Этот материал начал писать еще до выставки, чтобы зафиксировать текущие аудио «шалости» и возню с питанием. Потом сгонял в Бородино. Hi-Fi & Hi-End Show - замечательное мероприятие, но его броская помпезность стала приобретать, для меня, черты рутинной одинаковости. Мне оно видится как пиковое значение в музыкальных произведениях, всплеск яркого действа, крещендо аудио процессов. Но основная жизнь, события и прорывы, сродни микродинамике. Они заполняют собой пространство между шоу и, по сути, являются определяющими, т.е. основой из которой произрастает эмоциональный взрыв активности.

Освещать и описывать выставочный движ, фиксировать состоявшиеся озарения необходимо, но сейчас меня все больше и больше увлекает именно повседневные события в кругу людей, которые мне близки, понятны и приятны. Поэтому широкие исследования аудио рынка пускай остаются блогерам. Им пристало держать руку на пульсе, отыскивать ранее неизвестных энтузиастов, освещать и продвигать имена и бренды, прогремевшие ранее. Я же могу позволить себе роскошь быть пристрастным и «оттопыриваться», с творческой велеречивостью, в любом из известных мне направлений.

Отступление № 1.

Возраст имеет свойство упорядочивать соображения и составлять из них устойчивые понятийные конструкции. Опыт, приходящий с годами, заставляет аудиофила приобретать респектабельность и оперировать значимыми, весомыми аргументами. В рамках этого опыта бытуют устоявшиеся взаимосвязи явлений и событий. Редко, когда порывы внешних, мятежных ветров колышут занавески в уютном прибежище возрастного звуколюба.

Тенденциозность и масштабность индустрии по изготовления сетевых фильтров, кондиционеров питания и распределителей довлеет над дряхлеющей волей возрастной группы аудиофильского сообщества. Зычные голоса молодых подвижников уже не умиляют, а скорее раздражают, мешая грезить прошлым под любимый звуковой фон. Умудренный взгляд любовно скользит по хитросплетениям, отстроенной за многие годы системы, не находя изъянов.

Однако …

Даже в таком безмятежном пространстве найдется, что «допилить» и «подрихтовать». Допустим, зацепившись за слово «сбалансированность», вытащить идею и, отряхнув с нее все лишнее, собрать гармонизатор питания. Да-да, абсолютно тривиальный девайс, но без всякой электронной начинки, а только на основе физической сбалансированности материалов, веса и конструкции. Сам бы ни за что не поверил, если бы не увидел. Особенно отчетливо наглядность его работы проявилась в видео. Самыми заметными стали фактурные отличия украшений на экране, т.е. четкое определение, с первого взгляда, бижутерии и благородных материалов. Кожа лица и рук ожила, металлические предметы обихода приобрели «живой» вес. Палитра цветов стала более естественной, а тона и полутона глубже и прозрачнее. Схожий эффект, но в аудио формате, проявился у Валентина Казанжи «Kennerton» и у Василия Петрика «Petrik Audio».

Собственно, наш «лирический герой» Владимир Домницкий из г. Ростов-на-Дону свои опыты начал по некоему наитию, опираясь на практические наблюдения. Несколько лет пробовал, браковал и вновь брался за эксперименты, а в этом году решился на демонстрацию. Более подробной информации выудить не удалось. Я подкатывал к Володе с расспросами, прозрачно намекал на возможность уволочь один из «кубиков» в свою аудио хибарку, для бесчеловечных опытов, но он сказал, что все позже, мол это пока «проба пера». Если у кого-нибудь появится желание порасспросить об эффекте, то легче всего обратиться к упомянутым участникам выставки и по поводу видеоряда в Digis.

*******************************************************************************

А в целом, хочу данный опус посвятить моему личному знакомству с разработками Епанчинцева Евгения, Перевезенцева Валерия и компании LIVING ATHMOS, в лице Валерия Литвака. Относительно титанических трудов Александра Трусова и его новых разработок буду писать отдельный материал, поэтому здесь  только бегло обозначу его участие в моей аудио судьбе.

