Новый Год будто бы вчера встретили, а на деле зима уже близится к концу. Январь — он месяц такой, ненадежный: долгие каникулы, потом еще неделька на выравнивание графика сна, а оставшиеся две недели назвать полноценно «трудовыми» тоже не у всех получается. Да и февраль, наполненный событиями, тоже под стать.
Не отдыхала только музыка. Дома из колонок, в дороге из наушников, в консерваториях из оркестров — такая у нее работа, и с этим ничего не поделаешь. Да и не надо.
Сегодня мы подкинем музыке новой работы, и у нее нет никаких шансов отказаться — начало года выдалось очень удачным на джазовые релизы. Вдвойне приятнее, что планку брали не количеством, а качеством: список новых альбомов получился не обширным, но разносторонним и с изюминкой.
Enrico Pieranunzi Trio & Orchestra — «Blues & Bach: The Music of John Lewis»
«Помните его имя, заблудитесь в его музыке», — одно из самых точных определений творчества Энрико Пьеранунци от Jazz Times. Пианист из Италии, изюминка которого в смелом соединении джаза с классикой.
В этот раз получилось волшебно: в помощниках у Пьеранунци, помимо трио, оказались свободные от жанров и традиций Orchestra Filarmonica Italiana и мастер аранжировок Michele Corcella. Что получаем по итогу: джазовое трио, на подхвате у которого в нужный момент есть «теплый» камерный оркестр со скрипками, флейтами и прочими классическими атрибутами.
Ребята явно брали качеством, так как треков в альбоме всего 8, но слушаются они слитно и органично, несмотря на ритмические маневры иногда даже в рамках одного трека. Поэтому каждый следующий трек воспринимается словно продолжение предыдущего.
Во многих композициях солирует контрабас, но буквально через секунды бойкость струны уходит в масштаб и плавность оркестра - и так это все сочетается, что руки сами тянутся на сайты концертных залов, в поисках хоть чего-то подобного.
Rachael & Vilray — «I Love A Love Song!»
Надеемся, что ваши ламповые усилители уже прогреты, потому что этот альбом переносит нас в в золотые годы джаза, с характерным звучанием и мотивами. Дамы в платьях-футлярах с милыми вуалетками на голове, солидные мужчины в дыму сигар, полумрак джаз-клуба… И вот-вот ожидаешь, что следующим на сцену выйдет или Луи, или Элла.
Изначально это были романтичные песни дуэтом под гитару, но в таком виде успешный стартап существовал недолго. Этот альбом — своего рода жанровый эксперимент и результат работы девяти человек. Но основная вокальная составляющая по прежнему остается за Рейчел и Вилреем.
Удачной можно считать аранжировку, так как она создает впечатление полностью аутентичной записи тех лет, но качество треков при этом остается на высоте. Уютное, аналоговое звучание, саксофон, щетки и wah-wah трубы — все это плавно уносит слушателя в эпоху расцвета мини-биг-бэндов, где в моде мысли о прекрасном будущем, и трава зеленее, и небо с другим оттенком.
Introducing Hideyasu Terakawa Quartet Live Featuring Hiroshi Fujii
Что насчет японского джаза? Эта история началась в далеком 1978 году, но случилось так, что свое продолжение она получила только спустя 45 лет.
Однажды популярный в те годы японский джазовый квартет давал концерт в городе Масуда в рамках своего семидневного тура. И так случилось, что во время первого концерта к ним присоединился Хироши Фуджии (Hiroshi Fujii), не менее популярный в то время виртуоз вибрафона. По счастливому стечению обстоятельств этот концерт был записан и выпущен лейблом Red Horizon в мелкий тираж: около 100 пластинок недолго пролежали на полках местных магазинчиков. А сейчас мы имеем дело с переизданием коллекционного японского джаза под лейблом BBE. Но чем же так интересен этот релиз?
Во-первых, это выступление содержит интерпретации Теракавы на ведущих в то время американских джазовых композиторов. Во-вторых, это единственный концерт, где Теракава играл в компании с Хироши Фуджии. И, судя по датам оригинального релиза, такое вряд ли уже повторится.
Музыкальный ряд порой схож с импровизацией, но, судя по всему — так оно и было: информации о совместных репетициях музыкантов нет, вибист Фуджии приехал на концерт по заочному приглашению. Отметим качество ремастера как высокое: хорошо передана атмосфера лайва, объемная ритм-секция, живые и чистые перкуссии. Посетовать можно разве что на слегка «утопленные» средние частоты. А можно не вредничать и слушать, как есть, под аплодисменты фанатов джаза из 1978 года.
Mette Henriette — «Drifting»
Ее внешность описывают как «потустороннюю и завораживающую». По фото о таких тонкостях судить сложно, но послушайте ее музыку — это во многом подтвердит слова выше.
Саксофонистка из Норвегии, она начинала свою карьеру так же, как и многие другие известные музыканты: консерватории, гастроли и выступления. Но тут нагрянул 2016 год — Метте стала первым музыкантом и композитором, чей дебютный альбом был выпущен под именитым джазовым лейблом ECM Records! И это второй триггер, который дает нам понимание стиля Метте, так как ECM у знатоков жанра чаще всего ассоциируется с минималистичным джазом на грани эмбиента. Но «Drifting» не ходит по граням — это эмбиент-джаз чистой воды, без отклонений в какую-либо сторону.
Новый альбом состоит из 15 треков. Но он лишь повод: если это ваша музыка — непременно послушайте и предыдущий альбом, который Метте, никак не скромничая, назвала своим именем. Там найдете еще 35.
Два, иногда три инструмента. Иногда их вообще сложно сосчитать и определить, потому что треки написаны атмосферно, редко перетягивая акценты в сторону отдельных партий. Порой трагично, иногда тревожно и абсурдно, редко — мелодично и нежно, и если в таком треке есть саксофон, то звучит он настолько изящно и завораживающе, насколько это вообще возможно. Выходит, что на женском эмбиент-джазе рано ставить крест, ведь все только начинается.
Яндекс.Музыка (предыдущий альбом), Tidal Apple Music Qobuz