Моя история знакомства с 3D технологиями

  Прошу прощения читателей – это мой первый литературный опыт. Все мнения высказанные в блоге основаны на моем личном опыте просмотра и эксплуатации разных устройств. У читателей может быть другое мнение. Поэтому прошу много минусов не ставить.                     

  1977 год 

Я впервые встретился с обьемным изображением, сейчас это называют 3Д,  на выставке «Фотография в США» проходившей в Москве летом  1977 года. На тот момент времени самой перспективной  системой обьемного изображения считалась голография – формирование 3Д изображения с помощью лазера. На фотографическую пластину с помощью лазера записывалось обьемное изображение, а затем с помощью лазера  с нее оно и воспроизводилось. Выглядело это так: в окне примерно 0,5 на 0,5 м монохромная картинка зеленого цвета. Ее можно было посмотреть без очков, причем  угол с которого можно было его просматривать составлял  примерно 60 градусов и количество ракурсов было не 2: один для правого глаза, второй для левого как в имеющихся сегодня 3D Blu-ray на 3D телевизорах и проекторах, а намного больше. Т.е изображенный предмет можно было рассмотреть с разных сторон в пределах тех самых 60 градусов и получить много ракурсов.

  С  выставкой  «Фотография в США» у меня связаны следующие воспоминания.  На выставке гидами работали доброжелательные молодые ребята и девушки, может быть наши русские, а может и американцы, но по-русски они говорили очень чисто, без акцента. Каждому посетителю на входе давали красивый толстый буклет выставки с фотографиями на плотной мелованной бумаге, на второй странице которого  президент Картер обращался с приветствием к советским людям  и круглый значок на булавке с символом выставки. Для меня живущего провинции это было интересно и я дважды вышел и снова зашел, чтобы получить  своей девушке и другу красивые сувениры. Особенно меня впечатлил фотоаппарат моментальной сьемки Polaroid, он показался мне просто чудом. Парень сфотографировал меня и через 2 минуты на моих глазах появилась моя цветная фотография и была подарена мне. Я как фотолюбитель, снимавший тогда на Смену-8М с черно-белой пленкой, спросил у него: сколько стоит фотоаппарат и один снимок по тогдашнему официальному курсу 1 доллар = 62 коп. Оказалось  фотоаппарат стоил 70 руб и один снимок 1р. Недешево, но если бы тогда они свободно продавались я купил его сразу с несколькими картриджами, но  увы это было невозможно. На тот момент я учился на дневном отделении института моя стипендия была 40 р, зарплата отца строителя 150р, моя зарплата полставки лаборанта в  в институте 37 р .Все остальное на выставке тоже очень понравилось. Представьте себе мое удивление когда приехав домой я прочитал в уважаемой тогда мной газете «Комсомольская правда» статью известного журналиста Виталия Пескова о том, что выставка – полный отстой, ничего интересного на ней нет, качественных фотографий на ней нет, американцы вообще не умеют делать хорошие фотоаппараты, а пользуются японскими и т.д. Понравившийся мне Polaroid он разнес в пух и прах: для фотографа никакого творчества нет, тупо нажимаешь кнопку и фотоаппарат выплевывает готовую фотографию – грубую поделку ограниченного качества. В то время как настоящая фотография – это творческий процесс, где фотограф тщательно выбирает выдержку и диафрагму, а затем подбирает пользуясь своим опытом параметры ее обработки и в итоге получается качественная фотография. У меня возник вопрос: зачем уважаемый авторитетный журналист пишет неправду?.  До этой публикации я безусловно доверял газетам и телевидению: раз печатают и показывают, значит так оно и есть на самом деле. После этого стало понятно: написать  можно все, что угодно.

  1978 год

В Ленинграде, в кинотеатре «Аврора» на Невском проспекте смотрел стереоскопический фильм «Таинственный монах» снятый по советской  системе Стерео-70, разработанной в институте НИКФИ. На широкоформатной пленке 70 мм движущейся как на большинстве  проекторах вертикально сверху вниз было записано сразу 2 анаморфированных кадра друг рядом с другом: для левого и правого глаза. Затем через 2 обьектива и поляризационные фильтры 2 картинки выводились на экран и разделялись очками зрителя. Для этого на входе каждому выдавали очки с вертикальной и горизонтальной поляризацией соответственно для левого и правого глаза а на выходе из кинотеатра их забирали. Перед фильмом показывали специальный стереокиножурнал с эффектными роликами: яблоки на ветках яблони висят в воздухе прямо над головами зрителей перед экраном, обезьяна кидает кокосовые орехи и они летят прямо тебе в голову и очень хочется увернуться, чтобы кокос не попал тебе в голову. Такое стереокино мне сразу понравилось. НИКФИ получил в 1993 году премию Оскар за технические достижения от американской киноакадемии за эту разработку. Перед этим канадцы из IMAX приезжали в Советский Союза и в НИКФИ им была показана система Стерео-70.

