Фильм ужасов «Джиперс Криперс 3» (Jeepers Creepers 3)— продолжение истории о крылатом охотнике за человеческой плотью. Снятый спустя долгие 14 лет после выхода второй части, третий Криперс, отягощенный скандалом, связанным с именем режиссера, долго не мог добраться до зрителя. Наконец, фильм в прокате. Мы же, по обыкновению, постараемся ответить на единственный интересующий читателя вопрос — смотреть или не смотреть.

Первая часть, ставшая знаковой, вышла в далеком 2001 году. Фильм произвел довольно сильное впечатление, напомнив первый поход в кинотеатр на «Кошмар на улице Вязов». С лица перепончатый монстр Криперс и правда смахивал на Крюгера. Кроме того, тон задавал классический американский пейзаж с пустынной трассой и кукурузными полями. Зло передвигается в бескапотном грузовике Chevrolet 40-х годов выпуска. «На таких ездят козлы и маньяки–убийцы», — выкрикнет Дэрри.

Говорят, в свое время Виктора Сальву вдохновил фильм «Дуэль» (1971) Стивена Спилберга, в основе сюжета которого — дорожное противостояние коммивояжера в красном Плимуте со зловещим незнакомцем на огромном пыльном грузовике. Однако у Сальвы в грузовике вовсе не маньяк-убийца, а нечто иное — темный стремительный силуэт, сбрасывающий в трубу увесистые свертки в кровавых разводах. И типичное для жанра «а давай заглянем внутрь» становится началом леденящей кровь (по крайней мере, 16 лет назад) истории.

Среди причин, повлиявших на популярность первого фильма и сделавших его эталоном жанра, называли в том числе и личность самого Сальвы. Обвиненный в растлении малолетнего актера Натана Форреста прямо на съемочной площадке «Дома клоунов», Сальва подписал себе не только тюремный приговор, пожизненно запятнанную репутацию, но и неугасающий негативный интерес к собственной персоне и всему, что с ней связано. Ну а «Джиперс Криперс» показал настоящим любителям жанра лицо и суть настоящего страха. Неозлодей непонятного происхождения, бросивший вызов изрядно набившим оскомину к 2000-м фредди, джейсонам и иже с ними.

Виктор Сальва на съемочной площадке

Кто же он? «Демон, или сам дьявол, а может быть, кровожадное порождение таинственных закоулков времени? Известно лишь одно: однажды почуяв свою жертву, он уже не остановится». Наделенный исполинской силой, мощными перепончатыми крыльями, звериным обонянием, он становится совершенно неуязвимым для целого батальона полицейских, не говоря уже о симпатичных юношах вроде Дэрри. «Нормальный человек не вынесет запаха твоего белья», — раздраженно бросает Триш брату. Ну да, а в следующей сцене Джиперс выпотрошит сумку парня и вынюхает каждую его вещицу вплоть до трусов с инициалами.

Как хищный зверь или опытный любовник, он выбирает себе жертву по запаху. Это не просто причуда сценариста, это — в чистом виде фокус интересов самого Сальвы, чудовища с точки зрения общественности пуританской Америки, «мерзкого педика и растлителя мальчиков». Джиперс ведь и правда предпочитает натуральный мужской аромат, чего уж тут стесняться? Совершенно однозначно выглядит сцена, в которой он, подробно изучив сестру и брата, выбирает замучить своим вниманием парнишку.

Спустя два года лихое начало обретает свое логичное продолжение. На этот раз вызов монстру бросает отважный фермер Джек Таггарт (Рэй Уайз). Этот довольно яркий персонаж в какие-то моменты затмевает собственной харизмой страшное рыло Криперса.

И вновь символичная сцена с автобусом, набитым здоровенными молодыми спортсменами. В фильмах Виктора Сальвы парням очень уж не везет, не обессудьте. И да, приятель, тебе не показалось: его взгляд устремлен прямиком на тебя, кажется, у него давно сосет под ложечкой.

Третью часть, по задумке промежуточную между первой и второй, язык не поворачивается назвать долгожданной. В конце концов, зритель не Пенелопа, а 14 лет — срок слишком долгий даже для самых трепетных ожиданий. Если попытаться выстроить ассоциативный ряд, словосочетания, приходящие на ум, вряд ли покажутся комплиментарным: слабовато будет, регресс, творческий кризис, скисшее молоко. Третий «Криперс» не только самая безликая часть франшизы, но и самая слабая картина во всей фильмографии Сальвы. Даже довольно пафосного и откровенно второсортного «Мирного воина» вспоминаешь после просмотра с улыбкой совершенно неискушенного зрителя.

Атмосферу полутьмы, так гармонично дополнявшую присутствие монстра, сменил свет дня и «сломал», гад такой, всю интригу. Загадочное стало обыденным, а жуткое — смешным. Только это тот самый смех, что сквозь слезы. Такого количества карикатурных ляпов, допущенных Сальвой и его командой, откровенно говоря, вспомнить сложно.

Или это комедия ужасов? В таком случае зритель сможет найти хоть какое-то оправдание для этой клоунады статистов — спятившей старухе, ведущей беседы с призраком умершего сына, доброму чернокожему полицейскому, дохлой пятерне с ее (ха-ха!) весьма крепким рукопожатием, а также гарпуну, вылетающему из выхлопной трубы грузовика и поражающего… Совершенно верно — аппетитного отрока! В своем главном вопросе режиссер остался верен себе.

Короче говоря, не ходите, дорогие читатели, в кинотеатр. Если уж очень хочется — посмотрите дома и забудьте как даже не страшный, а несуразный сон. С удовольствием можно пересмотреть две первые части и попрощаться с Джиперсом навсегда, хотя ходят упорные слухи, что сценарий четвертой части на подходе и уже определена дата начала съемок. Мальчики, в укрытие!