Я потратил два дня из жизни

Их, однако, совсем не жаль

И отдал бы гораздо больше

Чтоб вернуться в аудио рай

Где меня, приобняв за плечи

Обволакивал и привечал

Звук певучий, огромной силы

Глубиною прозрачной пленял

Чтобы образы музыкантов

Прикрывая глаза, увидать

Услыхать как дышит маэстро

Скрип ботинок его угадать

Чтобы было, как в детстве, можно

Обхватив, волшебство удержать

Или кануть туда, без остатка

Все забыть, ничего не знать

Вместе с музыкой быть, незримо

Там, где наша Душа живет

Во чертогах, которых воочию

Нам узреть суета не дает…

Замирая погаснут ноты

Растворится в тиши обертон

Тех, кому не настало время

Не берет на ладью Харон

 

В моем постижении аудио реалий события начали нарастать лавинообразно. Вот только я стал набрасывать контуры второй части статьи «Почему Living Athmos?», как подоспела поездка в Киров, к Мамонову Михаилу, на студию Smart Audio Recording. В данном случае студия звукозаписи - это только один аспект самого события. Вообще я получил приглашение от Михаила и его супруги Ларисы погостить у них, они пригласили приехать к ним и окунуться с головой в их мир, который они уже много лет создают вокруг себя, мир творчества и бескорыстных деловых отношений. Студия располагается в ближайшем пригороде Кирова. На территории невозбранно произрастают сосны и ели, все постройки вписаны в эту "растительную идиллию" и замечательно дополняют лесной ландшафт. Но поскольку материал написан для специализированного ресурса, то и речь в нем пойдет об аудио стороне визита, а все остальное я вынесу за скобки, да извинит меня Хозяйка Дома!

Итак, сама студия - это несколько, соединенных между собой, построек, сделанных на совесть, из кирпича, никаких вторых этажей, все приспособлено под звук. Отделка, с учетом акустических параметров, производилась поэтапно, вместе с пристройкой дополнительных помещений под разные типы звукоизвлечения. Начну с комнаты, где производится оценка записанного и сведенного материала, как продукта для домашнего прослушивания. Это последний и очень важный этап, поэтому и начинаю я с сетапа, который положил начало идее создания студии. Исторические события, которые легли в основу глобального воплощения, очень похожи на историю моего увлечения аудио и еще тысячи и тысячи таких же. Были метания, разочарования, ошибки и обретения, все было..., но, все же, основным является результат, а базовым посылом была помощь в профессиональном росте сына, Артема, как звукоинженера и его мастеринга местных, кировских, музыкантов. Принимая непосредственное участие в процессе, Михаил втянулся всерьез, а Лариса, конечно же, не могла остаться равнодушной к столь сильному и серьезному увлечению любимых мужчин)

В процессе возведения, в доступный абсолют, всего задуманного, было много чего. Результат ошеломительный. Я считаю, что записи на магнитных лентах, от Smart Audio Recording, можно смело называть эталонными, максимально точно передающими суть музыкального события. Отметили это и многие зарубежные музыканты, которые, приехав в первый раз, стараются снова и снова вернуться, чтобы записать самые задушевные произведения в состоянии уюта и покоя, царящих здесь. Я слышал скрипку Елены Денисовой на Qobuz и с магнитной ленты, должен сказать, что она играет мастерски абсолютно везде, но вот те чувства, которые ей удается вдохнуть в итальянскую скрипку и вплести в музыку, у Михаила на студии, заставляют глаза предательски пощипывать и судорожно вздыхать, от прилива сильнейших эмоций. Это относится ко всем, кто принял приглашение записаться или сам нашел возможность связаться с Михаилом, молва разносится быстро. Любые произведения, любого жанра, записанные на Smart Audio Recording полны тех чувств и эмоций, на которые музыканты позволяют себе раскрыться в такой располагающей атмосфере.

Немалая заслуга, а может даже и главная, в том, что Артем, сын Михаила и Ларисы - настоящий профессионал, умеет услышать, за музыкальным материалом, самого музыканта, легко находит общий язык и скурпулезнейшим образом сводит и мастерит записи. Это было именно его решение, что несколько кабелей Living Athmos прижились в операторской. Ему, как профессионалу, пришлись по душе силовые, акустические и межблочные кабели из линейки Optimus Ultimate. Старшие линейки Living Athmos дают слишком много дополнительной информации, которая, в процессе сведения, скорее мешает и отвлекает…

Завершаю велеречивое вступление, итак: одновременно со мной в Киров прилетел старинный друг Михаила Петр, с супругой. Петр - профессор и действующий хирург отоларинголог. Одновременно беззаветный подвижник в аудио, истинно говорю - каких только людей не встретишь среди почитателей качественного звука.

Мне в Питере, в свое время, довелось знавать даже одного паталогоанатома аудиофила, живого, так сказать, свидетеля бренности человеческого бытия.

