Всем Привет! Надеюсь, что октябрьское выставочное мероприятие в Бородино ни для кого не обернулось потерей морального облика и самоконтроля))). Ожидания, на мой взгляд, оправдались. Шесть этажей были населены ярким и живым действом. Заградительная политика по продаже билетов отсекла болтунов, вертопрахов и сквалыг. Они, наверное, неплохие ребята и даже соотечественники, но только если не общаться))).

В этот раз не стану растопыривать мысленную пятерню, в попытке дотянуться до всех участников. Достаточно того материала, который в самозабвенном информационном радении выкладывают блогеры. У меня посещение выставки началось со знакомства с уютным полуподвальчиком, где обосновался Михаил под звучной вывеской «Баркет». Не могу говорить за всех, но мне подобный формат заходит сразу и встает в душевный разъем со «щелчком». Во-первых, никаких пафосных излишеств, все аккуратно и эргономично. Во-вторых, большое количество стеллажей с техникой в процессе ремонта или просто редкой, винтажной. В разных местах «припаркованы» Audio Note и Kondo, которые Михаил доводит до ума, по просьбе владельцев. Главное, что нет беспорядочного нагромождения. Можно пройти и расположиться на комфортном диване для беседы и прослушивания музыки. Система не поражает воображение умопомрачительной акустикой. Здесь не шоурум, поэтому антураж подчинен технической целесообразности и практическим соображениям. Даже в голову не приходит, что может быть как-то иначе. Сетап состоит из нескольких неброских, но крайне любопытных девайсов. Сразу обращает на себя внимание винтажная вертушка Garrard Model 301, вставленная в аккуратный корпус. Насколько я понял из пояснений данные проигрыватели вообще не укомплектовывались корпусами, это была отдельная история, не менее замороченная и увлекательная. Нет смысла перечислять остальное, все есть на фото, однако один любопытный аппарат упомяну. Немного сбоку, в рэковой стойке, вмонтирован ламповый усилитель Ortofone. Михаил сказал, что нынче он основательно подзабыт и не представляет умопомрачительной ценности, но крайне любопытная штука для тех, кто ценит классический европейский, винтажный звук. Мы подключали заслуженного «старикана» и попали под его очарование бесповоротно. Коммутация удобная, никаких «акробатических этюдов» за стойкой. Переключаются тракты поворотом ручки на преде Audio Note M8 Phono. Цифровая подача материала легко внедряется и не требует дополнительных настроек.

Слушали разную музыку и с винила, и из Qobuz. Garrard, конечно, потрясающий аппарат. Aurender W20 на его фоне – бледная тень из мира призрачных звуков. Мне и самому довелось убедиться, что Aurender сильно переоценен, но такой разрыв шаблона стал откровением.

Совсем сбоку находится еще одна стойка с какой-то вертушкой, в процессе отладки, сверху и различными блоками с логотипом Audio Note. Похожи на ЦАПы, CD проигрыватели и усилители из младших линеек. Крайне любопытная стойка. Вообще всем, кому интересен теплый, певучий звук для внутреннего оттяга, под любимую музыку, стоит пообщаться с Михаилом. По крайней мере не ваш портмоне будет объектом ласкового внимания, а пожелания и надежды, в первую очередь. Почерпнете много интересного от человека, который на кончиках пальцев держит внутреннее понимание преимуществ и недостатков ламповой техники. Кстати, по «цифре» с Михаилом тоже можно пообщаться, он, таки, имеет что сказать за «математику».

Я не писал на диктофон нашу беседу, да и особых сведений Михаил не сообщал. Мы просто познакомились и остались, надеюсь, приятелями. Возможно в будущем удастся наваять более подробный рассказ об этом человеке и его искреннем увлечении винтажной техникой, тем что составляет глубинный смысл истории «подвластных» ему брендов в Российском аудио пространстве.

