В следующем году повивальная бабка Чужого, Ридли Скотт, порадует всех фанатов продолжением. Оценки Саги заметно колебались от фильма к фильму. Зато в слюне космического кузнечика-живодера каждый раз отражалась актуальная на тот момент модель sci-fi боевика. Рассмотрим каждую эпоху поименно.
Начнем с отечественных впечатлений. Забавно спустя годы обнаружить драматичную разницу судеб уважаемых видеошлягеров. Какой-нибудь «киборг-с-Ван-Даммом» сегодня заинтересует разве что фаната трэша, а «Чужой» считается киноклассикой, хотя ажиотаж в СССР они вызывали примерно одинаковый. Отчего же?
Ну, внятного представления о масштабе кинопроизводства — что такое дешево, а что такое дорого — у советского зрителя, в общем-то, и не было. Разглядеть усилия художника-постановщика вряд ли получалось из третьего ряда на теплых ламповых 21 дюймах экрана. Реагировали на пару слов в скобках (ужасы, боевик) под заголовком. Этого хватало, чтобы двинуть на сеанс в видеосалон.
В отличие от сонного царства на пленке «Свема» любой, повторяю, любой западный экшен бил наповал своей откровенностью решений. По многим вопросам! В 70-х зубы голливудских актеров тоже не отбеливали, но в тамошнем «Гараже» жену Гуськова выбросили бы в окошко, а из чучела бегемота вылез монстр и сожрал правление. Ну а чего еще они заслуживают, Гуськова и правление?!
Начало карьеры британца Ридли Скотта в Голливуде пришлось на очень удачное время. «Звездные войны» и менее крупные кинопостановки сделали космос ареной, а после отмены кодекса Хейса продюсеры еще давали много денег даже на мрачные, авангардные ленты.
«Чужой» (1979)
В исходном сценарии роль Эллен Рипли писалась под мужчину. Рослая Сигурни Уивер с ее немигающим взглядом дивных глаз и твердой линией подбородка оказалась похожа на все тренды сразу: и на андрогина, и на амазонку, и даже немного на самого Чужого.
Фирменный образ последнего был разработан швейцарским художником Гансом Рудольфом Гигером, и это действительно совсем не Джабба Хатт. Альбом «Некрономикон» убедил британца Ридли Скотта дать полный карт-бланш Гигеру, и результат совместных усилий вдохновляет фанатов вот уже не один десяток лет.
Помимо Чужого Гигер также украсил фильм дизайном маленьких помощников-лицехватов, грудоломов и больших жертв — Жокеев.
Вообще изворотливость съемочной команды в рамках бюджета поражает. То они снимали детей режиссера в маленьких скафандрах, чтобы зрительно увеличить масштабы элементов корабля и интерьеры Жокея, то сам режиссер умышленно не предупредил остальных актеров, что из Джона Херта вылезет эмбрион и забрызгает всех кровью. Эта сцена была снята с одного дубля, и эмоции окружающих выглядят весьма убедительно.
В целом, большинство сходятся во мнении, что первая часть «Чужих» — самая утонченная. Камерность не переходит в телеспектакль, люди выглядят живыми, а корпоративный ублюдок логично оказывается андроидом с молоком вместо крови.
Фильм был снят камерой Panavision PSR R-200 на 35 мм пленку Kodak серии Eastman ColorNegative II 100T марки 5247, к тому времени уже снятой с производства. В цифровое время «Чужой» переиздан на DVD и Blu-ray с бонусами сцен, не вошедших в театральную версию. Однако пальму лучшего качества картинки стоит отдать версии 1080i на цифровой видеокассете D-Theater. Этот формат просуществовал очень недолго и официально охватил не более пятидесяти релизов.
По сравнению с D-Theater, на Blu-ray издании «Чужого» картинка обработана шумодавом и стала мутнее. Также на Blu-ray можно отметить более агрессивную цветовую обработку в стиле teal & orange с утоплением микроконтраста серого в черном. Зато на Blu-ray дорожка представлена в DTS-HD MasterAudio — хоть какое-то утешение.
«Чужие» (1986)
Первая часть «Чужого» рождалась в сценарных и прочих муках, и с каждым продолжением градус противоречий только возрастал. Второй проект становился более масштабным, но к счастью, Джеймсу Кэмерону в итоге все удалось удержать под контролем. Впоследствии он блестяще продемонстрирует это качество не один раз.
