Если проводить аналогию с автомобилями, то этот проектор можно сравнить разве что с Bugatti Veyron. Не из-за цены — есть проекторы и подороже. А потому что оба этих аппарата представляют собой предельный концентрат высоких технологий, собранных в одном изделии для достижения единой цели — быть лучшими не в своем классе, а в мире вообще.

Звучит пафосно? Что поделать, по-другому это не описать. Ведь гонка за первенство в классе дорогих проекторов для домашнего кинотеатра вновь перешла в крайне острую фазу. Причина — появление целой плеяды UHD DLP-моделей и активные движения со стороны японских конкурентов. В данной ситуации, чтобы не только выжить, но и быть «в плюсе», нужно не просто совершенствоваться, а идти на прорыв — показать миру нечто, способное затмить сразу всех конкурентов.

Кроме того, была еще одна «проблема» — изначально высокая стартовая позиция JVC. Проекторы этой компании и так много лет считаются одними из лучших на рынке. Они чемпионы по контрастности, их цветопередача не подвергается критике, да и во всем остальном тоже хороши. Сделать новую модель хоть в чем-то хуже — смерти подобно, а лучше — невероятно сложно. Чемпионы ведь… В общем, ставки были как никогда высоки.

Оригинальность сегодня — это редкость

«Но при чем здесь Бугатти Вейрон?» — наверняка спросит читатель. А вот при чем. Как известно, Вейрон тоже стал рекордсменом, преодолев отметку 400 км/ч. Но он отличался не просто очень мощным мотором (это есть у многих), но будучи детищем VW Group, не имел ни единой общей детали с другими машинами концерна. Для него даже кнопки делали оригинальные. И все для того, чтобы достичь эти 400 км/ч. По-другому заставить ездить так быстро машину, на которой в принципе можно и в булочную прокатиться, нельзя. Были некие мелочи, которые он позаимствовал из того, чем пользуется VAG, но к самой машине они отношения не имели.

Так и с этим проектором. Он оригинален от матриц до корпуса, причем ни одна деталь не только не перешла к нему от предыдущих моделей, но и не имеет аналогов в других проекторах. Исключение, как и в случае с Бугатти, — пульт, то есть мелочь, которая после настройки вообще убирается в дальний ящик и на работу никак не влияет.

Начнем с того, что для постройки JVC DLA-Z1 компания разработала абсолютно новые матрицы. Кстати, во всех своих аппаратах она использует только свои чипы, но здесь случай особый. Прежде всего, это матрицы с реальным разрешением 4К. В других проекторах JVC по факту используются Full HD-матрицы, а UHD-изображение на экране получается с помощью специального оптического модуля E-Shift. У новых матриц разрешение даже больше, чем UHD, а именно — 4096х2160 пикселей, то есть реальное 4К, как у профессиональных проекторов.

Это первый проектор, получивший сертификацию THX 4K Display

При этом они — самые маленькие по размеру среди всех чипов LCOS-типа, за счет чего достигается лучшая равномерность освещения и соответственно лучшая равномерность яркости изображения на экране. Но главное — у этих матриц рекордно малая толщина межпиксельной решетки, от чего не только «сетка» на экране менее заметна, но и нативная контрастность больше. В общем, это самые высокотехнологичные матрицы на сегодняшний день.

Для работы совместно с ними были созданы новые фильтры — сетчатые поляризаторы с уменьшенным шагом ламелей, работающих по принципу оконных жалюзи, но только на микроуровне. Точнее на наноуровне, потому что расстояние между ламелями в этих поляризаторах меньше 70 нм. Кстати, ни одна другая компания не применяет в проекторах такие фильтры — JVC в этом вопросе действительно уникальна.

Лазер как примета высшего класса

Новые фильтры проектору понадобились для того, чтобы выжать максимум возможностей из нового источника света, по-своему тоже уникального. JVC DLA-Z1 использует лазерные диоды и фосфор, срок службы которых на порядок выше привычных ламп высокого давления. Но в отличие от других «лазерных» проекторов в нем вместо вращающегося колеса применен статичный фосфорный модуль, что снизило шум от работы и повысило стабильность яркости изображения.

Все линзы объектива выполнены из низкодисперсного стекла и дополнены «просветляющим» слоем подобно линзам дорогих фотообъективов

К стабильности изображения в данном случае придраться действительно сложно, да и на других лазерных проекторах изменений не наблюдалось — чтобы их выявить, вероятно, надо в течение пары месяцев сутками замерять характеристики. Но относительно шума можем уверенно сказать — это один из самых тихих проекторов в своем ценовом диапазоне, если вообще не самый тихий. В экономичном режиме работы замерить шум просто не представлялось возможным — все звуки за пределами нашей лаборатории были громче!

Впрочем, и лазеры, и фосфор на этот проектор ставили для других целей — для большей яркости и сочности изображения. В обычном режиме JVC DLA-Z1 выдает по паспорту 3000 ANSI-лм, что, судя по измерениям, очень похоже на правду. А значит, его можно ставить в действительно большие персональные кинозалы с экранами в 200 и даже 300 дюймов по диагонали, а это на минуточку 5 и 7,5 м в ширину!

Характеристики — это хорошо, но…

Но главное, конечно, это цвета! Посмотрев за прошедшие 15 лет больше сотни разных проекторов, как-то уже привыкаешь к некоторой неестественности красок, списывая ее на особенности домашнего видео и задумки режиссеров. Но появление год назад лазеров, а точнее — сочетания лазеров и фосфора в проекторах перевернуло устоявшиеся представления о нормальной цветопередаче. И не только у меня, у всех, видевших такие аппараты воочию.

Размеры у аппарата действительно исполинские — длина 720 мм!