А потом я направился на выставку. Должен сказать, что вечером четверга мне довелось немного «помотылять» по комнатам, но с дороги как-то неубедительно. Соответственно полный возвышенных интенций, но твердой поступью «продефилировал» с улицы в вестибюль на первом этаже…

Комнаты 1107 и 1101

Принятая на себя роль «штатного летописца» LIVING ATHMOS и VPAcoustics повлекла меня на 11-й этаж проведать, так сказать, «летописуемых подопечных». Расположились они комфортно, особенно Литвак Валерий в комнате 1101 под вывеской Аналог Ренессанс. Помимо Валерия, с кабелями LIVING ATHMOS, за столом с креслами, в комнате стояли несколько стендов с аксессуарами для виниловых проигрывателей и средствами по уходу за ними. Мой опытный взгляд сразу выделил двух очаровательных женщин, которые помогали Миронову Вадику в его экспозиционных радениях. По диагонали от Валерия, в противоположном углу, были закреплены красиво подсвеченные белоснежные крылья… Сознание затуманилось, где-то по краю памяти пронеслись, не к месту, слова «летучий эскадрон…»

Если сразу сказать об итогах «бдений» Литвака Валерия, то, пожалуй, эта выставка принесла обильные плоды его шестилетней деятельности. Усилия по продвижению бренда LIVING ATHMOS не пропали впустую. Деяния отозвались обильным урожаем искреннего интереса. Как выяснилось - множество людей слышали или желают послушать кабели. Там, куда Валерий приезжал лично и подбирал наиболее подходящий к сетапу обвяз, все сложилось наилучшим образом. Происходил обмен мнениями, воронка узнавания раскручивалась, вовлекая новых активных участников. В это время, в некоторых чатах, по запросу не очень умных конкурентов, бренд поливали помоями. Однако на «земле» все решает личный опыт и опыт доверенных людей. Как итог, потянулся народ со всей страны. Очень рад за Валерия. Он, на мой взгляд, более других заслуживает успеха. За беззаветную преданность идее и готовность помогать людям.

Но, в тот момент, Валерий деловито общался с посетителями, даже не представляя что его ждет. Поэтому не стал мешать и отправился в комнату 1107. А там стояла новая акустика Валерия Перевезенцева TRYPLEX Midi “55th Anniversary Edition”, новый усилитель Трусова Александра Biggi (Бегемот) Signature и хорошо известный регулярным посетителям бобинный магнитофон Studer-A62. В правом дальнем углу присутствовала стойка со вспомогательными девайсами, но они в глаза не бросались.

Акустика имеет долгую, кропотливую историю создания. Делалась она несколько лет, под конкретного человека, который любезно предоставил ее на выставку. Нет, сам процесс сборки и отстройки занял не так много времени, а вот отбор компонентов был скрупулезно придирчивым. Последние полгода она стояла в мастерской и доводилась до взыскуемых параметров. Я, кстати, иногда позволял себе подтрунивать над подобной педантичность. Процесс отстройки происходил в подготовленном помещении, комната будущего хозяина была замерена неоднократно и подготовлена, с учетом расстановки техники и музыкальных предпочтений. Получились высокие (180 см) и объемные конструкции, состоящие из трех блоков. Очень непривычный, но стильный цвет «баклажан». Четырех полосная акустическая система бас, мидбас, два излучателя среднечастотного диапазона и ленточный твиттер. Такое количество излучателей понадобилось для бесшовного сращивания звукового полотна. Сзади установлен еще один твиттер и расположились точно рассчитанные фазоинверторы. По настоянию заказчика акустика стоит всей плоскостью на подставке с кварцевым песком, повторяющей профиль колонок. Басовик и мидбас – бумажные, среднечастотники – керамические Accuton, твиттеры, как я и говорил, ленточные и спереди, и сзади. Звук очень ровный и насыщенный жизненной «похожестью» воспроизводимых инструментов. Поэтому понадобился соответствующий «аккомпанемент» высокопроизводительных девайсов и высокопрофессионального обвяза.

Александр Трусов предоставил свой новый Biggi (Бегемот) Signature. Внешне он отличается только надписью Signature под дисплеем. Что там говорить, сам Бегемот получился исключительно точный, быстрый и певучий, а это вообще какой-то Сверх Бегемот Х. Какие межпланетные технологии в него «вдувал» Александр? В общем, в связке с акустикой он себя показал исключительно. Голос, инструменты, сцена все как мы любим, «вкусно» и очень натурально. С акустикой они практически слились в единое целое. Легко себе представить, как Бегемот кабелями приобнимает за талии акустическую пару и интимно изрекает: - «Ну что, Девчули? Грянем?»