  1980год

Собрал из 2 фотоаппаратов «Смена 8М» самодельный стереофотоаппарат цена каждого на тот момент была 15 р. Таким образом два фотоаппарата, оптические оси которых были разнесены  примерно на  среднее расстояние между оптическими центрами глаз человека позволяли снимать одновременно 2 кадра. В то время я начал заниматься цветной фотографией на слайдовую пленку. Стоила она в то время в разы дороже  черно-белой негативной пленки (на тот момент 35 коп). Цветная слайдовая пленка была  производства ГДР: Orwocolor  или Чехословакия: Fomacolor. Еще дороже был комплект соответствующих немецких или чехословацких реактивов для обработки такой пленки. Кроме того процесс обработки был намного сложнее черно-белой пленки состоял из нескольких этапов и требовал определенного навыка. При неудачном стечении обстоятельств очень легко было испортить дорогостоящие реактивы. Для просмотра снятых стереоснимков обе пленки проявлялись и резались на кадры, а затем склеивались в самодельные бумажные рамки - стереопары, которые можно было просмотреть на продававшихся тогда аппаратах – стереоскопах.

У меня до сих пор сохранился  советский стереоскоп Салют и 10 самодельных стереослайдов с моей свадьбы.

  2004 год

  В кинотеатрах нашего города шел фильм «Дети шпионов -3D» снятый в формате самого простого и дешевого красно-синего анаглифного 3D. Такой фильм можно было демонстрировать в любом кинотеатре на любом стандартном кинопроекторе достаточно раздать перед этим каждому зрителю всем известные красно-синие очки. На кинопленке записаны в анаглифном режиме: красно-синий сразу оба ракурса и левый и правый. Левый и правый ракурсы разделялись в них с помощью тех самых  цветоделительных красно-синих очков . Поскольку после сеанса эти дешевые картонные очки не отбирались они остались у меня на память и впоследствии пригодились. 

  2006 год

Во время служебной командировки в Москву на выставку Релейная защита и автоматика  - 2006 посетил кинотеатр Киносфера IMAX  на Ленинградском проспекте. Показывали  фильм «Галапагосы-3D». Насколько я понимаю используя идею стерео-70 канадцы создали сейчас всем известную  систему IMAX-3D: та же самая вертикальная/горизонтальная поляризация  для левого/правого глаза. Они усовершенствовали эту систему.  Глубокому погружению  способствовал огромный экран, как было заявлено  «высотой с 7-этажный дом». На широкоформатной пленке 70 мм они расположили кинопленку горизонтально  оба кадра левый и правый горизонтально в отличие от советской системы стерео-70, где лента была расположена вертикально а оба кадра  были расположены рядом и в итоге у IMAX получилось самое высокое из всех до этого существующих реальное разрешение картинки с кинопленки. В отличие от советской системы у IMAX использовались одновременно 2 киноленты. При этом лента с кадрами левого ракурса и лента с кадрами правого ракурса двигались горизонтально навстречу друг другу и выводились на экран через 2 обьектива и 2 поляризационных фильтра: один с вертикальной поляризацией,  другой с горизонтальной  поляризацией. Конечно механика такого проектора намного сложнее и дороже и дороже с точки зрения расхода пленки, чем для советской системы стерео-70, но дает лучшее качество 3D изображения. Зрителям на входе также выдавались соответствующие поляризационные очки, а на выходе отбирались. Каюсь я двои очков не сдал, а увез домой, планируя когда нибудь попробовать собрать для себя дома 3D кинотеатр на основе 2 проекторов и поляризационных фильтров. Кресла в кинотеатре IMAX расположены полуамфитеатром, также как и экран является вогнутой частью сферы, что способствовало более полному погружению в события на экране. Это была самая лучшая 3D картинка которую я видел в своей жизни.