Так сложилось, что, мотыляя по аудиофильским «зарослям чепараля» в поисках «аудио гуахо», благодаря именно этим людям, мое внимание двинулось в одном из основательных, прикладных направлений формирования своей системы и понимания нюансов звукоизвлечения. Неспешные умопостроения о различиях в подходе - сформировали примирительный настрой относительно людей, исповедующих иную методику достижения искомого, не сказать больше. Практика внедрения личных «инсайтов» дает мне основание быть уверенным в правоте, но без ложного самомнения о непогрешимости собственной персоны. Литература, которой меня снабдил Перевезенцев Валерий была осилена едва ли на одну треть. Вникнуть в техническую информацию досконально и связать ее с практикой «правоприменения» оказалось сложно, у меня лучше получается извлекать межстрочные озарения и опробовать их на своей системе. Посему данный текст можно отнести к аудио «беллетристике», но при полном ручательстве за доброкачественность изложенных фактов.

Итак, в бытность неофитом я истово уверовал в теорию большого сечения кабелей, небезосновательно, надо сказать. Однако про выборочность ее применения мои источники умолчали, а может и сами не знали. Позднее, в разговорах с Валерием Перевезенцевым, мы касались этого аспекта неоднократно. Зарождающееся понимание взаимосвязей толкнуло меня сначала на робкую, а затем и на глобальную реорганизацию питания. Рассеялось очарование в отношении продукции Fujikura и Sumitomo, каждому кабелю свое место и время. Первой «под нож» пошла старая выделенная линия, это был кабель российского производства с суммарным сечением фазы и нуля по 8мм2. Протянул две новых, под цифру и аналог, акустическими кабелями с сечениями 5,6 мм2 и 4,36мм2. Далее поступательно перелопатил девайсы местечкового производства, а затем и вовсе убрал, кроме "модернизированного" инверторного стабилизатора Штиль ИнСтаб 3500.

Везде, где были использованы промышленные кабели Fujikura и Sumitomo, заменил их моножилой из меди РСОСС-А, варьируя сечение от 3,14мм2 до 5,3мм2, включая внутреннюю разводку Штиля.

Эту моножилу скупал кусками по всей стране, даже умудрился надыбать овальную от Acoustic Revive 1,9мм2 и 4,9мм2, в виде монтажных кусков по 1,5 метра. Каждый шаг приносил улучшение, но всякий раз приходилось признавать, что не дотягиваю до того звука, который слышал у Валерия Перевезенцева дома и на выставках с записей со студии Михаила Мамонова. В чем, собственно, основная проблема выяснилось гораздо позже.

Я поменял акустику на Duntech Marquis C-4000, избавился от китайских алюминиевых ножек, предпочтя им «песочницы» со вкладками из черного кориана (искусственный камень, полимер). Последним под секвестрацию попали оба сетевых фильтра, точнее вначале под вивисекцию, после которой отправилась в ведро вся их начинка. А затем состоялось отлучение от тракта, с заменой на лично собранные и разведенные, вышеупомянутой моножилой, распределители. Единственное, что осталось – это произвести профессиональный анализ сети, понять, что с помехами и как с ними бороться.

Слушая другие системы понимаю, что кое-чего добился, умудрился вытащить из своей по-настоящему вкусный, музыкальный звук. Можно искать и выслушивать недостатки, они безусловно будут, как в любом сетапе, собранном «с бору по сосенке». В будущем ремонт и правильная акустическая обработка комнаты, как минимум. Возможно замена стойки и еще много разных полезных мелочей, поскольку планку я себе поставил высокую. Однако последнее время получаю удовольствие и мелкие огрехи, которые по привычке отмечает ухо, не портят настроение и не толкают на безумства.

Это предыстория, некоторые этапы описаны мною в предыдущих публикациях. Но должен признаться, что если общие параметры отражены верно, то в нюансах могли быть допущены неточности, проистекавшие из обобщений и любительской методики оценочных выводов. Одной из таких неточностей служит заключенние о ЦАПе ESE Audio Епанчинцева Евгения.

Он снова появился у меня уже под конец мятежных инноваций в питании и обвязке. Естественно ЦАП не пылился на полке, Евгений с Валерием основательно над ним потрудились. Он великолепно отработал на выставке Audio Summit, затем, на базе внутренних соображений Евгения, был скорректирован и поступил мне в качестве альтернативного Concert Fidelity DAC-040 MK 2 девайса, для сравнения напрямую. ЦАП обзавелся балансными выходом, чего давно и настойчиво требовала «общественность».