Ну так вот, Петр, помимо вовлеченности в аудио процесс, еще снимает и выкладывает ролики собственного производства. Принципиально делает запись на телефон, какой-то особенный, монтирует их и получается очень живой и непринужденный контент, от истоков, прямо с «земли».

 Первый вечер был посвящен потрясающему застолью, мы конечно же перезнакомились, а после ужина отправились в студию на беглый экскурсионный обзор.

И я вам скажу - есть на что посмотреть. Помимо контрольной с пультом, стойкой, с различными «примочками» и 24-х дорожечным Studer А800 МК III, для музыкантов отведено три помещения, в одном стоит орган и рояль, вторая комната обычно принимает «струнников», а вот самый «беспокойный» из инструментов, барабаны, вынесен в дальнюю комнату. Барабанщика видно через окно, но музыканты слышат его в наушниках. Студия располагает необходимым набором собственных инструментов, которые проблематично тащить, очень высокого уровня. Например, орган это – Hammond c колонкой Leslie, рояль, а их два, малый концертный Shigeru Kawai и винтажный Fender Rhodes Piano, один стоит в, так называемой, гостиной, просто для живого исполнения или репетиций. Всевозможные гитарные усилители и кабинеты. Две барабанные установки Gretsch и еще много чего, включая микрофоны.

Контрольная комната отделена от гостиной прихожей, а после гостиной идет небольшое, узкое подсобное помещение и далее попадаешь в святая святых, комната музей, комната отдохновения, ни один эпитет не будет чрезмерным. Глаза разбегаются от обилия всевозможной «вкуснющей» техники и собранных, за годы, аудио «шалабушек». О них потом, а сразу бросаются в глаза два отдельных сетапа. Основной огранен акустикой Wilson Audio и моноблоками Pass Labs, с, такого же размера, блоками питания, между ними, на аккуратной, красивой стойке, разместились всевозможные Esoteric, на верхнй полке, в гордом одиночестве, стоит репортерский катушечник Nagra IV-S, самого что ни наесть злодейско-киберпанковского вида, глаз не оторвать))) Заглядываешь за стойку и сердце начинает биться чаще, мощные, изумительно эстетичные кабели упорядоченно вьются от девайса к девайсу, сладчайшая, для аудиофила картина))) Нет смысла даже задавать вопрос об их происхождении, мощью веет от каждого))) В основном топовые Shuniyata Research, но, после того как включается звук, желание копаться в частностях пропадает.

 

Мы часто говорим, и я в том числе))), о масштабности звуковой картины, детализации и прочее разное, мы приносим, если так можно выразиться, «звуковую рассаду» извне и заботливо взращиваем ее на своем «огородике», у кого-то «укропчик» вырастает, кто-то растит «фикусы и пальмы», а у кого-то плодятся «заросли чертополоха», но мы все приносим в дом «ростки», а вот там появилось чувство, что я попал в место, где рождается звук, где он живет и откуда приходит к нам. Звук не скован условностями, благодушно расположился, в «тапочках и халате», радушно и раскованно привечает гостей. Потрясающие ощущения, совершенно иначе воспринимается музыка)))

Этим можно было бы и завершить рассказ о первом дне на студии, но имеет смысл еще поведать об разнообразных «мелочах», которые удалось узреть на полках, у задней стены и в самом помещении для прослушивания. Первое и самое запоминающееся – это ламповый бобинный магнитофон МАГ-8. Безапелляционный раритетище. Видок – «Гей, славяне!», в стиле славных пятилеток))). В нем есть два динамика и ламповый усилитель «внутре»))). Звучит тепло и уютно. Хочется устроится под торшером, в кожаном кресле, с крепким чаем, в металлическом подстаканнике, не вынимая ложечку))) и «урезать» что-нибудь из «последнего» Утесова)))

 

Помимо этого, у стены с полками, выстроились в ряд шесть студийных бобинных рекордеров Ampex и Studer c коммутационной «приблудой» посередине. Этот монументальный комплекс имеет определенный процессуальный функционал, в работе над материалом. Я даже не стал ничего уточнять, дабы не заплутать в массиве новой информации.

 

Отдельно, на что обратил мое внимание Михаил – это крохотные колонки Genelec в металлических корпусах, весит каждая как приличный ЦАП, звучат эти «крохи» так, как будто играют крупные полочники. Объем, сцена и прочие атрибуты, потрясающие для такого масштаба. Вообще у Михаила и Ларисы дом полон всяких аудио сюрпризов, собирались годами, расставлены в разных местах, неожиданно проявляя свое присутствие и удивляя нестандартным звучанием. На самих полках, помимо лент с записями полно «аппетитных штучек», которые притягивают взгляд и которые приятно подержать в руках.

 

Продолжение следует …

 

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!

Fishmerchant