  2007 год

  Приобрел  анаглифный  3D DVD диск c концертом  Jean Michel Jarre  Oxygen Live In Your Living Room к 30 летнему юбилею  выхода его альбома Oxygen https://www.discogs.com/release/5778842-Jean-Michel-Jarre-Oxygene-Live-In-Your-Living-Room .  Посмотрел его и продемонстрировал своим знакомым на  обычном (не 3D) проекторе Sanyo PLV-Z4 в красно-синих очках.

   2008 год  

  Купил монитор  3D монитор Zalman – ZM220 за 18 т р с пассивной чересстрочной круговой поляризацией и такими же очками в комплекте : левый ракурс поляризация по часовой, а правый против часовой. При этом из 1050 строк четные 525 строк выводили картинку для левого глаза, а нечетные 525 строк для правого глаза.  Через 3 года в 2011 году по такой же технологии с пассивными поляризационными очками начал делать свои ТВ LG назвав их Сinema 3D. До марта 2008 года Nvidia выпускала стереодрайвера под операционную систему ХР, которые при установке поверх обычных драйверов позволяли смотреть 3D изображение и видео в виде горизонтальной или вертикальной стереопары через идущий в комплекте со стереодрайверами  Stereoscopic player.  Затем с весны 2009 года Nvidia стала выпускать отдельный драйвер 3D Vision ( далее этот драйвер Nvidia стала включать в стандартный пакет драйверов для своих видеокарт), который устанавливался  поверх обычных видеодрайверов для просмотра 3D фото и видео, а также для вывода 3D изображения в большинстве  игр, например Unreal Tournament 2004 и других только под операционную систему Vista, а с 2009 года и под Windows 7 через затворные 3D очки 3D Vision и инфракрасный USB передатчик для передачи сигнала на эти очки. С монитором Zalman – ZM220 через 3D Vision работали его родные пассивные очки с круговой поляризацией. В интернете можно было скачать видео и фото : горизонтальная и вертикальная стереопара . Последние драйвера 342.1 с поддержкой 3D Vision были выпущены Nvidia в начале 2019 года. Последняя видеокарта Nvidia с поддержкой этой технологии GeForce 900 серии, начиная с 1000 серии и выше поддержки этой технологии нет. Также на диске со стереодрайверами 3D Vision которые шли в комплекте с монитором были скриншоты 3D фото  из популярных игр. ПО 3D Vision позволяло самому захватить 3D стоп-кадры из игры. Монитор Zalman – ZM220 воспроизводил образы 3D BD и 3D фото под ХР в отличие от всех других мониторов работавших через 3D Vision и небольшого количества мониторов работавших через HDMI 1.4 как 3D телевизоры, потому что Power DVD 10 и выше поддерживали напрямую вывод стереокартинки на мониторы с чересстрочной поляризацией без поддержки 3D Vision 3D, т. к.  монитор Zalman – ZM220 именно такой монитор.  Драйвера 3D Vision имели специальный режим 3D Play позволявший выводить 3D видео и фото на 3D ТВ через HDMI по стандарту HDMI 1.4.

  В нашем городе открылся еще один магазин Технопарк и на его презентацию привезли 3D монитор Philips 42”. В интернете нашел на него информацию https://naobzorah.ru/tv/philips_423d6w02?ysclid=l5uoz9dub1393246934

То, что я видел: он был без тюнера, т.е. безочковый 3D монитор и на нем показывали специально подготовленные для него демонстрационные  3D - видеоролики. Я внимательно посмотрел на нем все ролики. Мое личное впечатление:  вылет самолета прямо на тебя из экрана и другие специально сделанные ролики смотрятся эффектно. Но при этом зрителю надо стоять строго в точке идеального просмотра перед ТВ, любое смещение влево/вправо или вперед/назад  сразу  разрушает всю 3D картинку. Т.е смотреть его картинку в идеале может только один человек. Подойдя поближе к экрану я рассмотрел структуру экрана и вертикальный линзовый растр для создания параллаксного барьера – основа безочкового 3D, точно такой же как и в моей 3D камере Fujifilm finepix real 3D W1, чтобы левый глаз в точке идеального просмотра видел только левый ракурс, а правый глаз только правый ракурс.