По выставке, тут и там, были расставлены еще несколько усилителей. У AllB Music, в комнате 510, стояло даже два. Бегемот «шатал» большие коаксиальники, с квадратными динамиками, а Atomico MK II был подключен к акустике поменьше, с разнесенными динамиками. На упругий и отчетливый звук традиционно собирался народ. Леонид, походу, не парился из-за «артефактов». Выставка – есть выставка, да и контингент, вроде, с пониманием относился к условиям. Тем более, что у него есть где продемонстрировать возможности его «лаудспикеров», во всей, так сказать, авантажности.

Еще один Atomico стоял в комнате Электра и там сыграл не последнюю роль, наряду с кабелями LIVING ATHMOS, в получении ежегодной награды от экспертов Hi-Fi & High-End Show.

Михаил Мамонов привез копии с мастер-лент записанные на студии Smart Audio Recording и Studer-A62, на германиевых транзисторах.  К Бегемоту Studer подключили кабелями LIVING ATHMOS, собранными специально для этого. Сетап состоял из настоящих тяжеловесов, с полноценным контентом, что называется от истоков. Не мудрено, что зазвучало все так, как будто музыканты незримо находятся в комнате. Чтобы это ощутить даже особо напрягать воображение не надо было. Очень люблю этот момент свежего восприятия, когда заходишь и окунаешься. Первые несколько секунд критическая составляющая сознания ошеломленно молчит, но именно в эти мгновения получаешь настоящий кайф. Потом включается внутренний Аудиофил, начинает анализировать и подмечать...

Далеко не все сложилось в унисон ожиданиям. В прошлом году мы «гужевались» в 1004 номере, но и там были сложности с помещением, несмотря на акустические системы гораздо меньшего размера. Похоже, это общая проблема в Бородино, плюс напряжение в сети плавало довольно сильно. Ну что уж тут поделаешь. Основные несостыковки возникли из-за так называемых «стояков». Ниже я помещу подробное пояснение по данному вопросу от Перевезенцева Валерия, если кому интересно. Комната заводилась в основном на басовых партиях. Было всего два места, наиболее выигрышных с меломанской точки зрения. Но на два стула всех не втиснешь. Однако народ приходил опытный и с пониманием.

С нами, в этот раз, присутствовал Столяров Сергей, человек, который привнес инновационные методы настройки звукового поля в помещениях. Он и его бренд «Звук Жизни» приобрели известность, широко обсуждались на различных форумах и в чатах. Поскольку тех, кто соприкоснулся с эффектом напрямую не так много, то вердикт, не овеянного практикой применения большинства, был весьма предсказуемый: -«Такого не может быть, потому что не может быть никогда!». Еще часть оппонентов выразила сомнения аккуратнее, имея более обширные познания в теории. Иными словами, речь идет о модулях, которые поглощают некоторые виды излучений, оказывающие влияние на восприятие слушателем звуковых волн. Согласен, пояснение так себе. Не впечатляет нативной наглядностью, уводит в область научной схоластики и эфемерных умопостроений. Тем не менее, будучи свидетелем лично, могу подтвердить действенность. Данное изобретение направлено на филигранную нюансировку процесса, соответственно, работает в подготовленном помещении гораздо убедительнее. Масштаб же проблемных резонансов в комнате 1107 превалировал над тонкими настройками, хотя даже в этом случае улавливались улучшения от постепенной расстановки рамок с модулями.

Я, со своей стороны, придумал себе «методу», которая помогала отрешиться и занырнуть в суть события. У нас есть некий внутренний дальномер, если закрыть глаза, то это свойство совершенно достоверно определяет направление, близость и «одушевленность» звучащего объекта, а далее включается воображение. Мне живо представлялось, что если встать и пройти между колонками шагов семь-десять, то можно запросто облокотиться о рояль, похлопать по плечу гитариста или ощутить запах духов Кристины Ковалевой. Я «синхронизировался», как по сигналу «клока», на подобное восприятие и пытался выловить его оттенки в других комнатах. Когда же настрой размывался, снова шел в комнату 1107 за «подпиткой». В моем случае это работало.

