У всех на слуху известная фраза Генри Форда: «автомобиль может быть любого цвета, при условии, что он – чёрный». Неужели и в Hi-Fi, где царит здоровый консерватизм, нет места для эксперимента, например, при создании акустической системы?
Смеем утверждать, что в нашей аудиосфере есть «рисковые парни»! Чтобы понять, о чём идет речь, предпримем экскурс в область технических подробностей, на наш взгляд, небесполезных для понимания ряда важных проблем.
Главная задача акустического оформления (внешне это – корпус колонки) состоит в том, чтобы отделить излучение фронтальной поверхности динамика от излучения тыла. Если этого не сделать, воздуха будет перетекать с фронта на тыл, и звука мы не получим из-за, так называемого, акустического короткого замыкания. Исторически первым оформлением для динамика был «бесконечный экран» в виде щита. Экран всех устраивал, пока к акустике не стали предъявлять требования хотя бы относительной компактности.
Выяснилось, что для этой цели больше подходит оформление «закрытый ящик» и специально спроектированный под него динамик. Но аппетиты потребителей росли, им хотелось более низкого и мощного баса. Оказалось, что для солидного баса требуется ящик столь же солидного объёма – размером с хороший холодильник. Тогда появились фазоинверторы (равно, как и оформление с пассивным излучателем). За счёт введения дополнительного резонанса удалось существенно углубить НЧ-диапазон, или, если посмотреть на ситуацию с другой стороны, при той же частотной границе объём ящика удалось уменьшить в разы. Ситуация устроила многих, однако нашлись несогласные, которые утверждали, что закрытый ящик им нравится больше: мол, здесь бас чище и как-то естественней... И тут-то начинается самое интересное. Джилберт Бриггс (Gilbert Briggs), в 1932 году основавший британскую компанию Wharfedale, в свое время детально исследовал эту проблему и в итоге предложил фактически новый тип акустического оформления, который он назвал апериодическим. Подробно Aperiodic-концепция изложена в его знаменитой книге Loudspeakers (1958). Суть вкратце такова. Акустический экран и закрытый ящик содержат лишь одну колебательную систему – сам динамик, собственные колебания которого сравнительно быстро затухают. Фазоинвертор (и пассивный радиатор) представляет собой вторую колебательную систему, где затухание идет медленнее. То есть, после того, как движение динамика закончилось, система продолжает некоторое время звучать. Бриггс придумал внести в такую систему дополнительное демпфирование, чтобы сделать затухание более быстрым, конкретно – апериодическим. Это достигается с помощью панели акустического сопротивления (ПАС), которая в простейшем случае получается, например, при вводе в фазоинвертор специально подобранного поглощающего материала.
Спустя полвека, главный инженер-акустик компании Wharfedale по имени Питер Камю вернулся к идее отца основателя компании – к оформлению Aperiodic с акустическим сопротивлением в виде узкого щелевого порта с поглощающим волокнистым материалом. На этой основе была разработана серия акустических систем Jade (нефрит). Можно сказать, что Jade – это престижная полная линейка в производственной программе Wharfedale, где есть и полочные, и напольные модели, и центральный канал, и акустика Surround. Кстати, ПАС – далеко не единственное наукоёмкое решение, которое нашло отражение в серии Jade.
