Станете ли вы менять кабель наушников, если комплектный ещё не порвался, не протёрся и в принципе работает нормально? Готов поспорить, что нет. Сложно себе представить, что производитель дорогих наушников положил в комплект кабель не надлежащего качества. А это значит, что единственная причина замены — поломка или обрыв. Но так ли хороши штатные кабели на самом деле? Производители кабельной продукции утверждают: замена штатного провода на более качественный способна существенно повысить качество звучания. Мы, конечно же, не смогли остаться в стороне и решили проверить это утверждение.
Для проведения эксперимента мы взяли три пары наушников: OPPO PM3 стоимостью 30 000 рублей и Sonus Faber Pryma 01 за 56 500, а также High-End-модель Audeze LCD-XC за 160 700 рублей (все цены здесь и далее приведены на июль 2016 года). Конкуренцию кабелям, входящим в комплект, составили совместимые модели Atlas из новой линейки Zeno. Стоимость этих кабелей варьируется в зависимости от длины, схемы подключения и типа разъемов, в пределах от 16 000 до 35 000 рублей. Получается, в общем-то, не дёшево. Кабель для OPPO PM3 может стоить, как сами наушники, и даже обладатели наушников Audeze LCD-XC наверняка захотят взвесить все «за» и «против» прежде чем производить подобный апгрейд. Основания для замены штатного кабеля должны быть очень серьёзные.
На длинных кристаллах
Кабели Zeno — это модель, разработанная компанией Atlas специально для использования с наушниками. Разъёмы как со стороны усилителя, так и со стороны наушников могут быть разными. В списке доступных фигурируют даже весьма экзотические коннекторы, использующиеся в двух-трёх моделях наушников одного бренда, а также разъёмы для подключения к балансным усилителям. Стандартный размерный ряд кабелей Atlas Zeno находится в пределах от 1,5 до 4 м. По предварительному заказу можно получить кабель любой произвольной длины, так что перфекционисты могут отмерить расстояние от усилителя до любимого кресла с точностью до сантиметра.
Токопроводящие жилы выполнены из дорогой монокристаллической меди ОСС высшей степени очистки, изготовленной по технологии непрерывного литья. Изоляция проводников — FEP или, проще говоря, Тефлон — материал максимально инертный и нейтральный, который часто используется в кабелях средней и высокой стоимости. Общая изоляция выполнена из мягкого ПВХ, хорошо гасящего вибрации и усилена снаружи прочной нейлоновой оплёткой. Разъемы Atlas Metik были специально разработаны для серии Zeno и устанавливаются на кабель путём обжима, чтобы избежать потерь сигнала неизбежно возникающих в месте пайки.
В целом получается, что кабели по конструкции, материалам и классу качества вполне аудиофильские. Разница в звучании должна быть заметна даже в том случае, если комплектные кабели будут очень хорошими.
Внешние данные
Изготовлены кабели Atlas Zeno добротно, трёхметровые версии имеют ощутимый вес. Прямые кабели для одностороннего подключения к наушникам выглядят мощными и совершенно неуязвимыми. Радиус сгиба настолько велик, что о возможности возникновения внутренних изломов и каких-либо иных повреждений конструкции в процессе эксплуатации не может быть и речи. Это по меньшей мере практично, к тому же со временем кабель не потеряет товарный вид, а значит, минимально упадёт в цене при перепродаже на вторичном рынке.
Но именно мощная конструкция является одним из недостатков кабеля. У наушников OPPO, как и у многих других имеющих одностороннее подключение наушников, входной разъём ориентирован строго вниз, и получается, что при сильном повороте или наклоне головы кабель Atlas упирается в ключицу. С тоненьким и гибким штатным проводком такой проблемы не возникало.
Y-образные кабели демонстрируют пугающий контраст между толстой и тяжелой основной частью кабеля и довольно тонкими черными проводниками, идущими после разветвления. За сохранность этой конструкции я переживал гораздо больше и старался обращаться с ними максимально бережно, чтобы случайно ничего не оборвать.
Общий вывод после изучения конструкции очевиден: эти кабели созданы главным образом для домашнего использования. Даже если источником выступает портативный аудиоплеер High-End-класса, использовать его с такими кабелями будет удобно либо дома, либо во время дальних поездок, когда вы просто сидите в удобной позе и долго слушаете музыку не совершая при этом каких-либо активных движений. Сложно представить использование Atlas Zeno на прогулке или в ежедневных поездках в общественном транспорте. Тяжелый, толстый и плохо гнущийся кабель — прямая угроза жизни разъёму плеера. В карман такую сборку точно не положишь.
