«Вам шашечки или ехать?» — данный вопрос актуален не только на городских улицах, но также и при выборе Hi-Fi компонентов. Кто-то цепляется за эстетику и считает, что «некрасивый самолет не взлетит», кто-то любит ушами и не обращает внимание на внешность аппарата, если качество звука полностью удовлетворяет, а у кого-то стойка с аппаратурой имеет тонированные дверцы.

Американский бренд АМС в первую очередь специализируется на высококачественном аудиооборудовании для систем умного дома и домашних кинотеатров – устройствах, которые обычно как раз стоят в закрытых стойках или рэках. Наверное, по этой причине фирменные Hi-Fi компоненты у них получаются весьма утилитарными на вид — никаких красивых дисплеев, стрелочек, лампочек и переключателей, а цветовая гамма соответствует заветам Генри Форда: «Выбирайте любой цвет — при условии, что он черный». Однако на звук это никак не влияет.

Правильные корни

Первый вопрос, который наверняка возник у тех, кто не знаком с брендом AMC: «Стоит ли обращать внимание на инсталляционную технику, если вокруг все еще предостаточно традиционных Hi-Fi компонентов?». Компания AMC была создана в 1970-м году и действительно изначально занималась исключительно системами автоматизации, в том числе и домашними (да-да, в 70-х дома уже были умными!).

В 1984-м году направление домашней автоматизации АМС существенно расширилось и всерьез занялось производством Hi-Fi аппаратуры. Именно в этой ипостаси усилители, CD-проигрыватели, FM-тюнеры и прочие стереокомпоненты АМС запомнились аудиофилам конца прошлого века. И как раз с тех времен сохранился и дизайн. Посмотрите внимательно на современный усилитель АМС, а затем найдите фото того же АМС или NAD 90-х годов. Совпадает все, включая зеленую кнопку включения!

И получается, что современный усилитель AMC XIA150SE, с которым мы познакомимся сегодня — это не стилизация и не даже не возрождение легендарной модели, это что-то вроде капсулы времени: аппарат, собранный в наше время и на современных комплектующих, но являющийся по сути осовремененной версией усилителя из 90-х годов. А в те времена в мире Hi-Fi царила особая атмосфера, которую АМС сохранили в полной мере.

Конструкция

Не пытаясь поразить будущих владельцев изысканным внешним видом, AMC XIA150SE вполне способен удивить людей, разбирающихся в технике, своим внутренним содержимым. Начнем с того, что весит этот аппарат более 12 кг — весьма внушительно даже с учетом того, что выдает он по 150 Вт на канал.

Сквозь решетчатую крышку можно разглядеть гигантских размеров тороидальный трансформатор, большие «банки» электролитических конденсаторов блока питания, массивные алюминиевые радиаторы и провода большого сечения, соединяющие платы. Все сделано основательно, добротно, с приличным запасом. Нет сомнений, что заявленную мощность аппарат выдаст, не особенно напрягаясь.

О схемотехнике известно, что в выходных каскадах установлены транзисторы, обеспечивающие успешное согласование с низкоимпедансной акустикой и лучший контроль нагрузки в целом. Также разработчики говорят о наличии специальных схемотехнических решений, позволяющих максимально приблизить характер звучания к ламповому, но с сохранением всех преимуществ транзисторной схемотехники.

И тут стоит заметить, что в ламповой схемотехнике и ламповом звуке инженеры АМС прекрасно разбираются: в ассортименте компании есть даже весьма необычные гибридные усилители с транзисторным предварительным каскадом и ламповым выходным.

Коммутация и управление

Все вопросы, связанные с коммутацией и интеграцией усилителя в стереосистему, решены максимально практично и выглядят так, словно рассчитаны не на конечного пользователя, а скорее на инсталляторов. Большинство входов, обозначенных на селекторе, имеют двойное назначение, а дополнительные переключатели, находящиеся на задней панели, позволяют выбрать, какой вход будет использоваться в конкретном положении селектора.

