Изначально планировалось, что «Матрица» Вачовски останется трилогией. Однако в 2019 году Лана объявила о возвращении к проекту в качестве единственного режиссера вместе со сценаристами Дэвидом Митчеллом и Александром Хемоном.

В свое время «Матрица» 1999 года переучредила формат научной фантастики для Голливуда. Претенциозная смесь из киберпанка, буддизма и платоновского мифа появилась очень вовремя и в нужной точке общественных запросов. Оказывается, блокбастер может быть одновременно и умным, и красивым — как видеоклип. Эффект «bullet time» и другие замедленные боевые сцены «Матрицы» навсегда изменили привычный взгляд на боевики, а персонажи и образы фильма стали неотъемлемой частью поп-культуры, которую для верности дополнительно унавозили сиквелами, «Матрицей: Перезагрузка» и «Матрицей: Революция». 

18 лет — достаточный срок, чтобы соскучиться по клише заката 90-х. И вот, умершие в «Революции» главные герои воскресают в сольной песне Ланы Вачовски. 

Нео (Киану Ривз) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс) повторно помещены в Матрицу, обманутые и позабывшие все. Томас Андерсон в настоящем — известный гейм-дизайнер, выпустивший игры про матрицу, слишком напоминающие события первых трех фильмов Вачовски. Тринити — добропорядочная мать семейства Тиффани, а Морфеус… Ох, не поверите.

Может быть, всему виной образ жизни героя Ривза? Бытие всемирно известного разработчика компьютерных видеоигр отягощено экзистенциальной тоской. Реальность в его сознании смешана со странными видениями, поэтому Томас посещает психоаналитика (Нил Патрик Харрис). Зритель в соседнем кресле зевает, нервно ерзает в кресле, затем спрашивает, который час.

Сложно сказать, с какого момента новой «Матрицы» вас начинает одолевать чувство неловкости и отчаянной тоски. Наверное, с навязчивых флэшбэков базового фильма 1999-го года, увеличивающих хронометраж ленты года 2021-го. Это очень невыгодная диспозиция даже для такого моложавого типа, как Киану Ривз. На передний план выступают борозды морщин, да и в целом унылое амплуа Мороза Иваныча Джона Уика. Мол, не очень-то и хотелось сниматься, но Rolex группе каскадеров, сами понимаете, покупать на что-то нужно.

А потом в модной кофейне (а где же еще?) появляется Тринити в образе Тиффани. Вроде бы встреча бывших, хотя и позабывших о прошлом влюбленных, но до чего же постно. Вы уже догадываетесь, что love story — заглавная тема четвертой «Матрицы»?

Поначалу кажется, что яркая цветовая палитра и свежие лица (Джессика Хенвик, Джонатан Грофф ) как-то вытянут этот буксующий тут и там проект. Но в кадре появляется обновленный Морфеус  (Яхья Абдул-Матин II) — в перьях, стразах, так нарочито соблазняющий Нео красной пилюлей… И вот уже на часы поглядываешь ты сама.

Что мы имеем в итоге? Второсортный экшен, вновь нарезку кадров из старой «Матрицы», усугубляющую эффект «было» и «стало». С десяток шуток в стиле «Он постарел, хотя дедок все еще в форме», «Что-то подсдал, совсем не такой, как раньше». Шутейки, как та красная пилюля, призваны подсластить сюжет с помятыми героями, невнятной реальностью-бинарностью, совсем не убедительной лирикой и вялой ностальгией. Может быть, это перекличка с параллельным зомбилендом «Секс в большом городе» 2021 года?

По ходу действия один из персонажей говорит: «Картины, фильмы, книги — раньше все было лучше». «О, да!» — выдыхает усталый зритель.

Нет, все можно понять. Выступая на Берлинском международном литературном фестивале, Лана, потерявшая родителей, призналась: «У меня больше нет мамы и папы, но внезапно появились Нео и Тринити, вероятно, два самых важных персонажа в моей жизни». Но можно ли вот так взять и принять четвертую «Матрицу», вспоминая 148 минут в зале вместе с  мучительной дихотомией — бросить все и уйти с сеанса прямо сейчас или остаться и досмотреть до конца?

В финале, да-да, в тот самый момент, когда Нео с Тринити, крепко взявшись за руки и взмахнув на прощание блестящими черными плащами, встречают рассвет на крыше небоскреба, невольно возникает вопрос: а как вообще следует реализовывать похождения героев мира виртуального или даже реального 20 лет спустя?

Возможно, если пофантазировать, история тех же Кэрри, Миранды и Шарлотты заиграла бы совсем иными красками, снимись они не в угаре леди за 50 «а мы все еще ого-го и эге-гей», а переместись, например, прямиком в лечебницу сорокинского «Доктора Гарина».