В главном кинозале нашего города с самым большим экраном ( такие широкоформатные кинотеатры строили по всей стране в начале 70х годов  прошлого века ) открылся  первый 3D кинотеатр и в нем демонстрировался соответствующий фильм «Путешествие к центру земли-3D». В нем была установлена  самая худшая из когда либо виденных мной  систем 3D: Dolby 3D с узкополосными спектральными цветовыми фильтрами, фактически это дальнейшее развитие той самой анаглифной  красно-синей системы разделения ракурсов. Минусы этой технологии: очень сильное  падение яркости из а того что узкополосные спектральные цветовые фильтры проектора + такие же фильтры в очках зрителей задерживают очень много света и картинка становится очень темной. Перед обьективом проектора была установлена вращающаяся насадки в виде круга, половины которого составляли узкополосный Dolby 3D фильтр для левого и правого глаза, а проектор при этом синхронно с вращением этой насадки последовательно выводил кадр для левого и правого глаза При этом на  темных сценах яркость падала настолько, что попытка что-то на экране уже через 20 минут просмотра приводит к боли в глазах и головной боли. Несмотря на то, что в проекторе  установлена достаточно мощная лампа 5кВт  яркость в 3D падала очень сильно, особенно на темных сценах. Я не смог смотреть дальше и просто снял очки: пусть картинка при этом двоится, но кое как можно смотреть. Больше ходить в этот кинотеатр на 3D фильмы желания не возникло. Как сообщил мне  главный инженер кинотеатра – мой хороший знакомый, такая система была выбрана из за ограниченного бюджета на модернизацию кинотеатра под 3D, потому что для нее не нужно было покупать дорогой металлизированный экран, такой же как как и у IMAX-3D который не меняет плоскость поляризации картинки и можно было оставить тот же экран, который до этого использовался для просмотра обычных не 3D фильмов.

  2010 год

  В кинотеатрах прошел 3D фильм Кэмерона Avatar, который породил волну популярности 3D технологий. Поскольку он шел в описанной мной выше кинотеатре с самой худшей 3D технологией, то смотреть его там не стал, а посмотрел его дома позже на своем проекторе Acer H5630.

Купил 3D  фотоаппарат Fujifilm finepix real 3D W1. Обычная средняя цифровая камера 2 матрицы 10Мр и 2 обьектива. Качество 3D фото среднее для цифровых мыльниц, 3D видео – качество ниже среднего, разрешение всего 640х480. Вместо видоискателя у него безочковый 3D дисплей на основе технологии параллаксного барьера организованный с помощью вертикального линзового растра. Может снимать фото в обычном режиме в формате JPEG и одновременно в 3D в формате MPO. Все виденные мной 3D ТВ Panasonic  ЖК и плазма и 3D ТВ LG со своего USB входа воспроизводили 3D фото в формате  .мро , в котором снимает эта камера. 3D видео она записывает в своем проприетарном формате, который не понимает ни один из плейеров и может воспроизвести только компьютер с видеокартой Nvidia  по технологии 3D Vision. В продаже появились первые 3D телевизоры и 3D BD плейеры разных производителей. На тот момент 3D ТВ стоили примерно в 3-4 раза дороже обычных не 3D ТВ. Все они и ЖК и плазменные на затворных технологиях с 3D ЖК очками управляемыми инфракрасным передатчиками телевизоров. Плазменная панель  в режиме 3D дает о маленькую яркость, которая и в обычном не 3D режиме  невысока – порядка 100 кд/м2, поэтому как кандидат к покупке сразу отпал. Один из первых появившихся 3D ЖК ТВ Samsung 42C750 после внимательного просмотра также вызвал разочарование очень сильным мерцанием, вызванным интерференцией мерцания подсветки матрицы, самой матрицы ТВ и затворных очков, а в магазине еще и мерцанием ламп дневного света. В общем ни один из нескольких виденных мной затворных 3D ТВ  года выпуска по качеству изображения меня не устроил, не говоря о высокой цене например Samsung 42C750 стоил 120 т р.