Так, например, крайнее правое положение селектора на передней панели — это цифровой вход, а будет ли это оптика или кокасиал, нужно предварительно выбрать переключателем, находящимся на задней панели. И если приглядеться внимательно, таких переключателей, разъемов и пустых слотов под опциональные входы у AMC XIA150SE довольно много.

Таким образом реализуется фирменная модульная конструкция, позволяющая сохранять актуальность фирменных усилителей без постоянного обновления модельного ряда — в классическую модель просто добавляются модули входов, а к обозначению модели добавляется дополнительные буквы или символы. Пользователь же сможет выбрать удобную для себя конфигурацию и использовать именно тот набор входов, который подходит к его источникам.

Помимо хитрой коммутации входов AMC XIA150SE имеет наружные перемычки, соединяющие предварительный усилитель и усилитель мощности. Это также существенно расширяет возможности конфигурирования системы и позволит с легкостью произвести апгрейд.

Управление осуществляется либо с помощью пульта ДУ, который, как и сам усилитель, имеет узнаваемый ретро-дизайн из 90-х, либо посредством интерфейса RS232, либо манипуляторами, расположенными на передней панели.

Ручки громкости и селектор входов моторизированы, при этом первая реагирует на прикосновения вполне привычным образом, а селектор входов при повороте автоматом включает электропривод и прокручивает ручку на один шаг в ту сторону, в которую вы обозначите движение. Ощущения крайне необычные: в какой то момент ручка селектора буквально вырывается из пальцев и продолжает движение самостоятельно, сопровождая это утробным жужжанием.

А вот темброблок имеет обычную регулировку потенциометрами. Разработчики, кстати, заявляют об особенно тщательной разработке данного участка схемы — постарались сделать так, чтобы она не оказывала негативного влияния на звучание.

И действительно, включение/выключение темброблока кнопкой дает едва заметные на слух изменения, которые можно списать на тот факт, что среднее положение обоих регуляторов возможно было не идеально точным. И, кстати, работают регуляторы очень корректно, плавно меняя количество верхних и нижних частот. Впрочем, это уже другая история — про звук.

Лучшие черты

Для того чтобы прояснить некоторые моменты и нюансы звучания усилителя, я использовал две принципиально разные модели акустических систем: выполненные по современным канонам ELAC Vela  FS407 и винтажные по своей сути KLH Model Three.

Роль источника взял на себя цифровой проигрыватель Technics SL-G700. Из двух возможных вариантов подключения был выбран аналоговый — он давал более сбалансированный звук с глубоким басом и лучшей проработкой тембров, в то время как встроенный ЦАП делал звук более легковесным и светлым, с меньшим количеством баса.

В целом же разница между двумя вариантами подключения не была существенной. Это говорит, конечно же, не о равенстве качества двух компонентов, а скорее об избыточности Technics для данной системы. Однако именно такой и была его задача — дать на вход усилителя эталонный сигнал, чтобы в процессе тестирования можно было полностью сфокусироваться на связке «акустика + усилитель», не думая о том, как влияет на общую картину источник.

С самого начала прослушивания было очевидно, что в звучании АМС XIA150SE есть какие-то особые олдскульные нотки, которые в наше время крайне редко встречаются в усилителях, особенно в транзисторных. В подаче ощущались мягкость и аккуратность, свойственные ламповой технике, которые, однако, сопровождались вполне четкой прорисовкой звуковых образов и мускулистым басом, вполне в духе лучших транзисторных аппаратов.

Любую музыку на любой акустике AMC XIA150SE подает как цельные и живые образы. Их крайне сложно воспринимать по слоям или отдельными деталями, хотя уровень детализации у этого аппарата вполне достойный для своей ценовой категории. Как следствие — недостатки записей не выходят на первый план, даже компрессированные записи 90-х звучат интересно, а самые стерильные аудиофильские релизы оказываются вполне живыми и совершенно не скучными.

В связке с акустикой ELAC Vela FS407 звук был более сбалансированным, детальным и реалистичным. Так, например, во вступительной части трека «California» от U2 записаны шумы города, и с этой связкой возникает ощущение, что действительно находишься на улице города. Хорошо передаются пространство и перспектива, часть звуков доносится издалека, другие находятся ближе.