Теперь же стало очевидно, что за лазерами и фосфором будущее. Это лучший источник света для проекторов, что и подтверждает JVC DLA-Z1. По цветопередаче он фактически безупречен. В доказательство можно, конечно, привести графики с огромным цветовым охватом и идеально ровным балансом; сказать, что он полностью отвечает новым форматам, лишь чуть не дотягивая до пока никем не достигнутого профиля BT.2020; привести другие аргументы, но все это будет не то…

Прелесть и уникальность этого аппарата не в том, что он соответствует самым современным требованиям и демонстрирует рекордные показатели, а в том, что вместе со всем перечисленным позволяет наслаждаться изображением в обычной жизни. Совсем как упомянутый Бугатти Вейрон, на котором вполне можно передвигаться по обычным улицам, а не только по гоночному треку.

За счет идеальной цветопередачи он во всей красе преподносить не только тестовые видеозаписи, но и обычные фильмы, даже прошедшие жесткую колоризацию и обесцвеченные для создания атмосферы мрачного триллера. Скажу больше — именно на обычных фильмах и видны все его преимущества, потому что они подаются с характером, но вместе с тем максимально естественно.

Что касается новых форматов, то подробно останавливаться на фоне перечисленного мы не будем. Естественно, все они поддерживаются и HDMI 2.0 c HDCP 2.2, и пропускной способностью в 18 Гбит/с, и HDR 10 c Hybrid Log-Gamma, и все прочее. Это нормально и ожидаемо настолько, насколько логично видеть в Бугатти ABS, tracktion control и дифференциалы с изменяемым вектором тяги. В аппаратах такого класса это — обязательные элементы.

Помимо клавиш управления и видеопортов на заднюю панель вынесен и разъем для подключения RF-эмиттера для 3D-очков. Их компания традиционно продает отдельно, дабы не нагружать покупателей лишними опциями

Измерения

Все измерения параметров основных режимов и профилей производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6500К и отключена динамическая подстройка диафрагмы. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Для стабильности результатов перед началом тестов проектор был прогрет в режиме работы лампы High в течение 5 часов. Измерения проводились в референсных условиях — полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Самый интересный режим изображения — HDR. C ним насыщенность цветов достигает максимума — охват лишь немного не дотягивает до стандарта BT.2020 (примерно 85%, что является лучшим показателем на сегодняшний день). Аналогичный результат достигается при включении соответствующего профиля в меню при отсутствии HDR-сигнала на входе.

Производители UHD Blu-ray дисков явно не рассчитывают на столь широкие возможности видеотехники у пользователей и записывают изображение с более узким охватом. В итоге изображение с таких дисков выглядит чрезмерно цветным. Оптимальным профилем для просмотра видео с HDR можно назвать профиль DCI, который устанавливается в меню при любом типе сигнала на входе. С ним же идеально смотрятся и фотографии, сделанные зеркальными и дорогими беззеркальными камерами.

Стоит лишь учитывать, что автоматика проектора явно настроена на сочетание этих профилей с динамической настройкой контраста при помощи регулировки яркости лазерных диодов. Если ее отключить — уровень черного повышается до 0,132 кд/кв.м. (в 100 раз ярче оптимального), а белого — понижается до 942 кд/кв.м (в 2 раза меньше максимума). То есть при просторе дисков новейшего формата динамическую регулировку однозначно стоит активировать.

При просмотре обычных Blu-ray дисков и видеофайлов без HDR динамическая регулировка особо и не нужна, потому что контрастность и так великолепна. Уровень черного близок к значению погрешности измерения — 0,003 кд/кв.м. Для понимания: это настолько темно, что даже экран с усилением не дает отсвета достаточной мощности, чтобы можно было хоть как-то рассмотреть обстановку в кинозале.

При этом белый даже при выборе экономичного режима работы лазера очень ярок — 1989 кд/кв.м. То есть яркий режим есть смысл использовать лишь при условии, если экран имеет размер не меньше 180 дюймов в полностью затемненном помещении.

LAN-порт используется для диагностики и не предназначен для online обновления прошивки

Стоит отметить, что баланс цветов при выборе любого цветового профиля (кроме игрового) сохраняет поразительную стабильность и уравновешенность по всему диапазону в полном соответствии с выбранной температурой в меню проектора. Сколько выставил — столько по факту и будет. То есть этому аппарату нужна лишь небольшая калибровка при условии использования референсного видеоплеера и нейтральной отделки в кинозале.

Выводы

Суммируя все сказанное, хочется подвести итог: JVC DLA-Z1 — без преувеличения эталонный проектор, у которого фактически нет недостатков. А цена? Только не говорите, что за такие деньги проектор не может быть плохим. Может, еще как может! И если не плохим, то как максимум просто мощным, с формальной поддержкой 4К, но обычным по цветам и с эффектом радуги. Не знаете, что это? И прекрасно! У JVC такого эффекта нет и никогда не будет.

Лучшая цветопередача среди всех проекторов, гибкая настройка, тихая работа вентиляции в экономичном режиме

Нет моторизованной шторки защиты объектива

JVC DLA-Z1

4 500 000 рублей

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096x2160

Объектив: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали +/-100%, по горизонтали +/-43%

Источник света: лазерные диоды и желтый фосфор, ресурс до 20000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 280 дюймов (1,524 – 7,620мм)

Световой поток (максимальный): 3000 ANSI люмен в максимальном режиме работы

Динамическая контрастность: бесконечная

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 3840х2160/30р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).

Акустический шум: 22 дБ в экономичном режиме работы

Потребляемая мощность – 750 Вт.

Габаритные размеры (Ш. x В. x Г.) (без выступающих частей): 500 x 235 x 720 мм

Масса: 37,5 кг