Если обратиться к истории, усилители Octave Audio появились на свет далеко не вчера — этой немецкой компании уже немало лет. Небольшой семейный бизнес, начавшийся как раз с того, что исключительно важно для любого лампового усилителя — с производства трансформаторов, которые в далеком прошлом были основной продукцией компании. Аудионаправление появилось несколько позже. И да, компания никогда не пыталась занять всю аудионишу — не выпускала, например, цифровых источников или акустику, а специализировалась исключительно на усилителях. Сейчас продукция Octave точно не самая известная на рынке, а жаль, потому что у нее есть многое, что сложно найти у других производителей.

Многим, в первую очередь при упоминании ламповых усилителей, вспоминаются классические аппараты, построенные по минималистичным схемам, собранные навесным монтажом и не имеющие фактически никакого функционала, кроме переключателя входов и регулятора громкости (хотя, конечно, далеко не все современные ламповые аппараты именно такие). По-своему такой пуристский подход очень даже интересен, да и близок к классическому пониманию лампового звука, пусть даже последний может быть ну очень разным в зависимости от схемы, типов ламп, от реализации и комплектующих.

Octave Audio V 110 SE с защитной крышкой производит одно впечатление...

А усилители Octave Audio — немного другие. Да, это исключительно ламповые аппараты, но в современном, весьма высокотехнологичном прочтении. И, как мне кажется, эти усилители больше многих других могут претендовать на то, чтобы об их звучании говорить не только как о полностью ламповом, но и полностью современном. Но о звуке чуть позже, а пока попробую разобрать тестируемый Octave Audio V 110 SE. Начну с функционала.

Дизайнерские акценты

Внешне усилитель производит двоякое впечатление, но только за счет одного-единственного элемента конструкции, а именно — защитной крышки. С крышкой аппарат, будь он в черном цвете или в серебристом, выглядит немного устрашающе... Хотя я попробовал представить, как бы это можно было изменить. Пожалуй, что никак, не переделав дизайн полностью. Сама же по себе крышка сделана наилучшим образом с точки зрения защиты — прочная, с надежными винтовыми креплениями и даже с предусмотренной защитой от царапин корпуса. Иначе говоря, если лампам полагается защита (а европейское законодательство это жестко регламентирует), то крышка эту защиту обеспечит точно так же, как и полностью закрытый корпус. Никаких полумер и лукавства с сеточками. Но что радует — если эту самую крышку снять, то перед нами оказывается очень изящный (но в то же время лаконичный) усилитель, с отлично выдержанными пропорциями и с алюминиевым корпусом отменного качества.

Без защитной крышки внешность меняется почти полностью

Просто достаточно мощным пуш-пулльным усилителем, работающем в пентодном режиме никого не удивишь, а что же интересно в конструкции и функционале? У аппарата весьма неплохие заявленные параметры и широкие возможности для выбора ламп по вкусу: можно использовать KT88, 6550, KT90, KT100, штатные KT120 и с некоторыми ограничениями — EL34. Надо признать, что это интересный выбор, влияющий не только на рабочие характеристики, но и на звуковые свойства. Да, входные лампы тоже можно поменять при желании, точнее, тут интереснее — меняется только одна из трех ламп ECC81, поставить можно ECC82 или 83, что в свою очередь опять же меняет демпинг-фактор (чтобы сопоставить все варианты, проще обратиться к паспортным данным ниже). В целом, такой диапазон вариантов выбора — редкое и интересное решение, позволяющее подстроить аппарат под задачи и условия, оперируя не только выбором ламп разных производителей, в рамках одного типа, но и различными типами ламп.

Единственный "дисплей" таковым не является — это только закрытое прозрачным акрилом окошко, а из индикации здесь только светодиоды. Также в окошке можно увидеть отверстия для доступа к подстройке токов выходных ламп

По коммутации усилитель дает практически все возможные варианты: имеются балансный вход (правда, только один), выход предусилителя, который можно использовать для активного сабвуфера, и петля на запись (или на внешний усилитель для наушников), да и линейных входов хватает. Присутствует даже вход, позволяющий усилителю работать в качестве мощника для фронтальных каналов в многоканальной системе, когда функции предусилителя берет на себя AV-процессор. Также в усилитель можно установить опциональную плату ММ или МС фонокорректора.

Необычные опции

Еще одна не совсем обычная, но традиционная для Octave опция — Black Box, как в нашем тесте, или Super Black Box — дополнительные подключаемые модули, увеличивающие конденсаторную емкость блоков питания. Подобные опции производитель предлагает и для интегрированных усилителей, и для предусилителей, но, судя по имеющимся данным, простой черный ящик отличается от «супер-ящика» суммарной емкостью конденсаторов. Интересно, но нужно изучить в процессе прослушивания пользу или ее отсутствие от Black Box, которым укомплектован тестируемый аппарат.

