Прослушивание музыки становится все более и более «личным» делом. Все больше и больше людей предпочитают стереозвуку, заполняющему все пространство комнаты, крохотные динамики, вставляющиеся прямо в уши. По данным компании Nielsen, занимающей статистикой в сфере развлечений, из-за появления дешевых смартфонов и технологии потоковой передачи данных компьютеры и телефоны чаще всего используются в музыкальных целях. Ну а наушники — лучший способ воспроизведения с вашего любимого девайса. И это меняет звучание музыки.
В своей книге 2012 года «Как работает музыка» бывший фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн утверждает, что сочинение и производство музыки почти целиком зависят от технологического контекста. Например, он объясняет, что средневековая европейская музыка была простой с точки зрения гармонии, поскольку акустические свойства соборов делали одновременное звучание сразу множества нот кошмарным. А трубы были столь распространены в раннем джазе, потому что их высокие частоты были прекрасно слышны в людном и шумном помещении. Сегодня же клавиши стали основным инструментом при сочинении, так как они легко переводятся в MIDI — интерфейс для оцифровки музыки.
Итак, если наушники стали столь широко распространены — как же они влияют на популярную музыку? Судя по всему, самый значительный эффект испытывают на себе вокальные партии.
«Прослушивание музыки в наушниках сильно отличается от использования колонок, когда вас с музыкой разделяют время и пространство», — говорит Чарли Хардинг, один из ведущих подкаста «Switched On Pop» и соавтор свежеизданной книги о музыкальной теории в поп-музыке. Хардинг частично приписывает успех подкастов именно распространению наушников: ведь так возникает ощущение близости между создателями контента и слушателем.
Более того: это слышно и в пении некоторых поп-артистов — особенно, Селены Гомес и Билли Айлиш. «Их голос — почти как шепот, будто они прямо в твоей голове, — объясняет Хардинг. — Недавний сингл Гомес «Look at Her Now» — прекрасный тому пример. Послушайте, как близко к микрофону расположен вокал в припеве»:
«Я уверен, что люди размышляют, каким образом они запишут свой вокал. И намеренно или подсознательно создается эффект присутствия один на один в интимной обстановке, а не в огромном концертном зале, — говорит Хардинг. — Это разительно отличается от того, как записывался специфический вокал Уитни Хьюстон (в так называемой технике бэлтинга) — со всей этой реверберацией для большей эпичности и масштаба». Другие примеры современного вокала на грани с шепотом: одна из популярнейших композиций 2019 года «Bad Guy» Билли Айлиш и «The Greatest» Ланы Дель Рей — пожалуй, лучшая песня года.
Еще одна современная черта звукозаписи, вызванная популяризацией наушников — мощный бас. Хардинг объясняет, что в маленьких динамиках — как в наушниках или ноутбуках — расслышать низкие частоты труднее, чем на полноценных колонках в клубе или на концерте. Вот почему теперь, куда бы вы не решили пойти потанцевать, басы будут очень внушительными. Дело вот в чем: чтобы бас был хорошо слышен в наушниках, приходится усиливать низкие частоты в верхнем диапазоне — той части спектра, которую хорошо обрабатывают маленькие динамики. Это видео, созданное производителем программного обеспечения LANDR, объясняет, как и когда принимается решение усилить басовые частоты:
Звукорежиссеры все больше подстраивают музыку под небольшие динамики и стриминг не слишком высокого качества. Джефф Эллис, работавший над альбомом Фрэнка Оушена «Channel Orange», даже проверяет, как будет звучать трек с телефона или в наушниках — ведь именно так большинство людей и слушают подобную музыку.
Кроме того, Бирн в своей книге отмечает, что использование наушников может подталкивать людей к выбору более «личной» музыки. Ведь теперь можно не бояться, что кто-то посторонний узнает, что ты слушаешь глубоко эмоциональную или эротизированную музыку. Допустим, в музыке Дрейка, Post Malone или позднего Juice WRLD можно найти много личной исповедальной лирики. Безусловно, и раньше в музыке всегда присутствовало это душевное измерение, однако возможно, что мода на наушники поспособствовала развитию этого направления сегодня.
Оригинал: How headphones are changing the sound of music