Я, надо сказать, залип. Первые слова, которые родились в голове бессознательно – это точность и упругость. Уровень выходного сигнала повыше чем у Concert Fidelity, но, похоже, не в этом дело. ESE Audio деликатно, но ощутимо повышает динамику, т.е. после преобразования сигнала в аналоговый он не просто звучит, а как-бы упруго подается. Причем ровно по всему диапазону. Очень приятный эффект, который не оставляет ощущения неправильности или нарочитости. В сочетании с мощным, стремительным Бегемотом вызывает радостный, эмоциональный подъем от прослушивания музыки. Мой Сoncert Fidelity, в этом отношении, более традиционный, что ли. Он растворяется в системе, о нем забываешь, отмечаешь только утонченную музыкальность конечного результата. Из особенностей Concert Fidelity DAC-040 MK 2 можно сказать о несколько более прозрачных низких частотах и о чуть выделенной серединке, с микродинамикой. Хорошо это или плохо – затрудняюсь ответить однозначно. Мне нравятся и тот, и другой. Я не улавливаю диссонанса в подаче ESE Audio, звучит очень убедительно. Внимать можно долго и с удовольствием. По идее, хочется, чтобы у меня стояли оба ЦАПа, потому что, насколько они разнятся в подаче, настолько же их роднит удивительное вовлечение в музыкальную атмосферу. Слот для еще одной платы USB имеется. Также на руках, в данный момент, следующая разработка Евгения, а именно прототип свитча, с набором вариантов подключения медным кабелем и по оптике. Линейная плата с внешним питанием и гаражом под различные модули также установлена в компьютер.

Вообще про разработку свитча я узнал случайно, когда «снимал показания» с Евгения, для очередной статьи. Тогда же и загорелся идеей. Но данному прототипу предшествовали другие разработки, превратившие мои пожелания в монолитную уверенность, что дома необходим свитч, собранный и отстроенный именно Евгением. Безусловно существует масса решений от мастеров по всей стране, но, как и в случае, допустим, с портным, вы пойдете к тому, которого хорошо знаете, и чья одежда вам уже послужила верой и правдой. В моей личной практике есть курьезный случай, когда я усомнился в выверенности Жениных решений. И как раз на основании сидящей в подкорке теории о пользе большого сечения проводов.

Отступление № 2

Дело было так: я получил изготовленный им линейный блок питания, для его же плат в музыкальном компе (сетевая, USB и для М2 диска). Евгений оставил мне поле для экспериментов внутри блока, а именно вариант подключения платы питания через предохранитель и минуя его, т.е. напрямую. Я сразу же обратил внимание на проводок 16 AWG, идущий от инлета к разъему на плате. Оскорбительно тоненький, хоть и Oyaide.

Вот тут и накатило. Стал заниматься измышлениями, громоздить «фантазмы», предвкушать триумф… Аудио ревизионизм в чистом виде. Достаточно насладившись мечтами, принялся воплощать материальную часть экспансии. Залез на Авито, на предмет изучения вариативности кабелей от Oyaide, постепенно обнаружил, что в достаточно большом количестве присутствуют оные старой ревизии, из меди PCOCC-A. Они то и стали предметом моей охоты. Разобрался с сечениями по каждому виду, попутно наприобретал кусков от других брендов и занялся изобретением способа их обжима коннектором, рассчитанным на 16 AWG))). Запоров штук пять – приноровился. В итоге получилось несколько вариантов, различного сечения, разных материалов и комбинаций, было даже два варианта серебряной моножилы.

В итоге все отправилось в ящик с барахлом, кроме сдвоенного провода 18 AWG, добытого из акустического кабеля Oyaide PA-02 V2.

Недельку я торжествовал, но затем, под влиянием несколько чрезмерной густоты в мидбасе сдался и выкупив два куска Oyaide Tunami Terzo V2 вернулся, так сказать, к истокам, к 16 AWG и все чрезмерности исчезли. Единственным, итоговым улучшением явилось изменение материала проводника на медь РСОСС-А. Именно после этого идиотского «квеста» я понял, что Евгений просчитывает свои изделия до мелочей и все им собранное не терпит вмешательства аудиофильского «сверхразума».

*******************************************************************************

Вернемся к вариантам подключения свитча. Их четыре. Два с подключением через медь и два оптикой.