Селектор входов и отображение задействованного входа светодиодом. Не сверхинформативно, зато не ярко и не раздражает

По управлению усилитель весьма прост — селектор входов и регулятор громкости, больше ничего. Разве что минималистичный пульт с двумя кнопками для регулировки громкости. Здесь ни включения-выключения, ни режима mute не предусмотрено. Пожалуй, единственное, о чем можно сказать применительно к селектору входов, что он позволяет не только входы выбирать — одно из положений выводит на передней панели индикацию токов покоя выходных ламп, что позволяет, в свою очередь, при помощи миниатюрной отвертки и регуляторов, спрятанных за передней панелью, эти токи подстроить до правильного значения.

Да, и что мне понравилось, кроме простой и понятной эргономики, так это минимум индикации. Действующий вход отображается только соответствующим неярким светодиодом и все — ни светящихся цифр, вообще ничего. И на общем фоне это просто замечательно!

Входные и выходные лампы усилителя

Внутрь данного конкретного аппарата мне заглянуть не удалось — усилители Octave разбираются не так уж чтобы совсем просто, не путем откручивания четырех винтиков. В возможности разобрать его без царапин я засомневался. Но некоторые другие усилители производителя я раньше разбирал, впрочем, и в сети можно найти фотографии внутренностей, так что представление все равно сложилось.

Внутри у аппарата все заполнено плотнее, чем можно было бы ожидать. Монтаж на платах не навесной, но и платы, и сама сборка отличного качества. Плюс к этому — хорошая элементная база и, конечно же, трансформаторы — собственного изготовления, внушительных размеров и веса (особенно силовой), залитые наглухо черным компаундом. Здесь при всем желании рассмотреть что-то было бы сложно. Что же до более «объемных» схем аппарата, предположу, что разработчики прекрасно знали, что делали. И если решили не вдаваться в ламповый минимализм, то совершенно точно не просто так. А правильность этих рассуждений будем проверять на практике — путем прослушивания.

В качестве тестовой системы к усилителю подобрались следующие компоненты: очень внушительная по габаритам напольная акустика PBN Audio Montana KAS (ну а почему бы и нет, попробовать ведь можно?), почти миниатюрные полочники Penaudio Cenya Signature и мультиформатный проигрыватель Esoteric в качестве источника. Для начала теста подключил усилитель, конечно же, к Montana KAS.

Тестовая система, в составе которой я прослушивал Octave Audio V 110 SE

Первая запись в тесте — Arnett Cobb, Guy Lafitte ‎«Tenor Abrupt». Звук получился открытый, воздушно-прозрачный, но без ощущения, что «звук нараспашку». Есть острота и точность, и в целом, по первым впечатлениям, в звуке сложно узнать именно лампу — окраски или теплоты нет, сглаженности не ощущается, динамика и детальность, хотя бы на примере этой записи, на очень хорошем уровне.

Бас весьма неплох, учитывая акустику и большую площадь помещения. Глубина баса не то чтобы перехлестывает, но на примере этой записи нехватки я не почувствовал, а вот качество баса, фактурность, объем и динамика вопросов, по сути, не вызвали.

Среднечастотный диапазон подается честно, ровно, без приукрашивания. Верхов, по ощущениям, слышно столько, сколько имеется на записи, и качество услышанного радует — присутствует и хорошая достоверность, и динамика с детальностью вполне на уровне. Все воспринимается цельно, честно, стройно, но без подчеркнутой строгости. Мягко звучат те фрагменты, которые и записаны были мягко. Образы сцены очень неплохо раскладываются в пространстве — сцена получается достаточной и по ширине, и по глубине, хорошо читаемой и прозрачно-воздушной, но без явной голографичности.

Ламповый и не ламповый звук

Следующая запись — Tsuyoshi Yamamoto «Autumn In Seattle». Звук фактурен и выразителен, детальность очень приличная, хорошо слышны нюансы записи и характерный звук этого альбома. В подаче есть ощущение изысканности, но это стоит отнести на счет записи, а окраски от тракта я не заметил. Гораздо чаще звук можно хотя бы определить как скорее темный, или скорее светлый, но в нашем случае даже с таким определением я не буду спешить.

Задняя панель Octave Audio V 110 SE

Скорее — светлый, но это заметно на уровне намеков, не более. Но что несомненно — звук получается одновременно и сбалансированно честным, и не нарочито аналитичным, и интересным. Слушать приятно, вслушиваться в нюансы или абстрагироваться и воспринимать все в целом — можно делать и так и так. Никаких противоречий не возникнет, а эмоции при прослушивании создаются за счет того, что музыканты заложили в музыку, а не за счет какой-либо окрашенности тракта или его склонности к слишком явной собственной интерпретации. Также на этой записи очень понравилась раскладка звука в пространстве — все получалось прозрачно, реалистично и осязаемо. Хотя отчасти это заслуга акустики — у маленьких колонок точно так же нарисовать сцену не получится.

