В последнее время голливудские студии в трейлерах новинок рассказывают чуть ли не весь сюжет и показывают самые сочные и яркие моменты кинокартины. С одной стороны, трейлер «Стражей Галактики. Часть 2» (Guardians of the Galaxy Vol. 2) был красив и задорен, с другой же — кино оказалось совсем не об этом.
Первая часть «Стражей Галактики», вышедшая в 2014 году, привлекала к себе тем, что была немного сумасшедшей. Руководство The Walt Disney Company в России как-то призналось, что многие менеджеры после того, как узнали, что героями фильма станут говорящий енот и живое дерево, отнеслись к нему с заметным скепсисом и почти подготовили заявления на увольнение. А фильм внезапно стал хитом.
Да, там были персонажи с достаточно шаблонными характерами, но характеры эти были упакованы в интересную форму — внезапно необычного землянина, зеленокожей приемной дочери главного космического тирана, патологически честного и из-за этого хамоватого убийцы, генетически модифицированного и слегка роботизированного енота со склонностью к геноциду и человека-дерева. И эта компания, оказавшись вместе вопреки всему, с шутками и прибаутками спасла мир от завоевания.
Полюбили фильм не только за персонажей, но и за мир — сочный, сумасшедший, нелогичный космос с кучей разных рас и цивилизаций, с инопланетной архитектурой и местами даже диким дизайном космических кораблей. В общем, фильм было приятно смотреть и весело слушать.
С сиквелом история повторилась — та же пятерка главных героев, в общем-то, спасает яркую и цветную вселенную от неизбежного экстерминатуса. Вот только суть в том, что спасение вселенной идет где-то на фоне, а на передний план вышла совсем иная тема.
Семья. Взаимоотношения. Чувства. Доверие, дружба, любовь и прочие вещи, о которых в 21-м веке некоторым стыдно и страшно разговаривать. Если в первом фильме герои совершенно случайно оказались вместе и не церемонились с чувствами коллег, то во втором, наоборот, обижаются, дуются и ругаются всерьез.
Вообще весь фильм на этом построен. Герои разгребают последствия воспитания Йонду, действий Ракеты, недомолвок Гаморы, молчания Мантис, агрессии Небулы, недолюбленности Питера Квилла. Каждый разбирается с тем, что натворил в прошлом, и пытается как-то улучшить свое настоящее.
На глубине сюжета это не сказалось — все же в описании указано «фантастика/приключения/боевик/комедия», и Джеймс Ганн со сценаристами придерживались именно этих жанров, которые сюжетной ценностью не блещут. Но вот эта драматическая изюминка внезапно придала фильму необычности. Например, сценаристы «Форсажа», годами эксплуатирующие тему ценности семьи и дружбы, в последней восьмой части вроде тоже старались намекнуть на связи и узы, но на первый план все равно вышел безудержный и разудалый экшен. В «Стражах Галактики. Часть 2» эта тема, наоборот, органично вписана в космический пейзаж и не кажется пришитой сбоку ногой.
Да, на это вообще не было ни намека в трейлере, и выяснения отношений между совершенно разными комбинациями героев я никак не ожидала. Но мелодраматичность, как я уже сказала, изюминка, которую, возможно, сценаристы и Джеймс Ганн ввели для того, чтобы показать, что даже супергероям из далекого космоса ничто человеческое не чуждо. Что они так же, как и мы, совершают ошибки, думают о них ночами и годами, не могут нормально поговорить друг с другом, держат обиды в себе и нарочно ограждают себя от друзей. И с этой точки зрения фильм становится не просто «фантастикой/приключениями/боевиком/комедией», а еще и очередным напоминанием о неидеальности человеческой натуры. И о том, что неидеальность эта — не аномалия, а вполне стандартное явление. Вот, даже полубоги и киборги ей подвержены, чего уж о нас говорить.
Фактически это фильм о банде головорезов и отщепенцев, которая сплотилась и стала семьей. Достаточно распространенный прием, но далеко не всегда удачный (вспомним тот же «Отряд самоубийц»). Джеймс Ганн сделал правильно: в первом фильме всех перезнакомил, и только во втором уже начал вытаскивать из эмоциональных шкафов героев скелеты и выставлять их на поле боя, улюлюкая и сопровождая битвы чуть ли не галлюциногенными пейзажами.
Картинка хуже не стала — вселенная все такая же разноцветная и разномастная, технологичная и нарушающая законы логики и мироздания, по-хорошему кислотная и сюрреалистичная. Новые персонажи отлично вписались в этот психоделичный мир — и блестящая правительница одной из планет Аиша в исполнении Элизабет Дебики, и социально-неловкая Мантис с телом Пом Клементьефф, и Эго с действительно непомерным эго, сыгранный Куртом Расселом. И даже герой видеокассетных боевиков, который провел на экране от силы минут пять, не выглядел в этой вселенной лишним.
И нет, боевые сцены тоже не подкачали — акробатика, технологичность и идиотизм на том же высоком уровне, что и в первой части. Момент показательной казни на корабле «Опустошителей» и вовсе восхищает цинизмом, жестокостью и артистичностью — такого сочного геноцида в первых «Стражах» не было. Малыш Грут добавляет каждой сцене, в которой он есть, огромную порцию концентрированного умиления, и боевых сцен это тоже касается. Сложно не улыбаться, когда это чудесное существо высотой с ладошку сносит на своем пути тяжеленных, суровых наемников, размахивая своими ручками-веточками и вопя фальцетом.
И с музыкальным наполнением все прекрасно — вторая часть «Awesome Mix vol.2» не уступает первой, многие сюжетные моменты как раз построены вокруг мелодий из плеера Звездного Лорда. Песни цитируют, под них пританцовывают и убивают, под них страдают и радуются — плейлист Питера Квилла можно назвать полноценным героем фильма. Что будет в третьей части — загадывать боюсь: вместимость плеера Питера под конец заметно увеличилась.
А шутки, эти шутки с отсылками к социально-культурным феноменам конца двадцатого века! О них не забыли. Их число приумножили, добавили горстку более простого и животного юмора, разрешили Драксу побольше и подольше заразительно смеяться, вставили много моментов с малышом Грутом. В общем, поулыбаться придется.
И в итоге «Стражи Галактики. Часть 2» — это не сумасшедший космический боевик, каким была первая часть. Это сумасшедший космический боевик с щепоткой мелодрамы, которая окружена зрелищными экшен-сценами, яркими взрывами, нереальными пейзажами, забавными шутками и отсылками к другим вселенным Marvel. И фильму это, черт возьми, жутко идет.