Каким бы позитивным ни был музыкальный жанр, всегда найдутся темные умы, которые переосмыслят и вывернут все наизнанку. Хотя, похоже, что джаз в этом смысле все-таки выделяется на фоне остальных жанров. Вы когда-нибудь встречали Dark Funk, или Dark Soul? Может быть, вам попадался Dark Pop?

Попадались? Неудивительно, ведь это вполне реальные жанры, с реальными исполнителями и приверженцами. Просто их не так много, и не всегда они на слуху. А вот джаз, как один из основоположников музыкальной культуры, может позволить быть на волне популярности не только себе, но и своим субкультурам, которые с ходом времени примыкают к нему.

Dark Jazz, уходя корнями в классическую стилистику, в свою очередь заимел пышную крону из многочисленных вариаций музыкальных подходов. В общих чертах история похожа на Новую Школу, которой мы уже неоднократно касались. Но здесь меньше пафоса и ажиотажа, софиты приглушены на минимум, и совсем никакой спешки: полумрак не любит суету. Дождемся вечера, либо же задернем шторы прямо сейчас — и приступим

The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble

Этот проект голландца Джейсона Кенэна, пожалуй, можно считать одним из самых известных и популярных даркджазовых коллективов, который, к тому же, имеет соответствующую жанру предысторию. Изначально в планах не было ни группы, ни альбомов, но музыка создавалась. Ее цель — фон к старым немым фильмам Фридриха Мурнау и Фрица Ланга, вроде того же легендарного «Носферату».

Амбициозная идея, не правда ли? Понятно, откуда она исходит: во времена фильмов без звука звук все же был, в голове сразу же возникает стереотипная картинка с пианино на фоне растянутого белого полотна. А теперь как быть? Конечно, добиваясь аутентичности при просмотре, можно и пианиста пригласить, и ноты разыскать. Но в общих случаях фонограмма была явно необходима, причем довольно атмосферная, ведь с тем же «Носферату» иначе не получится.

Так, успешно опробовав себя в роли саундтреков, музыка TKDE начала свой собственный путь — без визуальной поддержки. Но только спустя шесть лет с момента основания, в 2006 году, они смогли выпустить дебютный альбом, который был назван в честь самой группы. После этого было еще три альбома, далее — реорганизация и ребрендинг в The Mount Fuji Doomjazz Corporation. Но на сегодняшний день и первый, и второй коллектив прекратили свою деятельность.

В своей музыке The Kilimanjaro Darkjazz Ensemble не ограничивались ни стандартной для джаза стилистикой, ни привычными инструментами. Но это и не удивительно, ведь сложно представить себе страшного и ужасного графа Орлока, который крадется в полумраке под бойкий джазовый аккомпанемент.

Здесь ритмика меняется от трека к треку, но минорная атмосфера не устает за ней следовать. Достигается она и за счет применения электронных инструментов, и за счет необычного звучания привычных для жанра скрипок и ударной установки. Откуда-то из мрачных глубин неожиданно возникает вокал, и это здорово: внимание слушателя необходимо переключать, делать акценты — с этим у TKDE полный порядок.

В целом же, это все-таки дарк джаз, который лишь изредка намекает на эмбиент. Скучать с Килиманджаро не придется: они умею подстегнуть ритмом, дать искорку перкуссией. Это просто необходимо, ведь если не будет искорки — как мы поймем, что вокруг темнота?

Слушать можно здесь


Trigg & Gusset

Голландия — просто кладезь талантов. И чем мрачнее музыка — тем больше шансов, что ее написали и сыграли ребята из Голландии. Так повелось еще с разбора неоклассики, так продолжается и с «темным» джазом.

На этот раз дуэт — Эрик Ван Гир и Барт Кнол. Саксофон и кларнет: казалось бы, откуда здесь взяться темным материям? Видимо, хмурое небо Северной Европы умеет подсказывать, как с помощью любого инструмента получить мрачную музыку. Конечно, парой инструментов обойтись тоже не получилось (хотя могли бы — есть кого привести в пример), и композиции все-таки в меру насыщены электроникой и приглашенными к записи альбомов гостями.

