Театр «олимпико» в Виченце, на севере италии, основанный еще в 1585 году, все еще будоражит умы не только архитекторов и историков, но и производителей High-End-акустики. Так, новая линейка Sonus Faber посвящена именно этому памятнику архитектуры.
Безусловно, творение архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио является неординарным культурным памятником. При сравнительно небольшом по объему помещении ему удалось передать античные образы очень ярко, масштабно и гармонично. В дань уважения театру «Олимпико» компания Sonus Faber решила воплотить античную гармонию геометрии и звука в новой линейке с соответствующим названием.
Линейка Olympica была представлена еще весной этого года на High-End-шоу 2013 в Мюнхене, и сейчас в ней насчитывается четыре модели: полочник Olympica I, два напольника Olympica II и Olympica III и АС центрального канала Olympica Center. Моделей немного, но вполне достаточно, чтобы можно было выбрать не только подходящую стереопару, но и собрать несколько вариантов полноценных комплектов АС для домашнего кинотеатра.
Корпус системы собран из натурального орехового дерева. Форму лиры компания уже использовала неоднократно в своих линейках, но в нашем случае это асимметричная лира. Асимметрия помогает бороться с внутренними резонансами и переотражениями звука от стенок колонки. Несимметричность обыграна очень интересно. С одной из сторон корпуса оставлена вертикальная щель во всю высоту колонки. Щель плавно и почти незаметно уходит вдоль стенки внутрь, а видимая полоска внутренней стенки отделана симпатичной металлической решеткой. Эта щель играет роль порта фазоинвертора. Кстати, поскольку корпус несимметричный, то и стереопара собирается из зеркально исполненых колонок. Передняя панель, задняя часть колонки и верхняя крышка акустики отделаны натуральной кожей черного цвета. Грили из резиновых нитей в тканевой оплетке носят скорее декоративный характер и не способны защитить динамики от механического воздействия.
Модель Olympica II — 3-полосная (по одному излучателю на каждую полосу). В основе 29-мм твитера 29XTR2 лежит синтез технологий купольного твитера и кольцевого твитера DAD (Damped Apex Dome). Металлическая дуга над твитером содержит демпфирующую прокладку с обратной стороны, которая касается самой верхней точки купола твитера, тем самым приближая режим работы твитера к кольцевому варианту и заодно уменьшая паразитные резонансы самого купола. Линейность движения мембраны обеспечивается новой неодимовой магнитной системой. Линейной динамикой обладает также и 150-мм СЧ-динамик M15XTR благодаря магнитной системе с тремя кольцами Келлога/Гоэллера. Диффузор динамика изготавливается из смеси бумаги, капока, кенафа и других натуральных волокон с помощью высушивания на открытом воздухе без прессовки. Для лучшего демпфирования внутренних резонансов диффузора его покрывают вязким прозрачным составом. Звуковая катушка намотана алюминиевым проводом с медным покрытием CCAW, сочетающим малое сопротивление с малым же весом. Динамик низких частот W18XTR является наследником излучателя, использованного в колонках Aida. Диффузор динамика представляет собой сэндвич из прочной синтактической пены и обработанной бумаги. Длинноходная магнитная система с контролем вихревых токов обеспечивает высокую и линейную отдачу динамика. Кроссовер колонки оптимизирован по амплитудной и фазовой отдаче.
«Олимпийцы» играют без явного эмоционального окраса, демонстрируя ровную динамику. Выразительно и чутко передаются малейшие интонации без излишнего акцентирования мелких деталей. Бас разборчив и энергичен. Верхний регистр ненавязчив, но при этом обеспечивает изрядную воздушность музыкальной сцены и точную локализацию источников звуков. С высокой достоверностью передаются тембры инструментов. Аккуратно соблюдается частотный баланс — музыкальные композиции звучат насыщенно и целостно. Колонки не жалеют ни твитера, ни басовика, всего хватает на любой громкости с сохранением широкого динамического диапазона. Музыкальный материал любой сложности отрабатывается акустическими системами на отлично.
Паспортные данные и технические характеристики акустики Sonus Faber Olympica II
Отметим ровный частотный баланс и широкую направленность АС. Неравномерности АЧХ минимальны. Спад на низких частотах начинается рано, со 100 Гц, как у полочников. Но спад плавный, и потому может быть даже более предпочтителен благодаря лучшей равномерности. КНИ вполне низок и очень стабилен. На самой нижней границе 40 Гц КНИ не превышает 2%. Видно, что колонки рассчитаны играть на высокой громкости — чуть меньше искажений на средних и высоких частотах. Импеданс может довольно сильно меняться на средних частотах, впрочем, для усилителя соответствующего класса он не составит проблем.
Данные Stereo&Video
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Ноябрь, 2013.
Средний КНИ:
100 Гц — 20 кГц, 94/88/82 дБ: 0,14/0,19/0,29%
40—100 Гц, 94/88/82 дБ: 0,85/0,67/0,52%
Чувствительность на 1 кГц: 89,25 дБ
Нижняя граничная частота (–10 дБ): 40 Гц
Неравномерность АЧХ:
100 Гц — 20 кГц: +/–1,25 дБ
160—1300 Гц: +/–0,50 дБ
1300 Гц — 20 кГц: +/–1,27 дБ
300 Гц — 5 кГц: +/–1,00 дБ
Средняя неравномерность (угол 30°): 3,96 дБ
Дисбаланс (160—1300 Гц): –0,40 дБ
Дисбаланс (1300 Гц –– 20 кГц): 0,27 дБ
Дисбаланс (угол 30°): –5,11 дБ
Импеданс:
Среднеквадратичное отклонение: 4,51 Ом
Среднее значение: 7,47 Ом
Максимальное значение: 24,00 Ом
Минимальное значение: 3,45 Ом
Паспортные данные
Частотный диапазон: 40—30 000 Гц
Количество полос: 3
Частота раздела кроссовера: 250/2500 Гц
ВЧ-динамик: 29 мм, шелк
СЧ-динамик: 150 мм, целлюлоза
НЧ-динамик: 180 мм, композит
Акустическое оформление: фазоинвертор
Чувствительность: 88 дБ
Импеданс: 4 Ом
Номинальная мощность: 50—250 Вт
Габариты (ВхШхГ): 1055х370х472 мм
Вес: 68 кг