Сегодня в «Чужих» недоумение вызывает разве что ходульный идиотизм десантников. Что-то они быстро запаниковали и накосячили для профессионалов будущего. Извинить это может только смирение с фактом пост-вьетнамской рефлексии, неизбежно пованивающей из киногалереи 80-х.
Но в 80-х, к счастью, запахло не только Вьетнамом. Мачо еще продолжали покровительственно ухмыляться с экрана, но времена менялись, и решительных дам становилось все больше. Рядовая Васкес в «Чужих» красиво прижимала инопланетного нехристя ботинком, чтобы потом воскреснуть уже в «Аватаре» в виде пилота Чакон.
Джеймс Кэмерон не только педалировал эту тему в кино, но и сам неоднократно был женат на более чем активных леди. Между прочим, он же разработал эскизы матки Чужих. Кому-то не нравится голливудский феминизм? Добро пожаловать на просмотр «Любовь и голуби»! Комедию, в которой два взрослых (кажется, один даже воевал) мужика с бутылкой прячутся от жен, многие находили очень смешной.
Если первый «Чужой» считается самой грациозной работой, то «Чужие» располагают к себе фирменной динамикой Джеймса Кэмерона. Это технично выточенный локомотив, который разгоняется и прет к своей цели на всех парах. Интересно, что на этот раз перемена участи в сценарии коснулась не мужской/женской роли, а андроида Бишопа. Изначально он должен был топить за Корпорацию, как и его предшественник Эш. Но потом все-таки было решено обмануть публику и сделать Бишопа помощником людей. Вероятно, это также предопределило судьбу Т-800, который спустя пять лет занялся добрыми делами в «Терминаторе-2».
Фильм снимался на 35 мм пленку Kodak серии Eastmancolor 400T марок 5294 и 5295, камерами Arriflex 35-III и Moviecam Super America с объективами Canon K35. Спустя годы трансфер на Blu-ray получился очень хорошим. Да, очевидно, именно Кэмерон запустил моду на синеватые интерьеры и огонь, но баланс выдержан грамотно, сохраняется глубина и разделение планов, так что пар выглядит паром, а не инъекцией белых чернил.
«Чужой 3» (1992)
К 90-м годам изменилось многое. Голливуд начал усаживать на режиссерское кресло клипмейкеров и специалистов по спецэффектам. Юный Дэвид Финчер как раз успел поработать в обеих ипостасях — начинал с компании Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic, прославился видеоклипами для Мадонны, Джорджа Майкла и других звезд. Это потом вся эта публика освоилась и положила ноги на стол, а тогда продюсеры надеялись, что новичок будет помалкивать и делать, что велят. В итоге создание «Чужого 3» измотало всех — и создателей, и продюсеров, и самих зрителей.
После оглушительного салюта «Чужих» было совершенно непонятно, в каком направлении двигаться дальше. Сигурни Уивер откровенно надоели продолжения, Ридли Скотт был занят, а круче Джеймса Кэмерона мог снять только Джеймс Кэмерон.
Сценарий у третей части видоизменялся пострашнее любого инопланетного мутанта. Чего там только не было: и деревянный планетоид с монахами, и коммунисты, и чужие-овцы и даже чужие-цыплята. За пять лет окончательного варианта сценария так и не сложилось, как его и не было к началу анонсированных съемок.
В итоге Финчеру пришлось приступать к съемкам с декорациями, построенными для одного из предыдущих вариантов сценария. Бюджет и сроки сокращались прямо на ходу вместе с самыми дорогостоящими сценами. В производственном аду обидели даже самого Гигера с его новыми эскизами. А потом обиделся и сам Финчер, покинув проект: фильм монтировали уже без него. Кино в итоге получилось средней паршивости.
Гибель главного героя в финале — лишь полбеды, в конце-концов это было навязчивое пожелание самой Уивер еще со второй части. Фанатов возмутило обнуление линий капрала Хикса и Ньют, которую довольно талантливо сыграла маленькая Кэри Хэнн. При этом «Чужой-3», хоть и с трудом, но кое-что заработал в прокате. В любом случае на очередного Alien зритель пойдет из чистого любопытства, так не раз предполагали чиновники из XX Century Fox. А сейчас ценители «Игр престолов» могут полюбоваться в «Чужом-3» на Тайвина Ланнистера (Чарльза Денса) в самом рассвете сил.
