкую «голую» аранжировку «Nardis» Майлза Дэвиса (само по себе кейс!) и «Love Theme from Spartacus» — как трибьют Эвансу-учителю.
Eberhard Weber «Once Upon A Time – Live in Avignon»
Далее — про сольные альбомы басистов. Я ж говорю: сезон!
Немец Эберхард Вэбер крут как ансамблевый басист, камерный, сольный, какой угодно. Его музыка — «современная европейская импровизационная», как он сам ее когда-то определил, устав, видимо, от вопросов, какой вы джаз, чей, в каком стиле/подстиле играете…
Хорошие вопросы, в принципе, только ответить невозможно: у него куча идей музыкальных, впитавших все достойное, от Баха и импрессионистов до этники. Личность со штучным мелодическим даром и звуком уникальным, как отпечаток пальца. За ним даже следить любопытно — а мне довелось видеть Вэбера на московском концерте Яна Гарбарека. В общем, он сам себе шоу.
Пример шоу — 5 ноября. Хотя кое-какой материал уже просачивается, конечно же, раньше, но только в ноябре выходит полная запись сольного концерта Эберхарда Вэбера во французском Авиньоне. Вэбер там сыграл удивительный сет: соло на контрабасе, один на сцене, без наложений. Некоторые пьесы, опять-таки, были сочинены для его удивительного пятиструнного электроакустического инструмента с «отпиленным» корпусом и пятой струной «до», но записывались с наложениями.
«Я не хочу доказывать, что такое может сыграть один человек, я заинтересован в конечном результате», — говорил он по поводу того продакшена. Теперь он именно что доказывает, и убедительно, что все, что он пишет, сам же может размочить в одиночку, «живаго».
Mathias Eick «When We Leave»
Норвежец Маттиас Айк хорошо известен любителям лейбла ECM, да и вообще тем, кто следит за европейской импровизационной музыкой. Ужасно привлекает и пленяет его «фишка»: прозрачный модальный джаз с ломаными ритмами, иногда электроникой.
Акустика, фольклорные мотивы, разнообразный звук: когда большинство современных трубачей сипят через сурдину «по приказу» Майлза Дэвиса, Маттиас не стесняется играть открытым звуком. И иногда звучит как солист какого-нибудь старинного биг-бэнда. А иногда и вообще не как джазмен.
Ну, а новый альбом — по-хорошему традиционен для него. Такого примерно и ждем. Состав широкий: здесь целый септет играет, включая скрипача Хокона Осэ и знаменитого самого по себе пианиста Андреаса Ульво. Психоделия и минималистичные мелодии. Пьеса «Caring» — в каком-то этническом ладу, как будто напев восточноевропейский. А «Turning» — как будто поп-песня в манере колыбельной!
Lubiana «Beloved»
Ну, и завершим прекрасной девушкой. Певица и исполнительница на африканском инструменте кора Лубьяна — новая этно-сенсация, бельгийка с камерунскими корнями. Соответственно, дебютный альбом «Beloved» — эдакий естественный world music, «органический», я бы сказал, как бывают органические продукты.
Чудесно поет, ангельский голос, все тонко, со вкусом сделано. И разнообразно. «Jarabi» — прямо традиционная песня Западной Африки, более попсовая «Don't Get me Wrong» качает, как на танцполе, «Self Love» — тихая проникновенная баллада, ну и так далее. Вообще это все не «галимая Африка», тяжелая, никому не понятная, как это часто бывает с именно чисто этническими релизами: при всем уважении, корневой фольклор надо понимать, а не понимаешь — не лезь. Лубьяна же создает нам-европейцам и внятное, и приятное. На чисто эмоциональном уровне.