Честно говоря, далеко не везде меня настигал подобный «фантом», где-то совсем по-другому, кое где было ощущение, что инструменты довольно далеко, а где-то и вовсе не удавалось проникнуть воображением за акустику. Конечно, это все - субъективно и я не претендую на достоверность подобных экспериментов в профессиональной оценке. Все «сражались» за звук отчаянно, не всем посчастливилось одолеть обстоятельства, поэтому просто расскажу, что понравилось, а о грустном «готично» промолчу. Единственные о ком кратко поведаю – это ART&AIR Cables. Они, на мой взгляд, своей «продукцией» провалили премьеру новой акустики очень талантливому конструктору. Мне приносили послушать их поделки на заре моего увлечения и даже тогда у меня не нашлось для них добрых слов. Однако это мое частное мнение.

Променад

Итак, начну традиционно с Gong-AV. Ожидаемо, что они привезли отлично зарекомендовавшую себя акустику Brodmann, но в этот раз вместо разнообразных DarTZeel весь сетап состоял из MSB, включая моноблоки. Евгений Трофимов все настроил соответственно своим предпочтениям. В этот раз было меньше интимной вкрадчивости, звук был плотный, густой и, одновременно прозрачно-подробный. Вероятно, MSB имеют именно такой характер подачи. Однако колонки справились и на выходе получился «вкусный», певучий, орнаментально-отчетливый результат. Глубина и масштаб сцены пропорционально сочетались с комнатой. Иными словами, снова все было на высшем уровне и даже акустические «некайфы» помещения затаились по углам.

В этот раз, что не характерно для Gong-AV, они пригласили поучаствовать с ними конструктора небольших полочных систем, предоставив интегральный усилитель DarTZeel. И надо сказать, что не зря. Небольшие, интересной формы полочники звучали достойно и полновесно. Очень чистый и подробный звук. Послушать их было очень приятно.

Из тех, кто мне знаком лично, еще хочется отметить Константина с акустикой Operly. Помогала ему его дочь Соня, очаровательная девушка и, главное, увлеченная папиными заботами искренне и непосредственно. Я видел и слушал эту акустику и раньше, познакомился с самим Константином в салоне Нота+ на Винил Джеме. В этот раз, усилиями Литвака Валерия, в обвязку были включены кабели LIVING ATHMOS, а также поучаствовали, как источники, компьютер конструкции В. Перевезенцева и ЦАП ESE Audio от Епанчинцева Евгения. Мне симпатична сама идея акустики и понравился яркий, чистый и сочный звук. Очень приятное сочетание. Равнодушным не оставляет. Возможно технология обратного рупора не так чувствительна к стоячим волнам, но я не заметил значимых артефактов, которые бы портили общую картину. Оформление яркое и стильное. Оттенки цветов, бежевого и красного, подобраны исключительно точно, с большим вкусом. Будь я коллекционером и жил бы в большом доме, то не преминул бы выделить одну из комнат под сетап с Operly. Их даже просто созерцать приятно, а слушать можно долго и с чувством.

Конечно же я заглянул в комнату, где стояли KlipschHorn, мы с Павлом обстоятельно пообщались. Данная акустика, у меня, вызывает интуитивно теплые чувства, поэтому ей будет посвящен отдельный материал.

А вот про Электра стоит сказать самым подробным образом именно здесь. Они появились в поле зрения широкой аудитории недавно. Премьера состоялась на первом Hi-Fi & High-End Show в Санкт-Петербурге, что символично. Они основательно вложились в имиджевые сопутствия. Поработали над шоурумом. Есть просторное, оборудованное помещение, куда можно прийти и расположиться, послушать и расслабиться. Попадаешь в гости, а не на «разделочную финансовую доску». Кофе – запросто. Чай и плюшки тоже. Даже уличную обувь надо снимать, а это подсознательно настраивает на весьма уютное времяпрепровождение. Выдаются бахилы, а если захватить с собой любимые домашние «чюни», то и уходить не захочется.

Идея бренда родилась на основе большого опыта работы со звуком в студии. В том смысле, что: а почему бы, в формате студийных мониторов, не сделать акустику для дома? Габариты не вызывают отторжения у прекрасной половины человечества, вписываясь в любой интерьер, даже самый компактный и затейливый. Внутренний объем акустики позволяет воплощать вполне «взрослые» решения. И правда, звук у этих «малышей» практически не уступает напольным колонкам. В таких задачах важен творческий подход и, таки, есть что сказать за Музыку. Это вам не Рабинович напел. Плюс, не настолько «фешенебельно», чтобы стало «нерентабельно».