Условия тестирования
В качестве тестовой системы использовался ноутбук с выводом звука через ASIO-драйвер на XMOS USB-ЦАП (чип PCM5102), к которому был подключен наш лабораторный усилитель для наушников, собранный на мощных микросхемах студийного класса. Основной контент был CD и HiRes-качества, плюс несколько МР3 записей исключительно для контраста. Охват музыкальных жанров максимально широкий: камерная и симфоническая классика, джаз, рок всех видов от Битлов и Цеппелинов до современного металла, электронная танцевальная музыка, классический и эстрадный вокал, этника и различные живые записи. Одним словом всё, что только может оказаться в коллекции опытного аудиофила.
В High End лиге
Эффект от смены кабелей был хорошо заметен на всех трёх тестовых моделях и в целом он проявлялся одинаково: повышалась детальность, на слух отмечалось расширение частотного диапазона — бас становился глубже, а верхние частоты — светлее и чище. Кроме того, с Atlas Zeno музыка начинала звучать немного громче, чем с оригинальными кабелями.
На Audeze LCD-XC присутствие Atlas Zeno было лучше всего заметно при прослушивании HiRes-записей. Возникало ощущение большей цельности, гармоничности при некотором приросте разрешения. Так, например, в HiRes-записи Леонарда Коэна 2014 года Popular Problem (24бит/96кГц) подрастала детальность, голос становился ещё более бархатистым и глубоким. Запись сюиты Кармен Ж. Бизе в исполнении Лондонского Королевского Филармонического Оркестра прозвучала ещё более точно и академично, а плотные гитарные риффы 30 Second to Mars, напротив, переставали быть чрезмерно интеллигентными и сдержанными, обретая должную экспрессивность и напористость.
Звучание Audeze LCD-XC новые кабели не изменили радикально и не сделали его на класс выше. Они стали скорее достойным дополнением, эдакой вишенкой на и без того вкусном торте.
Преображение Sonus Faber
В случае с Sonus Faber Pryma 01 кабели Atlas Zeno привнесли весьма ощутимый эффект. С комплектными проводами сцена была узкой, все звуки как бы собирались «внутри головы» . К тому же яркие средние частоты порой играли слишком резко, причиняя слуху определенный дискомфорт. С кабелем Atlas Zeno они заиграли выразительнее, но главное — сбалансированно, став лояльнее к тем жанрам музыки, которые со штатным кабелем и вовсе не звучали.
Середина звука стала более комфортной и более фактурной, бас зазвучал глубже, четче. Высокие частоты зазвучали чище, стали как бы яснее, естественнее и воздушнее, а «сцена» заметно раздвинулась. Голоса музыкантов в начале трека Silense с HiRes-версии альбома Ottmar Liebert & Luna Negra – Up Close, 2008 (24бит/96кГц) стали настолько реалистичны, что я невольно вздрогнул от неожиданности, хотя уже слушал эту же композицию с комплектным кабелем.
Возврат к штатному кабелю окончательно убедил меня в том, что он сильно отличается от Atlas Zeno. Звук мгновенно стал грубым, грязным, «сцена» собралась в точку, середина выдвинулись вперёд, став сухой и плоской, а бас потерял силу, став монотонным. Определенно, Sonus Faber Pryma 01 заслуживают лучших кабелей, чем те, которыми их снабдил производитель. Даже с учетом того, что цена Atlas Zeno составляет половину от цены самих наушников, подобный апгрейд показался мне вполне оправданным.
За ту же цену
На OPPO PM3 при смене кабелей наиболее заметным эффектом было изменение громкости. Оригинальный кабель и Atlas Zeno одинаковой длины, поэтому сравнение было абсолютно честным. На тяжелом и быстром металле Halerstorm с альбома ReAniMate 2.0: The CoVeRs eP, 2013 (16бит/44,1кГц) гитарный звук сливался в кашу, а с кабелем Atlas Zeno стали хорошо слышны отдельные ноты и риффы. Звучание верхних частот становилось чуть более открытым и воздушным, а бас и нижняя середина звука обретали телесность. С кабелем из комплекта на записях Ottmar Liebert & Luna Negra резкие удары пальцами по деке акустической гитары звучали картонно, неплотно и искусственно, словно кто-то стучал по пластиковой коробке. На кабеле Atlas звук становился более реалистичным, напоминая на удар по дереву.