1.       Первый вариант был подключением как обычный свитч, через стандартные разъемы. Результатом стало явное прояснение звуковой картины. Более отчетливое проявление микродинамики. Надо полагать, что поубавилось фоновых цифровых шумов. Звук, на мой взгляд, стал полнее в проистекании. Глубже выражаются послезвучия, я бы это подал как исчезновение «дискретности», т.е. затухание звуков стало прослеживаться полнее, отчетливее воспринимается возникновение новых на их фоне, без образования неразборчивого музыкального плетения. Кстати, подобным же образом, чуть менее выраженно, присутствие свитча отразилось и на файлах, воспроизводимых с жестких дисков, но тут требуется более глубокое понимание цифровых процессов, возможно так откликнулся ROON или… не знаю короче. Есть факт, а факт - это нечто фактическое)))

2.       Второй вариант базировался на задействовании оптических модулей в свитче и установке в комп сетевой платы с таким модулем. Питание от внешнего блока. Двойной оптический кабель (одномодный) усилил эффект, полученный от свитча, хотя звук поначалу показался округленьким, сглаженным. Чуть позже подраскрылся, расцвел и стал полнее и точнее. Легкая, свободная подача в сочетании с динамичными всплесками и мясистым глубоким басом. Очень приятно для слуха, целую неделю не хотел ничего менять.

3.       Затем, по условиям теста, требовалось поменять оптические модули на одинарные (для многомодного провода) и подключить их соответствующим кабелем, кстати направление (по надписи) стоит соблюдать, разница есть и вполне ощутимая. Поначалу звук показался попроще и чуть погрубее, погуще в средних и мидбасе. Затем все постепенно расправилось и даже стало казаться, что подача стала поплотнее и подинамичнее. Особенно приглянулась телесность в верхней серединке и в полнее прорисованных высоких. Можно сказать, что «мякотка» звука стала посочнее. Но дать однозначную оценку затрудняюсь, поскольку в двойной (одномодной) конфигурации кабеля есть свои залипательные особенности.

4.       Последним вариантом подключения стал очень солидный, увесистый модуль с гнездом для RJ45. Требовалось оценить идеи применения оптических модулей на фоне традиционной меди, в рамках специализированной сетевой платы. Первым ощущением стало то, что звук приобрел дополнительную упругость, с более ярко выраженным акцентом на момент щипка струны, нажатие клавиш и удар барабана. Звуковая картина поплотнее в потоке, но, постепенно вживаясь в тракт, первая «сочность» слегка увяла и стала напоминать вязкость, резковато зазвучали средние и высокие из сети. Не то чтобы это совсем нарушило восприятие, но на фоне предыдущих вариантов несколько поубавилось легкости. Мидбас, местами, стал как будто бы несколько превалировать над средними. Хотя подобные нюансы весьма субъективны в разных условиях. В любом случае стоит прогнать тест еще раз, но в обратном порядке.

5.       Итог: После прогона в обратном порядке, могу подтвердить свои выводы, кроме, пожалуй, «щипка струны». Щипок в оптике многомодной и одномодной на месте и отлично акцентирован, а вот более низкие звуки поначалу ощущаются несколько скругленными что ли… Чем ниже тональность, тем они аккуратнее, несколько более деликатные, как будто не хватает живого «нерва» в ударе барабана и в нажатии на клавиши рояля. Хотя, потом перестаешь замечать эти особенности, или же, скорее, сигнал незаметно "расправляется". Пространственность общей картины, динамика и глубина, на которую можно заглянуть в звук, впечатляют. Басок прозрачный, мясистый и очень «вкусный». Относительно разницы между подключением одномодным (двойной) и многомодным (одинарный) кабелем, с соответствующими оптическими терминалами добавить особо нечего. Я лично предпочел бы подключение одномодным кабелем (двойным), мне оно ближе. Многомодное (одинарный), на мой взгляд, балансирует на грани легкой чрезмерности в нюансах. В целом вариант использования оптики очччень перспективен и расставаться, даже с прототипом свитча, мне категорически не хотелось. Вуаля!

******************************************************************************

Параллельно с отслушиванием вариантов подключения свитча удалось разговорить Владимира Домницкого и он накидал, вчерне, основные соображения относительно своего Гармонизатора. Ниже слегка подредактированный текст.