Кстати, о маленькой полочной акустике. На некоторое время теста я переключился на Penaudio Cenya Signature, и вот что из этого вышло: звук, конечно, более камерный (а тут в минус еще сыграл и размер помещения, которому Montana, может быть, и под стать, но не компактные полочники), но потерянным звук не ощущается. Подача камерная, но цельная, прозрачная; звук сам по себе более светлый и чуть-чуть смягченный, аккуратный.

И вот что интересно: при камерном характере звука тот же бас получается более внушительным, чем можно было ожидать от такой акустики. Это и слышно вполне отчетливо, и «портативными» замерами подтверждается. Все близко к тому, что акустика должна выдавать вполне уверенно, исходя из паспортных данных. Детальность и динамика на очень хорошем уровне, хотя о Penaudio Cenya у меня сложилось впечатление, что колонки сами несколько мягчат звук, делая его заметно прозрачным и светлым. Но в связке с данным конкретным усилителем эти представления подтверждаются только лишь на уровне «чуть-чуть».

Основной выключатель и винтовые крепления защитной крышки

Снова переключил акустику, поставил запись Colin Vallon Trio «Rruga». Лучше всего здесь показали себя объем, пространство звука, атмосфера. Много воздуха, чистые, чуть строгие, но очень быстрые верхние частоты, прозрачная ровная серединка, хороший бас. Отлично отрабатываются быстрые переходы. Нет и намека на вялость, но нет и резкости — пожалуй, с таким звуком можно провести подряд 5-6 часов, не испытывая никакого утомления.

Дальше ненадолго поставил альбом Brian Eno «Ambient 1» для того, чтобы просто понаблюдать, а что у тракта получится, когда нужно очень аккуратно отыгрывать тихие звуки, тонкие переходы и все то, из чего складывается атмосфера и настроение этой музыки. Получилось все хорошо: погружение в прослушивание и вовлеченность просто «на отлично», как и способность играть тихие фрагменты даже на небольшом уровне громкости.

Вопрос в «Черном Ящике»

На этом этапе я решил, что надо бы отключить Black Box и в сравнении оценить, насколько он нужен усилителю. Без блока звучание становится как бы чуть более ламповым, слегка приподнимается серединка, нижняя середина и верхний бас становятся чуть помягче, порыхлее, а подача в целом ощущается как более слитная, более сглаженная. Детальность изменяется не сильно, да и динамика тоже, но в нюансах разница слышна практически по всему диапазону и по всем характеристикам звука.

Все чуть мягче, только без теплоты, чуть камернее, но за счет этих проявлений в некоторой мере уходит ощущение стройности, прозрачности и того, что звук практически не ограничен какими-либо рамками. Да и ламповый аппарат в таком звуке уже можно признать — хороший аппарат, но все-таки ламповый. С полочниками Penaudio Cenya Signature разница между усилителем с Black Box и без мне показалась менее заметной количественно, но качественно впечатления оказались схожими. Впрочем, ожидать одинакового эффекта было бы странно.

Снаружи Octave Black Box — действительно просто черный ящик

Еще один альбом — DJ KRUSH «The Message At The Depth». Здесь звук должен быть глубоким, плотным и весьма жестким. Таким он и получился, только с лучшей, чем среднестатистическая, детальностью и динамикой. Эмоциональное наполнение альбома передается очень хорошо: пожалуй, тут даже и некоторое количество теплоты могло бы прийтись к месту, но теплоту заметить так и не удалось.

Дальше осталось послушать что-нибудь из классической музыки, без этого картина не может считаться полной.

Octave Black Box, задняя панель. Провод для подключения — несъемный

На примере записи Cecilia Bartoli «Maria» можно очень хорошо пронаблюдать, как отлично раскладываются в пространстве вокальные и инструментальные партии, оценить тембральную достоверность и многогранность действительно хорошего, детального и выверенного звучания. Возможно, местами мне чуть-чуть не хватило атаки и прозрачности на сложных фрагментах, но, взглянув попеременно на акустику и тестируемый усилитель, я как-то даже не стану записывать это в недостатки.

На записи Гольдберговских вариаций Баха в исполении Гленна Гульда сначала и оценивать ничего не хотелось — только слушать. Манера игры Гульда на записи 1981 года как-то особенно по нраву пришлась исследуемому тракту, и некоторая светлая воздушность никак не выпадала из общей картины. Впрочем, я бы мог предположить, что долю светлых нот в звуке тракта вовсе стоит отнести на счет проигрывателя Esoteric.

