Фирма Quad что только не делала в своей жизни. Например, для меня знакомство с ней началось с легендарного транзисторного усилителя 405, а у других бренд ассоциируется исключительно с ламповыми усилителями серии Classic. С акустикой все еще сложнее. Прежде всего компания известна электростатами, которые производит с 1956 года, но при этом компания имеет существенно более разнообразный ассортимент акустики, включая модели с еще более давней историей.
Древнее электростатов
Если говорить о серии акустических систем S и о полочнике S-2 в частности, историю этой модели, как пишет компания, можно отсчитывать ни много ни мало, а с 1949 года. Тогда появилась первая колонка Corner Ribbon, укомплектованная традиционным СЧ/НЧ-динамиком и ленточным твитером. За прошедшие 68 лет индустрия Hi-Fi изрядно изменилась, но ленточные излучатели не утратили своей актуальности.
Логика довольно проста. Ленточный твитер дает открытость, легкость и детализацию, сравнимую разве что со звуком электростатических колонок, а классический басовик — динамику и драйв, которые тем же самым электростатам и не снились. То есть полный фэн-шуй и гармония, каждый излучатель на своем месте и каждый занимается именно тем, что может делать лучше всего. Главное — чтобы разработчики смогли удачно совместить одно с другим.
Наши дни
В модели Quad S-2 используется усовершенствованная версия фирменного твитера с лентой, изготовленной по принципу сэндвича ради повышения ее механической прочности и электрической перегрузочной способности. Иными словами, теперь можно сделать звук «чуть погромче» и послушать «чуть подольше» не боясь, что дорогущий ленточный твитер выйдет из строя.
Для средних и низких частот используется еще более солидный и надежный на вид динамический излучатель. Он имеет 125-мм диффузор из плетеного кевларового волокна и резиновый подвес, дающий достаточно большой рабочий ход. Самая любопытная цифра в спецификациях — нижняя граница 37 Гц по уровню -6 дБ. Даже для напольника это показатель неплохой, а уж для полочника так вообще достижение. Не верится, что фазоинвертор способен настолько расширить возможности небольшого CЧ/НЧ-излучателя.
Колонки S-2 хоть и небольшие на вид, имеют максимальную мощность 150 Вт и даже оснащены клеммами для биампинга. Но последнее я бы рассматривал скорее как признак высокого класса акустики, нежели как руководство к действию. Разве что выкинуть пассивный кроссовер и использовать вместо этого внешний DSP и раздельное усиление полос. Но это будет уже совсем другая история.
Корпуса S-2 изготовлены из МДФ, причем материала разработчики не жалеют ни на толстые стенки, ни на перегородки. В результате «кабинет» получается инертным и увесистым, как положено по канонам Hi-Fi.
Генераторы звука
Скругленные грани, большой фланец твитера и четыре маленькие ножки делают полочник S-2 похожим на питбуля: не красавец, зато коренастый, крепкий, тяжелый, прочно стоящий на ногах. Для миниатюрных колонок с рабочим объемом чуть более 8 литров Quad S-2 кажутся довольно тяжелыми, словно это сплошной кирпич МДФ без каких-либо пустот внутри. На визуальное восприятие акустики может существенно повлиять отделка. Выбор фактур и цветов достаточен, чтобы подобрать себе нужный стиль.
Впрочем, после того как вы послушаете S-2, о внешности этих малышей думать точно забудете. Поначалу сложно принять тот факт, что столь хороший и детальный звук с открытой, проработанной сценой и какой-то совершенно невероятной динамикой производят две маленьких колонки. Да, конечно, 125-мм СЧ/НЧ-динамик даже на предельной громкости не создает той макродинамики, что можно было бы получить от напольника, да и нижнего баса услышать не удается, но тем не менее, ожидания S-2 превосходит.
Стоит заметить, что помещение прослушивания для S-2 было несколько великовато. Напольники S-серии подошли бы для этого демо-зала куда лучше, а полочные мониторы терялись в пространстве визуально, что и производило эффект большого звука, исходящего из ниоткуда.
Как на ладони
Чуть привыкнув к характеру звучания и определив предел возможностей этих колонок, я приступил к изучению деталей. С аудиофильскими записями вокала и джаза ситуация простая: они звучат настолько хорошо, что все без исключения демо-диски можно слушать от начала и до конца, получая при этом удовольствие и от мелодичности, и от высокой точности звучания.
Записи живых инструментов передаются предельно реалистично, в хорошем смысле тепло, без окрашенности и искусственных тембров, и при этом очень комфортно. Все детали, даже те, о которых вы не подозревали, слышны и очевидны, но музыкальности и целостному восприятию они не мешают.
На симфонической классике недостает макродинамики, что вполне ожидаемо для полочной акустики, зато на камерных записях барочных и классических произведений поражает микродинамика и внимание к тонким нюансам и оттенкам.
