Джазмены – в принципе, люди неравнодушные ко всему в жизни (и к тому, что будет после неё). В противном случае, они не джазмены. Что, впрочем, не мешает им совмещать мудрость с драйвом, а задумчивость с развлечением. Представляем четыре новых альбома крутых мастеров, в которых в той или иной степени присутствует этот баланс.
Tommy Emmanuel & John Knowles «Heart Songs»
Тут на первый взгляд всё просто. Дуэтный альбом двух мастеров акустической гитары – Томми Эмманюэля и Джона Ноулса. Дальше можно ничего и не говорить, в принципе – кто не знает старика Эмманюэля, чей подход к акустической гитаре можно назвать волшебно-новаторским?! На своей деревянной акустике он такое выделывает... Шесть струн, десять пальцев, а звучит – как оркестр с перкуссией. Джон Ноулс – тоже прекрасный мастер, которого отмечал сам Чет Аткинс.
Слепили инструментальный альбом из дюжины своих любимых песен (плюс две авторские). От классики кантри «Cold, Cold Heart» Хэнка Уильмса до грандиозной баллады Билли Джоэла «Lullabye (Goodnight, My Angel)». Эти простые и душевные песенки-шлягеры тут интересно препарированы и пересобраны, плюс – добавлены всякие прихотливые контрапунктики.
Конечно, с точки зрения высокого искусства версия, допустим, «How Deep is Your Love», хита Bee Gees, – нечто приятно-фоновое между лофтом и лифтом, но всё ж гитары тут так мастерски «проговаривают» мелодию, что прямо-таки будто слышишь слова. Мастера развлекаются? Ну и здорово!
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Joe Lovano «Trio Tapestry»
Американский тенор-саксофонист, живой классик, Джо Ловано довольно много записывался на лейбле ECM, но как-то вот язык не поворачивается его назвать «исиэмовским» артистом. Ни по сути, ни по духу. Он больше «блюноутовский», наверное.
Проще говоря, его музыка – погорячее и менее замороченная, чем привычный медитативный квазиавангард лейбла Манфреда Айхера. Ну, как бы там ни было, и у несгибаемого Айхера на ECM Ловано не чужой, играл нужную «фишку» в разных крутых составах, в том числе с Полом Мотяном, Стивом Кюном и Джоном Аберкромби.
«Trio Tapestry», записанный с пианисткой Мэрилин Криспелл и барабанщиком Карменом Кастальди – ну совершенно «исиэмовский» продукт: всё вот это холодное, задумчивое и с шорохами в разреженной атмосфере. Подчас настолько всё условно, что прямо-таки обнажение приёма какое-то.
Пьеса «Piano/Drum Episodeу» – действительно просто обрывки фортепианных фраз (да, у Криспелл обалденное туше!) и чпоканье/шуршание тарелок/щёток/малого барабана. И только финальная «Smiling Dog» радует чёткой фразой, (действительно будто собачий лай, а саксофон иногда миметически повизгивает) грувом и напором.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Eric Dolphy «Musical Prophet: The Expanded 1963 New York Studio Sessions»
Похоже, самые интересные открытия происходят в прошлом. Время как будто пошло вспять! Очередная громкая находка – неизданные студийные сессии Эрика Долфи. С уймой разных музыкантов – от трубача Вуди Шоу и вибрафониста Бобби Хатчерсона до менее известных.
Причём тут даже будущий корифей смут-джаза Боб Джеймс засветился, но бонус-трек с ним просто добавили – запись сделана не 1 и 3 июля 1963 года, как вся сессия, а на год позже. В общем, масштаб понятен.
О чём речь собственно: два недооценённых альбома, «Conversations» и «Iron Man», вдобавок к ним – неизданные ауттейки. То есть, фактически, это тройной студийный альбом из пред-золотого периода Эрика Долфи (хотя, учитывая, как рано умер Долфи, и какое влияние оказал на умный джаз, то все его записи – золотые).
Ровно на следующий год после этих сессий записан и выпущен «Out to Lunch» – классика Долфи, его «фишка». А здесь он пока где-то между авангардом и бопом.
Antonio Sanchez & Migration «Lines in the Sand»
Завершим обзор опять-таки современным активно работающим музыкантом. И его, Антонио Санчеса (группа Пэта Матини, саундтрек к фильму «Бёрдмэн» и др.), высказыванием на злобу дня. Как-то все привыкли к тому, что джаз – искусство респектабельное, – музыка, исполняемая либо в уютных клубах-ресторанах, либо на академических сценах. В общем, чистое искусство. Так оно, в общем, и есть. Как правило. Но исторически джаз – жанр проблемный, потому что создавался людьми с проблемами. То есть – неграми. Ну, вы поняли.
Короче говоря, выдающийся барабанщик Антонио Санчес, уроженец Мехико, не стерпел и записал альбом про иммигрантов и стену с Мексикой. Так вот и получается, что Дональд Трамп, человек шоу-бизнеса, даже на джаз повлиял. Потому что альбом, вопреки мрачно-нервной тематике, очень хорош и даже позитивен.
Хитрые ломаные рисунки Санчеса – он умеет заставить нормальную ударную установку петь, звучать как оркестр, пританцовывать и бог знает, что ещё делать. И группа его прекрасна. Включая ультразвуковую певицу по имени Тана Алекса. Современный авторский джаз в лучшем виде. Неужели такое может произрастать только на проблемной почве?