Изысканный «handcraft». В подаче никаких «я-так-слышу», все по самым высоким стандартам. Комната прослушивания в «шоуруме» наполняется звуком легко, а это 54 квадратных метра, на минуточку. Даже трудно, поначалу, соотнести со стоящими по бокам стойки «головастиками».  Тем не менее, слушать их можно и вблизи. На выставке вечером, узким кругом, мы «благорастворяли» и «осязали» контент с расстояния полутора метров - никакого дискомфорта. Универсальные колонки и не зря они получили на выставке приз «Лучшая полочная акустика 2024 года в диапазоне 100-500 тысяч».

Основные участники, которые на виду, Олег и Петр продирают проект сквозь напластования «посконного» недоверия и скептицизма. Отдают себе отчет о том, что сделано и что еще требует критической оценки. Петр, например, без всякого «жеманства» говорил, что напольная акустика Мираж нуждается в доработке, внимательно ловил слышимые только ему нюансы, имеющие отношение к конструктиву. Олег имеет свежий и быстрый взгляд на расстановку сил в аудио мире. Умеет мгновенно и креативно реагировать, четко видит финансовые аспекты и перспективы. Хорошая подобралась команда. Не сторонятся прямых конкурентов, наоборот привечают, вовлекая в совместную «движуху».

Пока я разматывал разноцветный клубок выставочных впечатлений и размещал их в виде текста поступила информация, что после Бородино организационный этап плавно перетек в практическую плоскость. Прямо с экспозиции пара Фантомов уехала к новому обладателю в Волгоградскую область. Еще один собственник с нетерпением ожидает отправки другой пары. Акустика Мираж дорабатывается, с учетом полученного опыта. Запускаются в серию пять пар, чтобы в марте начать отправки заказчикам. Искренне желаю им успеха. Надеюсь, что весной в Питере они «расшарят» обаяние своих изделий на наш аудио «бомонд» и потеснят «признанных авторитетов» с уютненького пьедестальчика.

Кстати, в шоуруме Электра на постоянной основе присутствуют: усилитель А. Трусова Atomico, усилитель Electrotone Р. Меняйло, кабели LIVING ATHMOS, в ассортименте. Так что, выставочный сетап можно повторить и послушать, записавшись, не торопясь. Разговаривая с Олегом по телефону, я понял, что планов огромное количество. Из тех, которые уже можно изложить, выделяются два. Первый, что акустика С. Цибизова, скорее всего, станет доступна к глубокому ознакомлению уже совсем скоро. Второй, что днями А. Трусов привезет свой Biggi (Бегемот) Signature, который планируют подключить к новой акустике Мираж с полным «обвязом» L.A. Поскольку я являюсь «погонщиком» одного из Бегемотов, то мне, конечно же, очень любопытно как «гипоппо» поладит с этими колонками. Не исключено, что и прочие «inhabitants» Электра поучаствуют этом шоу. Относительно прочих девайсов – моя персональная версия, вероятная, но не столь очевидная, как само мероприятие

Запомнились на выставке еще два участника. Первый это там, где стояли колонки Magico, с черной лицевой частью и голубыми корпусами. В Екатеринбурге как раз эта акустика сыграла довольно вяло. В этот же раз топовые, большие и полностью черные, не впечатлили, а упомянутые как-то свежо сыграли. Чисто, глубоко и прозрачно. Почудилась некоторая колкость на стыке средних и высоких, однако я задержался и с удовольствием послушал музыку.

Вторым, очень запоминающимся, оказался опыт с новыми усилителями S.A.Labs и акустикой Raidho. Когда я туда заглянул, то играли советские песни послевоенной поры, с ленты. Сама запись была тщательно отреставрирована, голос звучал очень чувственно, с завораживающей артикуляцией. Правда объективация не cлучилась, исполнение несколько напоминало «глас из поднебесья». Оно шло из некоего пространства и чуть сверху. Может из-за мастеринга или возможностей звукозаписи того времени. Но это, скорее, придирки, потому что чудесно передавалась проникновенность и крайняя душевность. Очень хорошая связка. Уж не знаю, что там еще воспроизводили, но то что я услышал мне понравилось и отозвалось в душе.

