Когда была представлена головка Goldring Ethos, самая старшая в линейке английского производителя, стало неясно: перед нами новый флагман или замена Goldring Legacy? Позже компания пояснила, что это именно замена, а не дополнение. Внешне модели схожи, но все же это разные головки. А вот чем они отличаются — в этом нам и предстоит разобраться.
Истина познается в сравнении
Так уж сложилось, что Goldring Legacy много лет была в моем тестовом арсенале — поэтому я слушал ее в очень разных системах и просто прекрасно знал. Так что в этот раз можно было устроить настоящее прямое сравнение.
И пускай производитель весьма заслуженный, с богатой историей и обширным каталогом (да еще и делающий головки для сторонних заказчиков по их спецификациям) — все же лучше не торопиться с выводами, а внимательно послушать и сравнить.
Внешне головки очень схожи — как по форме, так и по используемым материалам. Алюминиевый корпус Ethos лишь чуть-чуть меньше, легче и имеет немного другую отделку поверхности. Хотя в этом деле мелочей не бывает — и от корпуса другой массы и формы логично ожидать изменений свойств.
Но есть и отличия практического свойства. Во-первых, у Goldring Legacy слепые крепежные отверстия, а у Ethos — сквозные. Если использовать какой-то специфический крепеж — например, винты Soundsmith — эта деталь оказывается совсем не мелочью и может здорово упростить жизнь. И пускай внешне это выглядит не столь эстетично, но функционал куда важнее — особенно когда речь идет о точной настройке.
А во-вторых, у Ethos изменена схема выходных контактов. Каналы поменялись сторонами, вдобавок плюсовые и минусовые контакты перемещены сверху вниз и наоборот. Сложно понять, зачем и почему — но сделали вот так.
На практике это может усложнить установку на короткий шелл или потребовать более длинных и гибких проводов, но это только в теории. Как раз на достаточно короткий шелл и с жесткими проводами все установилось. Впрочем, не так удобно, как при стандартной распиновке — провода потребовалось уложить отдельно.
Еще один интересный момент — заменяемый иглодержатель Ethos. Но замене он подлежит только в заводских условиях. Предположу, что это не столько замена (поскольку ничего особенного в конструкции головки нет), а своего рода программа лояльности — такая же, как существует у многих производителей, когда на заводе полностью меняется головка или вся «начинка» вынимается из внешнего корпуса.
То есть речь идет не о ремонте, а о замене с некой скидкой (обычно около трети от стоимости новой головки) — только ради того, чтобы пользователь не менял производителя. У меня нет информации о том, будет ли эта программа работать в России. Однако отмечу, что подобные замены с длительным ожиданием и небольшой скидкой не пользуются особой популярностью и скорее целесообразны для куда более дорогих головок.
По комплектации поставки головки отличаются, но по сути не сильно. Помимо самой головки, внутри — ключик-шестигранник и набор винтов для крепления. Защитная крышка-колпачок — такая же, как у Legacy. Вроде бы она есть, но даже для транспортировки ее пришлось зафиксировать дополнительно.
Во время использования этот колпачок толком не держался на Legacy. Так и на Ethos он едва-едва держится — и то пока новый, а со временем начнет сваливаться под собственным весом. Впрочем, колпачок хотя бы безопасен — в отличие от некоторых, которыми легко сломать иглу. В общем, если необходима защита иглы, лучше озаботиться крышкой для проигрывателя.
Радикальной разницы в паспортных данных нет: конструкция схожая, заточки игл одинаковы, иглодержатель алюминиевый, магниты неодимовые. В цифрах Ethos выглядит чуть-чуть интереснее, но опять же — не кардинально.
Так что логичнее выявить разницу при прослушивании в совершенно одинаковых условиях и на одинаковом материале. Правда, сделаем поправку на то, что у моей Legacy приличная наработка, а Ethos приехала на тест совершенно новой и нераспечатанной. Чтобы попробовать уравнять головки в состоянии, можно потратить немного времени и изучить, как Ethos прирабатывается.
Забегая вперед, замечу, что это вполне комфортный процесс. Понятное дело, первые несколько пластинок можно не слушать, но буквально после нескольких часов звук выравнивается. Полностью он придет в себя часов после 25–30, но все же процесс быстрый и почти сразу позволяет слушать, а не заниматься приработкой, прокручивая формальные пластинки.
Теперь про Legacy. На мой слух и вкус, эта головка весьма сдержана — может быть, даже слишком консервативна. По формальным критериям головка хорошо подходит для тестов, потому что обладает весьма ровным, предсказуемым и прозрачным характером. Но вот именно слушать музыку — тут у меня есть вопросы, но это вопросы вкуса.
Звук у Legacy — нечто среднее между камерным и масштабным. Детальность присутствует, но все аккуратное, не острое, чуть скругленное. Эта округленность умеренна и ровно распределена по всему диапазону. В звуке минимальное количество окраски — тембрально все вполне достоверно, но сдержано и аккуратно. Эмоции тоже не перехлестывают, динамика уверенная, но не запредельная. И к пластинкам в не идеальном состоянии головка относится не очень критично.
Аккуратный баланс
Теперь беремся за Goldring Ethos. Поставил пластинку 7RAY «Jazzy Zoetrope». Звук явно сочнее, телеснее, более наполненный. Хотя узнаваемая округлость и аккуратность заметны. Но в целом — живее и эмоциональнее.