Поэтому был приобретен DLP  проектор Acer H5630, разрешением 1280:720. К сожалению он сделан на основе офисной модели с цветовым колесом RGBW, тем не менее имел довольно приличную картинку, во всяком случае лучше любого из ТВ 2010 года выпуска. Стоил он 29 т р .Он работает только с компьютером с установленной в нем видеокартой Nvidia через ее технологию  3D Vision под windows 7. К компьютеру по USB подключается инфракрасный передатчик для управления 3D очками  3D Vision.  Скачанные образы ISO открываются с помощью Daemon Tools и затем воспроизводятся плейером Power DVD 10 и выше.  Купил этот проектор и экран 90”, посмотрел и оказалось, что его картинка лучше по сравнению со всеми  виденными мной  ТВ 2010 года выпуска: ЖК и плазменными панелями. На торрент трекерах появились первые ISO образы 3D Blu-ray фильмов. Для просмотра фильмов куплены двое очков и ИК передатчик 3D Vision. На 2010 год цена комплекта передатчик+очки была 5,5 т р. Очки отдельно можно было купить за 2,5 т р. Сейчас это можно купить на авито, свои последние очки я покупал там по 500 р, но обычно аккумулятор в очках со временем выходит из строя  и перестает заряжаться, приходится его менять.

  2011 год

Появились в продаже первые 3D ТВ от LG по чересстрочной  технологии с пассивными поляризационными очками  названные  Сinema 3D, точно такими как и с купленным 3 года назад монитором  Zalman – ZM220. Поверх матрицы у них наклеена точно в соответствии с четными и нечетными строками пленка с круговой поляризацией: для левого ракурса по часовой, а для правого против часовой стрелки. У меня появился самый недорогой из них LG 47LK950 на тот момент его цена 29 т р еще с подсветкой на люминесцентных лампах, другие со светодиодной подсветкой стоят дороже. Особенность этих ТВ в том что из всего имеющихся 1080 строк левому и правому глазу отдается по 540 строк, т.е. разрешающая способность по вертикали уменьшается ровно в раза, хотя на фильмах это и незаметно. Этот недостаток перевешивает то, что картинка практически не мерцает как у обычного не 3D ТВ и комфортнее для глаз, чем затворная, где глаза устают больше. Зато очки не имеют батарейки: легкие очки - это простые фильтры с круговой поляризацией. Второй недостаток этого метода – малый угол просмотра по вертикали всего 15 градусов и приходится смотреть его изображение  так, чтобы взгляд был перпендикулярен плоскости экрана и глаза были на половине высоты экрана, иначе изображение будет двоиться и обьемный эффект будет нарушен. Samsung также выпустила новую линейку своих ТВ  D7000 с затворными очками, в которой инфракрасный передатчик управления затворными очками был заменен на WiFi. Кроме того была увеличена яркость подсветки матрицы, для компенсации падения яркости в 3D режиме и  доработан алгоритм управления очками и картинка стала вполне комфортной для глаз: мерцания почти незаметно. Такие ТВ  можно длительно смотреть без усталости глаз и головной боли, как это было с затворными ТВ 2010 года выпуска всех производителей. 

Приобретен новый ресивер Yamaha RX-V767  с поддержкой 3D  и двумя выходами HDMI 1.4 для одновременного подключения ТВ и проектора, установленных в одной комнате, а также 3D Blu-ray плейер Yamaha BD-S1067 для воспроизведения дисков.

  2012 год

В городе появился новый кинотеатр Рояль синема который работает в формате Xpand 3D с затворными очками которые управляются от инфракрасного излучателя подобно затворным очкам первых 3D ТВ или  очкам 3D Vision. Наконец то появилась вполне приличная картинка и можно смотреть  новые 3D фильмы в кинотеатрах, если не хочется ждать пока в сети появятся их образы.

Появился и был приобретен фотоаппарат Fujifilm finepix real 3d w3 https://mobile-review.com/foto/camreview/fujifilm-real-3d-w3.shtml  Кратко основные его отличия по сравнению  Fujifilm finepix real 3d w1:

1.       Снимает 3D фото 10Мр на каждый ракурс и видео в формате 16:9 против  4:3

2.       Видео снимает в формате 3D 1280:720 24р против 3D 640:480 24р

3.       Размер безочкового 3D дисплея по технологии параллаксного барьера больше

4.       Может выводить через имеющийся у него mini HDMI 1.4 3D фото и видео в стандартном формате MVC (как на 3D BD) со стереозвуком РСМ, который воспроизводит любой 3D ТВ или проектор.

5.       Имеет немного меньшую толщину и вес, но и уменьшенную емкость аккумулятора всего 1000 мАч, которого хватает всего  примерно на 24 минут сьемки 3D видео и немного больше в режиме воспроизведения. При выводе на 3D ТВ или проектор его собственный экран гаснет для экономии энергии аккумулятора.