Теперь хочу вернуться к вопросам воспроизведения на выставке с технической сторон. Мы все приходим туда не поглазеть, условно, на клоунов и обезьяна, а подразумевая, что представляют технику профессионалы и это так на 99%, погрешность оставим на совсем новичков. Однако, по каким-то причинам ожидания оказываются несколько завышенными. Нам встречаются в разных комнатах звуковые артефакты, изжитые в собственных системах еще на заре увлечения. Кто-то понимает суть происходящего, кто-то брюзжит, а кто-то пытается поучать. Большинство выражает совершенно конкретные и обоснованные наблюдения, но причинно-следственных связей никто не учитывает, а любое явление имеет свою природу и объяснение. Решение же далеко не всегда очевидно, с тем набором возможностей, которые доступны в экспозиционном поле. Больше скажу, стоимость подобных работ может оказаться выше расходов, затраченных на оплату комнаты (комнат) и сопутствующего сервиса.

Итак, в комнате 1107 Валерий Перевезенцев и Мамонов Михаил столкнулись со стоячими волнами в широком диапазоне частот. Длительность ревеберации иногда достигала 1,8 секунды (в студиях нормой считается 0,4 секунды), т.е. на отдельных частотах звуковая волна, переотражаясь, «зависала» и перемешивалась с последующими, формировался ощутимый гул. Особенно ярко это выражалось на записях с активной бас гитарой и контрабасом. Учитывая, что проигрывались копии с мастер-лент и воспроизводились они со студийной техники, то легко себе представить, как бы завелась комната от того же набора живых инструментов и голоса. Правда тогда бы ни у кого не возникло вопросов относительно естественности звукоизвлечения. Тем не менее, определенная прослойка «критиков» (четвертая древнейшая профессия) не берут подобную «малость» в рассчет. Громоздят в чатах чудовищные заключения о качественных недостатках демонстрируемой техники. Взращивают пышные «цветы» конспирологических рассуждений про «всемирный заговор», под эгидой общей обратной связи. Томят на огне нездорового интереса некое «ирландское рагу» из обрывков сведений и теорий, приправленное собственными домыслами.

Пишется все это не для них, а для тех, кто обладает пытливым умом и воображением, кто способен связать причины и следствия и кому важна суть явления, на предмет работы со своим сетапом. Итак, напомню, что 99% экспозиционеров – это люди с огромным опытом, способные критически отнестись к результатам и спокойно обосновать тот или иной аспект. Хочу представить вам краткий отчет о замерах акустических свойств комнаты 1107 от Перевезенцева Валерия. Эти данные можно легко проецировать на остальные помещения и уже затем, несколько иными глазами и ушами, воспринимать звукоизвлечение на выставке.

УСТРЕМЛЕНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Вступление.

Давно хотелось затронуть эту тему серьёзно, но всё как-то не срасталось. А тут наболело. Итак, начнём. Каждый год проходит несколько аудио шоу и большое количество «звуколюбов» приезжает послушать и посмотреть на новинки аудиотехники. Они бродят по комнатам и что-то слышат. Наверное, как они думают – звук. Выбирают звук, обсуждают этот же звук. Потом выносят оценки и делятся впечатлениями. Где лучше, а где хуже.

Насколько это адекватно? Часто просто вкусовщина. Нравится или не нравится. Дорого или не очень. Комментарии звучат примерно так: - «Да я за эти деньги сам себе сделаю!» Часто можно услышать и более резкие выпады: - «Ужасный звук! Понапихали топовых динамиков, а бас гудит!» или «Баса нет совсем, мои S90 играют не в пример лучше! И это стоит лимон зелени! Да ты посмотри какие провода, вот дебилы…» И смешно и страшно. Любой вправе сказать, что и у меня на выставках звук так себе. Именно так себе и не более. То, что можно там сделать никак нельзя сопоставить с потенциалом, который раскрывается в нормальных условиях. Если совсем честно, то моя оценка того, что получилось на выставке в Бородино - 3 из 10. Михаил Кучеренко «утешил», сказал, что на 4 из 10 потянет.  Конечно, немного спасают какая-никакая акустическая обработка и аналоговый источник. Но именно, что немного. Можно было бы плюнуть – народ валом валит, как партизаны из леса. В коммерческом плане все хорошо. Михаил многих осчастливил своими волшебными записями, я получил несколько заказов на акустику и инсталляцию, у Литвака Валерия полные карманы заказов на кабели, Александр Трусов тоже не обделен вниманием. В целом поработали результативно. Но! Мы ведь не «барыги». Нам важно, чтобы был душевный консенсус с посетителями, чтобы заказчики были счастливы, а не мучились с неведомыми звуковыми «фантомами», мрачнея день ото дня от безысходности. Поэтому опишу две основные проблемы, сопутствующие случайному выбору помещений для аудио перформанса.