Детальность схожа, а вот воздуха ощущается больше, сцена крупнее и более заполнена. Бас лучше выражен: он ощущается и как часть диапазона, и как самостоятельная величина — то есть основа звука. Бас присутствует в нормальном количестве, но не акцентирован, чуть смягчен и с хорошим контролем в целом. Частотный диапазон ощущается как вполне слитный и ровный.
В подаче есть немного винтажного почерка, острота чуть сглажена, однако присутствует неплохая упругость, а звук вполне подвижный — но не яркий. Пожалуй, звук можно счесть чуть менее мониторным, чем у Legacy — в том числе и за счет выраженной середины, отчего музыка играет эмоциональнее и увлекательнее.
Но надо помнить, что все это в сравнении. А в целом — в звуке в полной мере присутствуют весьма породистая сдержанность и аккуратность. И изменения в подаче сложно счесть окраской — скорее лишь чуть иначе расставленными акцентами.
Следующая пластинка — Bill Evans, Eddie Gomez «Intuition». Приятная, чуть смягченная проработка, совершенно не утомительная подача с приличной раскладкой партий, которые при этом не распадаются на составляющие, а остаются музыкой.
Сцена здесь получилась средней по ширине и глубине, умеренно воздушной и аккуратно наполненной — так что образы и планы не сбиваются в кучу и не заполняют все пространство. Есть самая малость теплоты, характер чуть-чуть светлый, с ровной проработкой диапазона, который сам по себе ощущается полновесным и полноценным, без заметных спадов по краям. Впрочем, и чувства полной свободы нет — края все же очерчены, но не обрублены и не завалены.
Немного послушал Pink Floyd «Dark Side Of The Moon». Весьма неплохо, с хорошим ощущением атмосферы, ненавязчиво, но с погружением, в меру хлестко, точно не вяло. Подача уже узнаваемая и предсказуемая — все более-менее на своих местах, без приукрашивания. Очень ровно по настроению, нет искусственной радости или грусти, головка почти ничего не привнесла от себя и не переиначила.
Еще один диск — Jean Michel Jarre «Oxygene». Звучание быстрое, без вялости. Хотя некая легкая сглаженность по динамике и присутствует, ее сложно записать в недостатки — выраженность эффекта весьма не велика. Узнаваемая округлость заметна и здесь, но восприятию музыки она не мешает — это тоже лишь очередной оттенок.
И на этой же записи точно слышно, что детальность повыше, чем у Legacy. Кроме того, нет ни явного акцента на основных тонах, ни провала послезвучий — все очень аккуратно и сбалансированно.
Еще одна пластинка — запись произведений Клода Дебюсси. Здесь уже очень высокие требования по динамике, а результат — не идеальный, но весьма хороший для своего сегмента и уверенный сам по себе. Характера и почерка хватает, чтобы и достаточно достоверно передать звучание инструментов, и построить вполне правильную сцену средних размеров и оставить место для воздуха.
Есть немножко теплоты на середине, но нельзя сказать, что середина явно приподнята или окрашена. Детальность уверенная до определенного предела — дальше идет легкое упрощение, но без огрубления звука и без каши. Просто в сравнении со своим основным трактом я слышу, что часть сложных деталек почти не заметны — но все остальное на своих местах и в неплохом балансе всех качеств.
Выводы
В процессе теста я несколько раз задумывался, а можно ли при явных отличиях от Legacy считать Ethos мониторной или почти мониторной головкой для своего сегмента. Отчасти — можно. Характер другой, иначе расставлены приоритеты, но вот именно сочетание свойств остается очень сбалансированным. А звук — он просто спокойный.
Конечно, в этом сегменте можно найти головки детальнее и острее по звуку. Вопрос в том, чего и как хочется услышать. У Goldring Ethos есть интересное сочетание весьма честного звука и спокойной, в меру сдержанной по всем параметрам подачи, которая может не утомлять часами — и кому-то эти качества покажутся весьма значимыми.
Музыкальный материал
7RAY — Jazzy Zoetrope / Pro-Ject Records — PJR001
Bill Evans, Eddie Gomez — Intuition — Fantasy Records F-9475 / Stereo
Boulez Conducts Debussy — Images Pour Orchestre, Danses Sacree Et Profane — Pierre Boulez, The Cleveland Orchestra / CBS/Sony Japan SONC 10192 / Stereo
Jean Michel Jarre — Oxygene — Polydor MPF 1098 / Stereo
Pink Floyd — Dark Side Of The Moon — Odeon/Harvest/Toshiba Japan EOP-80778 / Stereo
97 000 рублей
Тип: MC
Профиль иглы: Vital line-contact
Иглодержатель: алюминиевый (возможна заводская замена иглодержателя)
Частотный диапазон: 10 Гц — 32 кГц (35 Гц — 20 кГц ±2 дБ)
Разбаланс каналов: <1 дБ на 1 кГц
разделение каналов: >30 дБ на 1 кГц
Выходное напряжение: 0,5 мВ
Статическая податливость иглодержателя: 25 мм/Н
Динамическая податливость иглодержателя: 15 мм/Н
VTA: 20°
Внутренний импеданс: 4 Ом
Рекомендованный импеданс нагрузки: 100 Ом
Рекомендованная емкость: 100–1 000 пФ
Прижимная сила: 1,5–2 грамма (1,75 оптимально)
Вес: 7,7 г