В целом, кабель Atlas Zeno превосходит комплектный, однако сопоставляя его стоимость со стоимостью наушников, решение о замене кабеля принять будет довольно сложно.
Характерным признаком Atlas Zeno стала лучшая макро и микро динамика, а также более очерченная ритмичность, которые я услышал на всех трех моделях наушников. Положительный эффект можно было различить даже прослушивая музыку с обычного смартфона. Однако возможен вариант, когда преимущество Atlas не очевидно, и хочется скорее оставить старые кабели из комплекта, нежели использовать их более дорогие аналоги. Речь идет о записях невысокого качества и современных релизах, сжатых в МР3. Естественная фильтрация слышимых артефактов, которую обеспечивали недостаточно качественные штатные провода, шла на пользу звуку. Но это, согласитесь, частный случай.
По науке
Попробуем обосновать теоретически эмпирический опыт. Вооружившись мультиметром, я измерил ёмкость и сопротивление кабелей и разделил на длину, чтобы получить значение в расчете на 1 метр.
Комплектный кабель OPPO:
Сопротивление — 0,3 Ом
Ёмкость — 0,31нФ
Комплектный кабель Sonus Faber:
Сопротивление — 0,68 Ом
Ёмкость — 0,17 нФ
Кабель Atlas Zeno:
Сопротивление — 0,23 Ом
Ёмкость — 0,11 нФ
Разница в цифрах есть. Местами она небольшая, местами значительная, но всегда в пользу Atlas и в принципе коррелирующая с результатами прослушивания. С инженерной точки зрения, эта разница в характеристиках кабелей обусловлена, конечно, конструкцией и материалами. В кабеле Atlas мы имеем многожильные проводники из монокристаллической меди в тефлоновой изоляции. А в конструкции штатных кабелей обычно используется литцендрат — многожильный проводник, каждая токопроводящая жилка которого имеет индивидуальную лаковую изоляцию. Несколько проводников из литцендрата уложены внутри кабеля рядом, одним пучком, и друг от друга их отделяет только лак, а единственная серьёзная изоляция находится снаружи кабеля.
Недостаток такой типа кабеля — высокое погонное сопротивление и ёмкость. Кроме того, в литцендрате каждая тонкая жилка одного проводника изолирована от соседней по всей длине кроме мест пайки и по сути работает отдельно, имея индивидуальные электрические характеристики на доли процента отличающиеся от соседних. Это придаёт кабелю из литцендрата эффект несколько грязного, не чёткого и грубоватого звучания, которое можно услышать при прямом сравнении с более качественными кабелями.
Не берусь утверждать что 100% штатных кабелей делается именно из литцендрата, но процент их настолько велик, что иные конструкции можно считать исключением. Когда нужно сделать тонкий, лёгкий и гибкий кабель, производитель не сомневается и в ход идёт именно литцендрат.
Итог
Вопрос обоснованности замены кабеля для меня был решен однозначно. Это стоит делать в ситуации, когда и наушники, и воспроизводящий тракт достаточно хороши. А при прослушивании на улице или, скажем, в общественном транспорте я бы ограничился более удобными штатными кабелями. Услышать более воздушный верх или прирост разрешения, когда вокруг бурлит городская жизнь — задача невыполнимая и, вероятно, не имеющая смысла.
Открытым остался вопрос подбора кабелей. Это, как и в обычной стерео-системе, один большой частный случай. Эффект от использования альтернативных кабелей разного класса качества и просто от разных производителей будет меняться от существенного до малозаметного. В целом же, считайте эту публикацию открытием сезона. Теперь мы еще и кабели для наушников будем тестировать. И тема видится мне весьма интересной.
Прямой (1:1), TRS 3,5 мм — TRS 3,5 мм, длина 3 м — 19 294 р.
Y-образный (1:2), 4-pin XLR — TS 2,5 мм, длина 3 м — 32 524 р.
Y-образный (1:2), TRS 6,3 мм — 4-pin mini XLR, длина 2,5 м — 31 422 р.
Проводники — монокристаллическая медь ОСС
Изолятор — FEP (Тефлон)
Тип кабеля — прямой или Y-образный
Тип разъема — под заказ
Длина — 1,5-4 м с шагом 0,5 м или под заказ
Благодарим за предоставленные на тестирование наушники магазин Doctorhead.ru