Рок звучит очень убедительно, вне зависимости от жанра и качества записи. Слушать можно все, начиная с первого альбома Led Zeppelin и заканчивая новым диском Amon Amarth. Пока слушал гитарные запилы, порой ловил себя на мысли, что сабвуфер не помешал бы, а иногда — наоборот, удивлялся полноценности и самодостаточности саунда. Все очень зависит даже не от группы или жанра, а от характера мастеринга и степени задействованности НЧ-диапазона в каждой конкретной композиции.
На танцевальной музыке и хип-хопе о сабвуфере приходится вспоминать все чаще, но это вполне можно компенсировать прямо на месте, изменив дистанцию. В ближнем поле звук становится куда более основательным, а в комнате размером поменьше S-2, скорее всего, смогут конкурировать даже с некрупными напольниками.
Идеальная пара
Твитер и СЧ/НЧ-динамик хоть и отличаются друг от друга по конструкции и характеру, в S-2 согласованы исключительно хорошо. Если очень постараться, можно заметить небольшой синтетический призвук при воспроизведении высоких женских голосов. Но каждый, кто это услышит — большой молодец и имеет полное право взять с полки самый лучший пирожок, потому что в подавляющем большинстве случаев этот эффект либо нивелируется исключительной насыщенностью и точностью тембров всего остального диапазона частот, либо просто отсутствует.
В остальном же переход от ленты к кевлару получился бесшовным и незаметным на слух. Никакой излучатель не солирует и не окрашивает звук, перетягивая внимание на себя. Весь диапазон подается цельно, тембры одинаково богаты и на высоких, и на низких нотах. Отлично передается атмосфера, есть ощущение воздуха, характерное для ленточных твитеров, но нет резкости, подчеркивания сибилянтов или нарочитой яркости верхних. То же самое и с нижней половиной воспроизводимого диапазона. S-2 демонстрирует плотный, драйвовый звук, характерный для динамиков с кевларовыми диффузорами, но при этом на нижних частотах и нижней середине нет сухости, ощущения обеднения или упрощения тембров.
Излучение на верхних частотах достаточно направленное. Строго на оси звук точнее, детальнее, а сцена сфокусирована идеально. Стоит повернуть колонки, теряется фокусировка и верхних становится чуть меньше, однако все остальные характеристики остаются неизменными, даже если поставить колонки так, что оси излучения будут параллельны. Вертикальная дисперсия имеет другую картину. Если по горизонтали мы имеем ровный «веер» с резким улучшением на оси, по вертикали звук излучается полосой. Если уши находятся на уровне твитеров, можно чуть приподняться или опуститься, не упустив ничего в звуке, но если вы встанете, звучание верхних ощутимо изменится.
Характер звучания S-2 настолько хорошо выверен и сбалансирован, что опираясь на собственные ощущения, сложно понять, в какой момент стоит остановить вращение ручки громкости. Отсутствие дискомфорта в звуке позволяет это делать до состояния, когда в помещении начинают вибрировать незакрепленные предметы, а кевларовый диффузор движется так, что уже вот-вот выпрыгнет из корзины. В большом заглушенном шоуруме мне удалось дойти до предела возможностей этих полочников, хотя их конкуренты, я думаю, сдались бы примерно на половине пути. В общем, в компактном жилом помещении у вас будет неплохой запас громкости.
Есть у S-2 еще одна особенность, о которой стоит упомянуть. Они исключительно прозрачны и способны выявить достоинства и недостатки остального тракта. Замена цифрового источника (при неизменном ЦАП) была очевидна с первых нот, и даже прогрев усилителя Densen можно было услышать от начала и до конца.
Выводы
Скорость реакции, ровный тональный баланс и тембральная точность делают S-2 практически универсальной акустикой. Для басовитых жанров типа хип-хопа или EDM желательно добавить в систему сабвуфер, однако это обусловлено уже не особенностями этой модели, а форматом полочника и размером помещения, в котором будет происходить прослушивание. В остальном же ровным счетом никаких претензий к S-2 у меня не возникло. Это приятная во всех отношениях и в хорошем музыкальном смысле мониторная стереопара, дающая пользователю больше, чем можно было ожидать в таких габаритах и за такие деньги.
Единственное, что я бы хотел увидеть в будущем, это активную версию S-2: мне кажется, из этой модели могли бы получиться отличные мониторы ближнего поля.
Отличная детальность, естественное живое звучание, превосходная микродинамика, компактные размеры
Специфическая дисперсия твитера, желательно слушать в небольших комнатах или ближнем поле, требовательны к качеству остальных компонентов системы.
70 000 рублей (отделка шпоном) и 83 570 рублей (лакированная отделка)
Количество полос: 2
ВЧ излучатель: 12х45 мм ленточный твитер
СЧ/НЧ излучатель: 125-мм, кевларовый конус
Диапазон частот: 48-22000 Гц (+/-3 дБ)
Чувствительность: 87 дБ
Импеданс: 8 Ом (минимум — 4,5 Ом)
Частота раздела кроссовера: 3 кГц
Габариты: 330х180х260 мм
Масса: 6,1 кг