А дальше — полный восторг от услышанного. Система получилась достаточно прозрачной и при этом весьма музыкальной, что позволяло оценить ностальгические настроения исполнителей и характерный мастеринг, отправляющий слушателя в последние десятилетия ХХ-го века.

С жанровостью у этой связки проблем не возникает. Компоненты успешно справляются с совершенно разной музыкой и каждый жанр воспроизводят весьма увлекательно. Тестовые записи классики, которые я обычно слушаю фрагментами, в этот раз прозвучали целиком.

Связка KLH Model Three с усилителем AMC получилась более жанровой, но совершенно убийственным аргументом в ее пользу стали отличная работа в басовом диапазоне и великолепная ритмичность. Звучание нового альбома RHCP «Return of the Dream Canteen» в таком исполнении способно стать источником абсолютного удовольствия для фанатов Фли.

Для того, чтобы в полной мере оценить мастерство его игры, от системы требуется безупречная прорисовка басовых нот, динамичность и способность четко отрабатывать сложные ритмические рисунки — и все это присутствует в полном объеме.

Поэтому альтернативная музыка, вроде RHCP и RATM, наиболее эффектно звучала именно на связке AMC + KLH. То же самое можно сказать о классическом роке, фанке, дажазе, регги. Ожидаемо хорошо справлялась эта парочка с любой музыкой, записанной в аналоговую эпоху, особенно с записями 70-х и более ранними.

Важным косвенным показателем качества любой системы является длительность прослушивания. В моем случае оно заняло примерно в два раза больше времени относительно обычного, и по окончании не было ощущения усталости или дискомфорта, что говорит о максимальной естественности звучания. Поскольку в этих двух комплектах характер AMC XIA150SE был определяющим фактором, он и отвечал за этот эффект в большей степени.

Итог

AMC XIA150SE — это классический стереоусилитель с отличным звуком, которого не касалась рука дизайнера примерно с середины 90-х. Идеальный вариант для тех, кто не желает тратить лишние деньги на то, что не имеет непосредственного отношения к звуку. Ведь судя по тому, как звучит этот усилитель, весь бюджет до последней копейки был потрачен на совершенствование его аудиочасти.

Кажется, что из старой школы помимо дизайна было взято только лучшее — динамичность, теплота и плотность звука, солидный запас энергии, достоверность тембров и цельная подача. При этом у AMC XIA150SE, как и у большинства представителей современной школы, нет проблем с ритмикой и построением сцены, он не звучит грубо, не съедает мелкие детали.

В сумме это дает исключительно живое, выразительное и музыкальное звучание, максимально располагающее к получению удовольствия от прослушивания. Подача музыки у AMC XIA150SE абсолютно домашняя и меломанская, позволяющая слушать релизы совершенно различного качества, не испытывая ровным счетом ни какого дискомфорта.

В заключение нелишним будет напомнить о существовании младших версий данного усилителя. Если 150 Вт вам ни к чему, тот же самый звук можно получить в формате 50- или 100-ваттного усилителя. Младшие модели XIA50 и XIA100 будут не только компактнее, но еще и заметно дешевле. При этом, если верить эскпертам «Аудиомании», где проходило прослушивание, даже аппарат мощностью 50 Вт уверенно справляется со сложной нагрузкой.

живое и выразительное звучание, не подчеркивает недостатки записей, хорошо справляется с совершено разной акустикой, есть возможность конфигурирования входов, качественная реализация темброблока

дизайн на любителя утилитарного ретро, путаная схема выбора входов

AMC XIA150SE

141 015 рублей

Выходная мощность: 2х150 Вт (8 Ом)

Частотный диапазон: 20-20000 Гц

Соотношение сигнал/шум: более 85 дБ

Гармонические искажений: менее 0,03% (1 кГц)

Встроенный ЦАП: 24 бит / 192 кГц

Входы: 4х аналоговых RCA, Phono, коаксиальный, 2х оптических, вход усилителя мощности

Выходы: предусилитель, на наушники

Дополнительные интерфейсы: RS232

Габариты: 430x112x288 мм

Вес: 12,2 кг