Но можно считать, что основополагающие духовые все же не дали коллективу скатиться в полный минор. Во многих треках присутствуют стандартные джазовые проходки, которые на мгновение распахивают наши задернутые шторы, рассеивая полумрак — ведь еще не вечер. В иных случаях слушатель натыкается на полный нуар, с зацикленным мотивом и  настроениями в духе Дэвида Линча. То ли удачная подборка ведущих инструментов, то ли хмурое северное небо, а, может быть — все вместе взятое, но, по итогам, таинственности и атмосферности этим трекам занимать точно не придется. 

Слушать можно здесь

Povarovo

Смеркалось. Кто-то называет их музыку «вязким болотом», кто-то опасается ее, как безлюдных мест ночью, а некоторые даже называют их творчество не музыкой, а «чередой ужасающих видений». Тем не менее, такие характеристики скорее еще больше интригуют, чем отталкивают.

56°04′36″ с. ш. 37°03′44″ в. д., дачный поселок Поварово, Солнечногорский городской округ, Московская область. Как, зачем и почему — знать не знаем, но свое название коллектив посвятил именно этому населенному пункту. Конечно, такие глубокие познания в географии Московской области очевидно намекают нам, что коллектив образовали наши соотечественники, сообразив таким способом импортозамещение еще до того, как это стало мейнстримом.

И, пожалуй, это единственная группа из нашей подборки, которая не только творчески, но и физически находится на темной стороне, в тени: имен своих не разглашают, но на концерты, тем не менее, приходят. О составе известно только то, что господин 201 играет на клавишных и гитаре, мистер Рыба солирует на трубе и кларнете, а месье 8449494 играет на басу и виолончели. Короче говоря, стилистика Povarovo продумана до мелочей, начиная от мистицизма маленького дачного поселка и заканчивая замысловатыми «именами» ребят.

Но и музыке надо отдать должное: представьте, что на улице уже ночь, но вы все равно задернули шторы, а потом еще закрыли глаза. Максимально атмосферно, черный цвет разобран на тысячу оттенков и расфокусирован по панораме так, чтобы охватить все, за что мрачная музыка может зацепить своего ценителя. В этих треках слышатся идея и посыл, они ладно скроены, хорошо организованы, органичны и отличаются от того, что предлагают зарубежные партнеры. Пусть мрачно и эмбиентно, но именно такая совокупность характеристик позволяет слушателю получить полный ассортимент мурашек по коже.

Слушать можно здесь

Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov 

Что тут у нас? Ах, да: «музыка улиц и прокуренных баров» — возврат к истокам джаза! Конечно, в этом случае реверс получился весьма своеобразный, но культурную ценность имеет все же немалую. Хоть книгу пиши: «Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov, или как один саксофонист джаз возрождал».

Вольдемар Бибоповский — тот самый саксофонист, который отличается на нашей джазовой сцене просто невероятной продуктивностью, выдавая уже много лет альбом за альбомом. И самое главное, что качество и разнообразие музыки просто ставит в тупик неосведомленного слушателя: альбомов — десятки, шедевров — еще больше.

Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov тоже имеет под собой оригинальную идею, ведь изначально у Вольдемара не было задумки создавать коллектив с постоянным составом, а совсем наоборот. По итогу так и получилось, потому что единственный постоянный музыкант в этом коллективе — это сам Вольдемар.

Надо признать, что идея жизнеспособная и плодоносная. Ведь каким бы талантливым ни был состав, рано или поздно он исчерпает свои возможности и в ход пойдут известные приемы в стиле «а посмотрите, кого мы пригласили для этого альбома». Вольдемар сразу перешагнул через этот этап, получив взамен возможность всегда быть на острие музыкальных сводок. 

Конечно, на первых этапах одной музыки мало, и приходилось прибегать к различным уловкам в стиле исконно русского словечка в названии композиции. Но уловка стала традицией, поэтому не стоит удивляться, что в этом тексте не приводятся названия треков. Хотя некоторые озвучить можно.

Например, «Паяльник и клуб правдивых ответов», или «Никогда не разговаривай ночью с девочкой на качелях». В целом, этот трюк работает, потому что каждый трек хочется послушать, и каждый слушатель в этом множестве альбомов может найти такое название композиции, которое, помимо нуара, накинет еще и ноток ностальгии. «Помнишь, как ты замерзла и я отдал тебе свою кофту?»

Концептуально музыка Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov находится все там же, на темной стороне. И пусть не каждый из треков можно причислить к джазу, и не каждый из них совсем уж нуар, но нужно отдать должное: у Вольдемара получилось то, о чем многие могут только мечтать.

Слушать можно здесь