Отступление № 3

Задача была следующая:

1. Убрать из звука «цифру», сделать его более осязаемым, живым и естественным до натуральности. Заставить аудио систему звучать аналогово.

2. По возможности исключить любое влияние на электрический поток, и в этом смысле попытаться получить результат за счет создания условий и параметров прохождения тока близких к идеальным.

3. А сверхзадача была, не только придумать, но и воплотить данный девайс, в максимально считываемой потребительской привлекательности.

 Всем известно, и это не секрет, как работают, например, подставки под аудио. Они дают результат почти сразу, хотя в них нет никаких электрических цепей, механизмов и т.д. Там нет ничего, кроме «физики» – они пересогласовывают прямые и отраженные вибрации, устраняют их резонансы и источник, поставленный на такую опору, начинает играть по-другому – часто более детально и точно. Подобный результат, после долгих, но интересных опытов, был получен по электропитанию – подача на источник сбалансированного питания из розетки гармонизатора.

 Исходным пунктом «квеста» стали практические наблюдения и интуитивные соображения. Работали на голом энтузиазме и увлеченности идеями. Подталкивала любовь к звуку и кино. «Заморачивались» долго и кропотливо. И вот однажды - удалось! Увидели и услышали!

При сочетании конкретной формы гармонизатора, его веса, плотности конструкции и при исполнении строго определенного алгоритма действий, с подобранными электрическими компонентами, был получен результат. Электрический поток из сети, проходя через гармонизатор или лучше - находясь в гармонизаторе, попадает в менее отрегламентированное пространство, чувствует себя в нём, так сказать, свободнее, успокаиваясь и сбалансируясь. Подобные условия питания делают звук системы более естественным и натуральным. Он перестаёт быть уплощенным, инструменты приобретают телесность. Очень схожий эффект наблюдается и в видео формате.

Кино хочется смотреть, поскольку на экране и в его глубине теперь проявляется гораздо больше деталей, не явных ранее. Предметы приобретают признаки реалистичности. Глядя на экран, легко определить их параметры, в физическом смысле, и даже стоимость, как это бывает в реальной жизни. И не важно, будь то элементы металла, пластика, стекла, дерева или детали одежды. Блеск лака на автомобилях, украшения, дорогие часы. В окружающем же пространстве возникает объемное «тёплое» горение пламени костра, факела, свечи. Оживают отблески камней на мостовой, в темноте. Тяжелеют мокрые и влажные предметы обихода. Завораживают реалистичностью и водная гладь, и рябь лунного отражения на озере, и мерцание звезд в небе. Эти подробности теперь не ускользают от нас. Становится очевидным и понятным то, на чем режиссёр сосредотачивал особое внимание, при создании той или иной сцены или же, когда «акцентировал» зрителя на определенных эмоциях киногероя, особенно в крупных планах. При всем том, а это самое Важное, не теряется само кино, в которое мы полностью погружаемся, до его окончания. Видеоряд не становится «документалкой». Изображение теперь не матовое, как обычно при проектировании на экран, а появляется эффект просмотра большого OLED телевизора. Как выразился один из владельцев выставочного продукта: - «Максимально контрастное, залипательное и 3-дэшное по глубине сцены, при том, что все «уплавнялки» на проекторе выключены. Картинка и без них стабильнее, в динамичных сценах.»

Проверяли на разных проекторах. На старых ламповых моделях и на самых топовых, на сегодня, лазерных кинопроекторах для домашних кинотеатров.

В общем всё это об эмоциях и переживаниях в чистом виде, от смеха до слёз! Когда смотришь фильм, то хочется верить происходящему действу. А в музыке не устаешь поражаться мастерству музыкантов и той изысканной глубине произведений, которую они стараются нам донести.

Повторюсь - это не фильтр, а Гармонизатор, он гармонизирует питание, благодаря чему, в кино можно увидеть гораздо больше и в глубину, и в ширину (проявляется эффект присутствия заэкранного пространства), а в аудио это дает натуральный и живой звук, он углубляется и расширяется, переходя в объём. «Достраивается гармонический ряд» или, другими словами, гармонизированный сигнал, подаваясь на источник, дает ему раскрыть свой потенциал на все 100%, не ограничивая.

Продолжение следует...

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами аудиофильская Эпическая Сила!

Fishmerchant