6.       W3 Стоил на момент покупки в 2012 году всего 7 тр , в отличие W1, цена которого в 2010 году была 25 т р .

  2013 год

Рынок проекторов в 2013 году взорвал Full HD 3D проектор Benq W1070 Full HD HDMI 1.4 с кинотеатральным цыетовым колесом RGBRGB с отличным соотношением цена/качество. До этого проекторов с такой шикарной картинкой по цене меньше 1000$ просто не существовало. При существовавшем тогда курсе доллара оказалось выгоднее купить его в интернет магазине Computeruniverse: всего 27 т р +пересылка 2 т р. К нему был приобретен недорогой стоимостью 8,5 т р моторизованный экран Screen Media 120". Поскольку был уже опыт  использования с проектором Acer H5630 затворных  аккумуляторных очков 3D Vision и выхода из строя в них аккумуляторов  то для  Benq W1070 было принято решение приобрести DLP-link очки Benq New 3D Glasses именно на сменных литиевых батареях CR 2032 (такие установлены на любой материнской плате компьютера). Время подтвердило правильность этого выбора. К сожалению в аккумуляторных очках Benq New 3D Glasses 2 которые шли в комплекте c проектором Benq w1500  сов временем вышли из строя аккумуляторы, точно также также как и в очках 3D Vision. Пришлось покупать аккумуляторы и заменять вышедшие из строя. 10 очков  Benq New 3D Glasses работают с 2013 года у меня и больше 20 очков моих друзей с Benq w1070 и Benq w1500. Одной батареи хватает на длительное время и поскольку очки сами выключаются при отсутствии сигнала.

  Очки, на встроенном литиево-ионном аккумуляторе  Benq new 3D glasses 2 которые шли в комплекте  с проектором Benq w1500 а также продавались отдельно. Проблема их эксплуатации даже при условии регулярного заряда точно также как и очков 3D Vision – выходит из строя встроенный аккумулятор, поэтому их приходится разбирать и покупать для замены новый аккумулятор. Внешне похожи на очки 3D Vision от Nvidia и даже работают с моими 3D мониторами Asus.

   Самые лучшие очки DLP-link на  сменной литиевой батарее (CR 2032) Benq new 3D glasses  которые приобретались отдельно и работают с Benq w1070 и Benq w1500 . Их преимущества долгая работа от батареи и защита от бликов и боковой подсветки за счет их конструкции. В 2013 году я их нашел с большим трудом только в американском интернет магазине BHV, причем в Россию он не посылал, пришлось использовать посредника Shipito, в итоге каждые очки для меня и моих друзей с пересылкой обошлись в 3,5 т р.

  Выпущен плейер Dune HD Base 3D для воспроизведения папок и ISO образов 3D BD. До этого приходилось использовать для их воспроизведения компьютер с 3D Vision c c собственными очками ТВ или проектора. Увы картинка с компьютера  хуже, чем со специализированного 3D плейера, это оправдано при не самой лучшей картинке с моего Fujifilm finepix real 3d w3, но для 3D BD нужен лучший источник. За время с 2010 по 2022 год скачано в видеотеку примерно 1000 образов 3D BD. Они занимают 16 обычных  жестких 2Тб дисков. Выбраны WD  Green (cейчас вместо них выпускают WD Blue) по причине скорости 5400 об/мин и как следствие тихих и холодных и низкой цены.

  Куплен  и прошит Pioneer BDP – 140 4 т р для воспроизведения папок и ISO образов 3D BD и ISO образов SACD и DVD audio. До его покупки и покупки Dune HD Base 3D  образы воспроизводились с компьютера. Картинка с  Pioneer BDP – 140 еще немного лучше, чем с Dune HD Base 3D.

  2014 год

  Приобрел проектор Benq w1500 с межкадровой интерполяцией, это его основное отличие от Benq W1070  – для просмотра 3D BD она абсолютно необходима, она убирает стробирование быстро движущихся предметов в кадре. Обычное не 3D видео вполне комфортно можно смотреть и на Benq W1070.

Межкадровая  интерполяция улучшает 3D картинку и делает ее более плавной и комфортной для глаз и они меньше устают.