 Суть проблем

1. Проблема Электрическая.

Где, хотя бы, 220 вольт? Боюсь даже озвучивать, что желательно 230! В наличии, в розетках - 210-216. Не спасают никакие регенераторы и трансформаторы. Да еще и нагрузка плавает. В 11:00 все играет, а через час, тот же трек, бубнит и гудит. Затем в 17:00 снова хорошо. А к 19:00 просто запело! Думалось, что в выходные будет получше, но нет. Все тот же «коленкор», в том же «аксепте».

 2. Проблема Акустическая.

Бородино не самый плохой вариант. Стены - не гипсокартон. Бывало и похуже. В маленьких номерах, при большом скоплении народа, стоячие волны глушатся. У нас этот вариант не «проканал». Если честно, то пришлось под выставку брать то, что было. Планировалась совсем другая акустика и акустические панели. Ну чего уж оправдываться, что было то и есть. А вот что есть покажут графики измерений акустических свойств нашей комнаты.

Замеры делались комплексом AUDIOMATIKA CLIO, обработка DIRAK

Мечталось бы о времени реверберации 0.3-0.4 сек., без сильных перепадов. Мечты, мечты… а вот вам реальность… вуаля!

 «Ну и что?» – спросит кто-то. А я отвечу: - «Используя академическую терминологию - это Жопа!» Хотя, если честно, такое, в домашних условиях, встречается сплошь и рядом. Но там время терпит, можно подбирать и настраивать под условия прослушивания. А здесь всего два дня до выставки… Несмотря на ухищрения со шредерами, акустическими панелями и басовыми ловушками, на 31 Гц звук длится почти 2 секунды!

И это, кстати, измерения без привлечения акустических систем – это просто хлопок воздушного шарика.

Вот для наглядности еще один красивый график. От 150 до 2000 Hz шарик, а всё что ниже комната.

 Что здесь плохого? Во-первых, все что ниже 1000 Гц, во-вторых резонансы 28 и 74 Гц. При воспроизведении музыки с компьютера, через акустические системы, работающие от 38Гц (-3дб), можно то, что ниже 35Гц отрезать и получить вполне приличный результат. Однако при воспроизведении с мастер-лент увы, 74Гц – это реальная, и не только наша, беда. Резонанс сумасшедший. Немного улучшили ситуацию подручные акустические «приблуды» и рекламные «штендеры», но, в идеале, были бы открытые книжные шкафы, с книгами естественно.

В. Перевезенцев

Вот так! И моего разума коснулись, поначалу, некомпетентные подозрения, чего греха таить. Но полноту звучания акустики можно распознать, опираясь на вышеизложенные факты. Оценить плотность и насыщенность звуковой палитры несложно по воспроизведению инструментов, которые не инициируют резонансов. Не стоит думать, что кто-то кого-то пытается развести и убедить, что черное - это белое и наоборот. Никто ведь не усомнится в огромном практическом опыте Михаила Кучеренко, ни у кого не повернется язык упрекнуть Petrik Audio в некомпетентности. Так почему же не задаться вопросом о первопричинах неприятных звуковых резонансов. Зачем бродить по комнатам и сумрачно злословить, что «посевную», мол, завалили? Зачем, с трагическим надрывом, стенать в чатах про несовершенство аудио мира?

Я не возьмусь утверждать, что познал глубинную суть провоцируемых динамиками процессов, но осмелюсь предположить, что люди, которые меня консультируют, достойны того, чтобы им доверять по исключительно широкому кругу сведений. Практические шаги, предпринимаемые мною, подтверждают правильность советов, коими я руководствуюсь. А посему предлагаю изложенные В. Перевезенцевым обстоятельства считать обоснованными и в дальнейшем, с благожелательным настроем и открытым разумом, подходить к демонстрируемым аудио изысканиям, т.е. «с «людями» надо «полегше», а на вещи смотреть «поширше».

 

Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!

Fishmerchant