Пульт для Octave Black Box — идеальный пример минимализма

Заканчивая тестирование, послушал еще пару струнных квартетов Шостаковича — все очень хорошо слышно, правильно, точно, эмоционально. Возможно, местами не так нервно и остро, как стоило бы, но, вслушиваясь в детали, больше и придраться не к чему, а мысли в процессе утекают не в сторону обдумывания звукового тракта, а в сторону размышлений о музыке, которую слушаешь.

Выводы

Очень интересный усилитель, явно способный на большее, чем можно ожидать от него просто по формальным данным, или глядя на габариты и четверку выходных ламп. Особенно мне понравилось то, что это ламповый аппарат, но одновременно он просто, точно и качественно звучит. Примерно такой и должна быть, в моем представлении, правильная «лампа» — точной, аккуратной, динамичной и детальной (впрочем, это и к другим типам усилителей применимо). А вот явной теплоты, мягкости, задранной середины или пристрастий отыгрывать голову вокалистки метрового размера относительно комнатной сцены у нормального усилителя, пусть и лампового, быть не должно. Здесь же как раз тот весьма не частый и приятный пример звука, природа которого не определяется явно, а характер складывается из честного качественного звука.

Влияние Black Box у меня оставило впечатление, что это одновременно и полезная опция, но и не всегда обязательная — зависеть это будет не только от акустики, но и от личных пристрастий слушателя. И это совершенно не тот случай, когда без опции аппарат оказывается как бы недоделанным, а сама опция превращается в обязательную для приобретения. Важно, что с Black Box (что без него) усилитель остается отличным по звуку аппаратом, разница лишь в стилистике подачи. А это уже вопрос личных предпочтений.

Музыкальный материал

Arnett Cobb, Guy Lafitte ‎– Tenor Abrubt (The Definitive Black & Blue Sessions) / Black And Blue ‎– 958 / CD, Stereo

Brian Eno ‎– Ambient 1 (Music For Airports) / EMI ‎– TOCP-54179 / CD, Stereo

Cecilia Bartoli – Maria / Decca 475 9077 / Stereo

Colin Vallon Trio ‎– Rruga / ECM Records 2185 B0015433-02 / CD, Stereo

DJ KRUSH – The Message At The Depth – Sony Music – SRCL 5403 / CD, Stereo

J.S.Bach – The Goldberg Variations - Glenn Gould / Sony Classical ‎– SICC 320 / CD, Stereo

Sostakovich – The String Quartets № 5-7 – Fitzwilliam String Quartet / London Decca 455 776-2 / CD, Stereo

Tsuyoshi Yamamoto ‎– Autumn In Seattle / First Impression Music FIM XRCD 043 / XRCD2, Stereo

Octave Audio V 110 SE

560 000 рублей

Выходная мощность: 2х110 Вт (4 Ом); пик: 2х130 Вт (4 Ом)

Частотный диапазон: 20 Гц – 70 кГц (- 1/- 3 дБ, 90 Вт); 5 Гц – 70 кГц (- 0/- 2 дБ, 10 Вт)

Коэффициент гармоник: менее 0,1% (10 Вт, 4 Ом)

Отношение сигнал/шум: 110 дБ (90 Вт)

Взаимопроникновение каналов: 55 дБ

Взаимопроникновение входов: -105 дБ

Оптимальный импеданс подключаемых АС: 3-16 Ом

Минимальный импеданс подключаемых АС: 2 Ом

Входы: 5хRCA, 1хRCA (сквозной канал), 1хRCA (фоно, опционально MM или MC), 1хXLR

Выходы: 1хRCA на запись, 1хRCA с предусилителя, регулируемый

Входная чувствительность: 270 мВ (RCA)

Входной импеданс: 50 кОм (RCA), 25 кОм (XLR)

Выходной импеданс предусилителя: 240 Ом

Используемые штатно лампы: предусилитель: 3 х ECC81 (12AT7), выходной каскад: 4 х KT120

Возможные входные лампы для замены: ECC82 (LOW/демпинг-фактор: 5/коэфф. усиления: 34 дБ), ECC81 (MEDIUM/7,2/37 дБ), ECC83 (HIGH/10/38 дБ) — заменяется только одна лампа

Возможные выходные лампы для замены (при выходной мощности 2х70 Вт (4 Ом)): KT88, 6550, KT90, KT100, EL34 (EL34 — только с акустикой с минимальным импедансом не ниже 4 Ом)

Опции: фоно-модули, ММ или МС, дополнительные емкости блока питания, Black Box и Super Black Box

Пульт ДУ: есть, только регулировка громкости

Защитная решетка: есть

Потребляемая мощность (эко-режим/в простое/максимально): менее 20, 190, 500 Вт

Габариты (ШхВхГ): 451х175х415 мм

Вес: 22,7 кг