2015 год

Начал барахлить монитор  Zalman – ZM220: стал самопроизвольно отключаться и включаться. Попробовал заменить в нем все электролитические конденсаторы, в первую очередь в блоке питания, что обычно делаю при ремонте всех мониторов, но с Zalman не помогло.  Пришлось купить  новый монитор ASUS VG248QE за 21 т р, 24-дюймовый геймерский монитор, FHD (1920x1080), 1 мс, до 144 Гц, поддержка очков 3D Vision 2. Отличие их от очков 3D Vision: увеличенная  площадь стекол, улучшенный алгоритм работы дает лучшее разделение правого и левого ракурсов и повышена яркость изображения. На 3D  ТВ, мониторе  и проекторе яркость изображения в 3D режиме в затворных очках падает в 4 раза, в 3D ТВ на пассивных поляризационных очках яркость падает только в 2 раза.

2018 год

Приобрел ТВ LG 55UB850 за 40000р. Поскольку в продаже их уже не было ( это модель2014 года выпуска) пришлось покупать на авито. Это редкая модель ТВ, я видел такие только у LG, она поддерживает одновременно 3D с пассивными очками и чересстрочной поляризацией и 4К. Благодаря такому сочетанию из всех существующих 3D ТВ он дает самую лучшую 3D картинку среди всех 3D ТВ, в отличие от остальных FullHD ТВ с пассивной черезстрочной поляризацией, у которых вертикальное разрешение падает вдвое по сравнению с обычным не 3D изображением разрешающая способность по вертикали: левому и правому ракурсу  отдается по 540 строк из 1080. За счет 4К матрицы в  LG 55UB850 каждый глаз получает по 1080 строк и потери вертикального разрешения нет, при этом сохраняется комфортная 3D картинка без характерного мерцания ( одни люди замечают его больше, другие меньше) свойственного всем затворным ТВ.

С возрастом стала падать острота зрения, а поскольку ASUS VG248QE это монитор моего основного рабочего компьютера, то  для комфортной работы вместо него  на авито за 11 т р приобретен монитор ASUS VG278Н (1920x1080), 2 мс, до 120 Гц, поддержка 3D Vision 2. В комплекте с ним шли очки 3D Vision 2, те, что на фото.

 

  2022 год

Появилась возможность приобрести БУ 3D видеокамеру Panasonic HDC-Z10000 по интересной цене 30 т р. Когда она вышла в 2012 году, она стоила 140 т р и купить ее возможности у меня не было. Из всех когда либо выпускавшихся 3D видеокамер: Sony,JVC, Panasonic  это самая лучшая по комплексу характеристик  https://www.ixbt.com/divideo/panasonic-hdc-z10000.shtml?ysclid=l5txccw4ca453926825 . Самые главные  преимущества на мой взгляд:

1.       Камера записывает 3D видео в стандартном формате MVC, что позволяет для  воспроизведения записанного ею видео использовать любой медиаплейер, который позволяет воспроизводить 3D BD папки и образы.

2.       Качество записи видео на порядок выше, чем использовавшаяся до этого мной Fujifilm finepix real 3d w3, битрейт видео у Panasonic намного выше - до 28 Мб/ Full HD 3D.

3.       Аккумулятор емкостью 5400 мАч позволяет снимать непрерывное 3 D видео около 4 часов.

4.       Если Fujifilm finepix real 3d w3 снимал видео на автомате очень просто по умолчанию и картинка  была мягко говоря не очень, хотя и 3D, но видеокамера аппарат совсем другого класса и к сожалению для качественной сьемки требует высокой квалификации оператора. Даже на автоматических настройках у меня не сразу получилось снимать приличное видео, а эта камера полупрофессионального класса имеет возможность полностью ручного управления и я не надеюсь научиться им когда либо пользоваться.

5.       Записывает с помощью встроенных микрофонов  многоканальный звук в формате Dolby Digital 5.0.

6.       Прекрасно работает оптическая стабилизация изображения.

7.       Камера имеет цветной видоискатель и безочковый 3D дисплей выполненный по технологии параллаксного барьера.

Единственный на мой взгляд не очень существенный недостаток этой камеры расстояние междуи осями обьективов и матриц 45 мм, в то время как среднее расстояние между нашими глазами около 70 мм, у каждого из нас оно индивидуально. На 3D изображении это незаметно. 3D фото камера может снимать в формате .мро  1920х1080, потому что используются те же матрицы, что и для видео.