За многолетнюю историю строительства колонок было немало попыток изготовления корпусов из древесины, но особого успеха они не имели из-за дороговизны и «певучести». Традиционными материалами были признаны фанера, ДСП и MDF (последние хороши по такому показателю, как демпфирование внутренних колебаний). Инженерам Wharfedale удалось найти компромиссное решение для своего нового проекта Jade – материал Crystalam, представляющий прочную слоистую структуру, по ряду свойств напоминающую древесину. Главное, что микро-перемещения одних слоёв относительно других здесь обеспечивают отличное демпфирование. Кроме того, Crystalam обладает высокими звукоизолирующими свойствами, а технология производства даёт возможность изготавливать как плоские, так криволинейные поверхности – еще один плюс! Если бы не себестоимость, получился бы идеальный конструкционный материал для корпусов колонок.Низкочастотные динамики – предмет особой гордости разработчиков: им удалось добиться беспрецедентной линейности. Диффузоры калибров 125, 150 и 200 мм выполнены из нового композиционного материала с фирменным названием Acufibre. Здесь сверху и снизу ткань из углеродного и стекловолокна, а между ними заключён слой, который создаёт необходимую непроницаемость и повышает общую жесткость поршня. Материал диффузора среднечастотника (его диаметр 76 мм) – целлюлоза с алюминиевым покрытием, названный авторами Alupulp. Купол твитера изготовлен из легчайшего металлического сплава, авиационных кровей. Во всех колонках твитер и СЧ-динамик смонтированы в компактный блок (о пользе такого решения – чуть позже).
После обилия технических подробностей обратим внимание на центральную позицию серии – модель Jade 5. Это младшая из двух напольных колонок. Ее высота (1055 мм) кажется оптимальной для сидящего в кресле слушателя, поскольку ВЧ/СЧ-блок находится на требуемой высоте от пола. Выглядит изделие добротно, основательно, но не тяжеловесно (масса 27,5 кг). Кроме варианта в рояльном лаке, Jade предлагается с фанеровкой вишни, тёмного ореха или неповторимой по рисунку древесины Burgundy Barr. Первое впечатление от прослушивания: акустика даёт всё, что мы привыкли ждать от недешёвой и грамотно исполненной разработки. У рояля правильный масштаб, тщательно сбалансированный тембр; скрипки порой могут проявлять излишнюю подвижность, что, впрочем, не вредит естественности; вокал ясный, артикулированный. А вот и первое открытие: четкие пространственные ощущения не требуют напряжения фантазии. Блистательно прорисованы все планы по глубине звуковой сцены. Такое качество дорогого стоит! Действительно, в условиях просторного помещения картина имеет чуть ли не натуральное эшелонирование, а солиста в центре, кажется можно обойти вокруг. Даже если помещение окажется менее просторным, глубина сцены не пропадает; главное, чтобы в записи были «акустические следы» концертного зала или студии, тогда Jade их обязательно покажет. Еще одна особенность – редкий, довольно необычный бас. Стоит прислушаться, и начинаешь понимать: ноты никогда не обрываются ступенькой, погружение в глубину проходит плавно, размеренно. При этом контрабас на удивление чётко оформлен, довольно глубок и информативен. Прибавляем громкость... Ещё. И ещё! Акустика не проявляет никаких признаков перегрузки. В рельефе бас-гитары появляется определённая брутальность, инструмент становится как бы массивнее, ударные не опаздывают по ритму. Резюмируем: на невысокой громкости бас аккуратный и спокойный – такое звучание придётся по душе знатокам оркестровой музыки, где, как правило, в басовый компонент не вкладывается значительное эмоциональное содержание. С ростом громкости низкие ноты становятся напористее, в басах появляется пластичность и драйв, который так ценят любители настоящего рока.Можно с определённостью заявить, что Jade 5 как бы умеет менять свой характер в зависимости от запросов. Она по-настоящему универсальна. Хотите тихо и спокойно – играем аккуратно. Хотите с размахом, от души – получите нешуточный драйв! На вопрос, какой усилитель можно рекомендовать для Wharfedale Jade 5, трудно дать однозначный ответ. Причем эта «трудность» почти не связана с технической стороной дела. Действительно, чувствительности Jade 5 достаточно, чтобы озвучить сравнительно просторное помещение, работая в паре с усилителем мощностью 50–60 Вт. Конструкция динамиков такова, что акустика без проблем принимает по 200 Вт и больше... По усилению советуем лишь общие моменты: да – желательно не экономить, да – партнер должен быть сильным и породистым... Речь о том, что выбор и не должен быть простым или растиражированным как на конвейере упомянутого Генри Форда. Акустика Wharfedale Jade 5 достойна сугубо индивидуального подхода.