«Чужой-3» был снят камерами Panavision на 35 мм пленку Kodak серии EXR 500T марки 5296. Отдельные эффекты фиксировались на 65 мм носитель. Как видим, от фильма к фильму чувствительность пленки растет, а вот на третьем релизе резкость и цвета уже не так хороши. Тени становятся гуще и тяжелее, но до полной катастрофы еще далеко.
«Чужой 4: Воскрешение» (1997)
Хорошие новости начинаются и заканчиваются остроумным ходом сценария, когда Рипли возвращают к жизни с заднего двора — через клонирование. Дальше начинается череда неловкостей, из-за которых многие экшены второй половины 90-х сегодня пересматривать просто стыдно. Одним из таких артефактов стали «боевики от французских режиссеров» — «Доберман» и тому подобное.
Вообще главным козырем французского кино всегда был своего рода специалитет — легкость повествования, даже если это история об аборте. Редкий дар обаяния, которым, увы, не могут похвастаться соседи по югу — ни итальянцы, ни испанцы. Подобную беззаботность еще можно встретить разве что в чешской киношколе. Но когда перед французом ставится задача посоревноваться с американскими шутерами (о-о-о!), тут начинают переть такие провинциальные комплексы и обиды… Самое деликатное — назвать это все гротеском.
Жан-Пьер Жене еще в 1980-м году отзывался о «Чужом» в таком ключе: «Это очень приятная комедия про астронавтов, возвращавшихся с Луны и пытавшихся найти кота, спрятавшегося на их корабле. Для этого они применили ряд хитрых приемов: один из них даже надел костюм гигантского жука, чтобы вспугнуть любимца». Вот этому преданному поклоннику, который, кстати, так и не выучил английский, было поручено снимать четвертую часть.
Спустя 200 лет идиотами в «Чужом-4» выглядят не только солдатики (отдельное «спасибо» за пародию на сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки»), но и ученые, теперь похожие на спятивших санитаров. Клонированная Рипли обрела маникюр, она мудра, как змий, и настроена на лиричный лад.
Между прочим, в известной мере вина за провал фильма лежит и на Сигурни Уивер. Непомерные гонорарные запросы актрисы (11$ миллионов) перекосили 70 миллионный бюджет и заставили отказаться от постановки ряда зрелищных сцен. Любые капризы талисмана проекта безропотно исполнялись. Так, например, желание Уивер научиться забрасывать мяч из-за спины украло две недели у съемок. Больше всех горевал сценарист Джосс Уидон. Кастинг ему совершенно не понравился, и это правда — персонажи хорохорятся, но очевидно, что режиссеру все они противны в той или иной мере. Впоследствии Уидон взялся за режиссуру и уже лично представил свое видение звездной команды в «Светлячке» и «Серенити». Получилось куда обаятельнее.
Съемки «Чужого-4» велись на пленки Kodak серий Vision 500T и EXR 200T, марок 5279 и 5293, камерами французского производства Aaton 35-III. Поэтому или нет, но из всех четырех фильмов картинка последнего получилась самой мутной. Но вообще-то в конце 90-х грубый контраст и грязные цвета стали своего рода хорошим тоном, как в видеоклипах, так и в киноиндустрии.
Позорище и новые надежды
Нулевые годы буквально оказались таковыми во многих сферах. У «Чужих» наступила совсем убогая пора брачного сезона с Хищниками, от которой все крупные персоны благоразумно держались подальше. Ей-богу, в какой-то момент казалось, что геймеры захватили господство, и теперь нас ждет вечный «ультрафиолет» на «форсаже» с виндизелеобразными таксистами. Но обошлось. «Аватар» Кэмерона и Кристофер Нолан, прибывший, как и Ридли Скотт из Британии, вернули спрос на Большой Стиль в кинематографе.
Приквел «Прометей» Скотта широко размахнулся, но пока оставил больше вопросов, чем ответов, которые обещано выдать в ближайшей части «Чужой: Завет». А продолжение истории Эллен Рипли параллельно поручено режиссеру Нилу Бломкампу, но пока находится в подвешенном состоянии, в ожидании выхода «Завета». Будем надеяться что, по крайней мере, в одной из корзин звездные яички окажутся не протухшими.