Джаз — жанр изобильный. Пышные оркестры, длительные импровизации, дуэли солистов, извивающаяся ритм-секция и тому подобное. Но не всегда чем больше, тем лучше. Когда джазмены себя сознательно ограничивают, подчас, получается чудо. Так что иногда и простой фортепианный дуэт может звучать широко, как оркестр. Сегодня мы подобрали для вас несколько альбомов, где всего два инструмента создают целую вселенную звука и драйва.
Charlie Haden & Brad Mehldau «Long Ago And Far Away»
Две эпохи джаза. Великий контрабасист Чарли Хэйден и популярный пианист-новатор Брэд Мелдау много сотрудничали, познакомившись еще в 1993. Хэйден всячески хвалил молодую джазовую звезду, ну а Мелдау, понятное дело, преклонялся перед контрабасистом, особенно отмечая — что неудивительно — его эпохальные фри-альбомы с Орнеттом Коулменом.
Но именно как дуэт коллеги-друзья дали всего один большой концерт. По счастью, он оказался записанным. Это — концерт 5 ноября 2007 года в германском Маннгейме, в Кристускирхе во время фестиваля Enjoy Jazz. Запись выпущена лейблом Verve только в этом году.
Хэйден, как известно, оставил ворох дуэтных альбомов — с Хэнком Джонсом, Гонсало Рубалькабой и другими. Везде его инструмент звучит по-особенному; здесь — ярко, с грувом и, в то же время, спокойно и углубленно. К тому же, он успевает дать высказаться коллеге, который ему в сыновья годится.
Впрочем, Мелдау тоже кое-что в экзотических дуэтах смыслит (в его дискографии записи с мандолинистом Крисом Тили, барабанщиком Марком Джулианой, гитаристом Пэтом Мэтини, классическими певицами и т.п.)
Хэйден и Мелдау когда-то нашли друг друга и совпали идеально. Так и в этой записи они прекрасно взаимодействуют — с естественной легкостью уважения друг к другу. Но чего говорить — включите один только этот трек — там все ясно с первых тактов.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Steve Lacy & Mal Waldron «At the Bimhuis 1982»
Концерт 1982 года в Амстердаме — далеко не единственная коллаборация сопрано-саксофониста Стива Лэйси и пианиста Мэла Уолдрона. Оба — люди, что называется, культовые, переигравшие со многими великими. Да и сами — иконы.
Программа начинается с задумчивой «Blues for Aïda» с ультразвуковым писком сопрано-саксофона. Далее «Snake Out» — эдакое жутковатое постапокалиптическое буги. Третья — задорная баллада «Reflections», и так далее, в том же духе карнавального триллера.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Archie Shepp & Dollar Brand «Duet»
Этот совместный альбом в 1978 году записали саксофонист Арчи Шепп и южноафриканский пианист Абдулла Ибрагим, которого в свое время в Штатах называли «Знак Доллара». Впрочем, коммерция здесь ни при чем.
Первый трек — «Fortunato» — тревожно-романтичный, с диссонансами в рамках приличия. Вторая композиция — «Barefoot Boy from Queens Town» — эдакий апокалиптический буги. А «Left Alone» вышеупомянутого Мэла Уолдрона — уже почти совсем блюз. Финальная «Monebah» начинается с каких-то неоклассических/минималистских фортепианных пассажей, но продолжается опять-таки плавной мелодией тенор-саксофона в теплом толстом звуке а-ля Бен Уэбстер. Вот вроде бы Шепп и Ибрагим — новаторы-авангардисты, а материал получился почти что фоновый. Но все же — только почти что.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
Alexander von Schlippenbach, Manfred Schoof «Blue Hawk»
Романтичный авангард — такое бывает? А то! Ну, правда, не совсем авангард — просто выдающийся немецкий пианист-новатор, культовая фигура европейской импровизационной музыки. Везде разный, но всегда со своей немецкой чертовщинкой.
Этот альбом 2011 года — действительно, просто красивый и приятный. В каждой хрупкой ноте, в каждой плавной мелодии и задумчивом соло. Играют — как дышат, в общем.
Kenny Barron, Stan Getz «People Time» (Live At Jazzhus Montmartre, Copenhagen / March 3rd 1991)
Ну а это просто мой любимый альбом — из джаза, не-джаза, концертных, каких угодно. Купил пиратский двойник на «Горбушке» почти случайно, ради интереса — и все, до сих пор гоняю. Хотя, казалось бы, чего такого: Гетц с его теплым шершавым звуком, Бэррон с его классицизмом и жаром — не на одном альбоме такое можно услышать. Тем более тут «лабают» они в каком-то кафе в Копенгагене, где Гетц наслаждался жизнью с молодой женой... А может, потому-то этот альбом так хорош: свободные люди в свободной стране играют для публики — чуть ли не для приятелей-друзей — которая слушает их с любовью и уважением.
Интересно, что изначально программа была выпущена на одном LP. Потом уже, в эпоху тотального переиздания всего со всем и на всем, сделали 2 CD. И, как мне кажется, не переборщили.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer
John Hicks and Frank Morgan «Twogether»
Недавно мы обозревали запись удивительного человека по имени Френк Морган, его live-дуэт с пианистом Джорджем Кейблсом. Здесь он — в 2005 и 2006 годах дуэтом с пианистом Джоном Хиксом (оба умерли буквально через год-два после выхода альбома). Сравнивать тот и этот live довольно забавно и увлекательно. Они — совершенно разные по подходу, атмосфере, настроению и так далее. Хотя материал отчасти пересекается, но «A Night in Tunisia» здесь решена как нечто скоростное-головоломное. Вот явно любил старик Морган эту пьесу, всегда ее как-то особенно разделывал и заново собирал. С «‘Round Midnight» более предсказуемо — классическая баллада.
Вообще саунд тут примерно такой: представьте себе пейзаж с горочками. Горы слева и справа — это мощные аккорды и пассажи Хикса (удивительно, шагающий бас в его левой руке иногда звучит прямо-таки с контрабасовой атакой!), а проворный ручеек, несущийся меж ними, — сакс Моргана.
Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer