Внешний вид и характеристики головки Van den Hul The DDT-II весьма похожи на The MC 10 Special, которую я тестировал три года назад. Однако в каталоге Van den Hul разобраться непросто, и минимальные отличия несут куда больше изменений, чем можно предположить. Еще эта головка — самая младшая в каталоге, а ведь производитель делает головки ценой и в миллион рублей. Они, конечно, мало кому доступны, а вот этот вариант (пусть и не самый дешевый на рынке), можно сказать, рассчитан на рядового любителя винила.
Головка The DDT-II Special по своему конструктиву несколько похожа на те модели, с которых Альт Йонк ван ден Хул начинал свое производство в далеком 1980 году. Но структура каталога и преемственность моделей у этого производителя достаточно сложна: пожалуй, не стоит и пытаться точно выяснить, что из чего вытекает и что чему наследует.
К тому же, спектр различий в конструкции и материалах у Van den Hul куда больше, чем в среднем по многим другим производителям. Поэтому остановимся на том, что в природе существует такая модель: попробуем ее проанализировать, а потом послушать.
Нюансы конструкции
Для начала, конечно же, логично попробовать хотя бы формально сравнить ее со следующей моделью The MC 10 Special. Внешне головки очень похожи: одинаковые алюминиевые корпуса, закрытая конструкция (у большинства же старших моделей корпуса, как такового, вообще нет), схожие вес и параметры. И та, и другая — МС-типа (напомню, что ММ-головок у Van den Hul нет в принципе).
Название DDT расшифровывается как Detail Depth Treble («глубокая детализация верхних частот», — пер. с англ.). Не будем на этом зацикливаться, хотя стоит упомянуть, что головок этого производителя с малым количеством чего-либо, связанного с верхними частотами я не знаю.
Различия младшей и следующей моделей можно найти в уровне выхода, но совсем незначительные: 0,75 мВ у DDT-II Special и 0,65 у MC 10 Special, — и в чуть-чуть большем разбалансе каналов (на 0,1 дБ) у младшей модели. Я не нашел для DDT-II Special спецификаций по материалу, которым намотаны катушки, а для MC 10 Special указывается монокристаллическое серебро. Пожалуй, можно аккуратно предположить, что у модели помладше катушки намотаны медью.
В остальном же характеристики весьма и весьма схожи: боровый иглодержатель, одинаковая заточка иглы типа VDH — I 3 x 85 мкм, одинаковая податливость и прижимная сила. Правда, есть разница в цене около 20 000 рублей — наша подопытная головка дешевле. В остальном же придется полагаться на прослушивание и общее поведение, чтобы понять, что к чему. В конструкциях головок иногда самые незначительные изменения дают очень слышимый и заметный результат.
Кроме того, отслушав головку в разных условиях нужно будет попробовать ответить еще на один вопрос: как в сочетании с ней поведет себя фонокабель Van den Hul The Thames? Я специально попросил прибавить его к этому тесту. По отдельности мне неоднократно встречались и разные кабели производителя — в том числе фонокабели — и разные головки, но попробовать все вместе не получалось. А интересно именно совместное поведение: не окажется ли в звуке слишком много каких-то свойств, или наоборот, получится ли некоторое взаимодополнение?
Для изучения свойств и поведения головки использовались несколько вертушек и тонармов. И один хороший проверенный фонокорректор, к которому подключались другие тонармы и головки для сопоставления. Имея на руках четыре тонарма, из которых два одинаковые, а три одновременно можно подключить к одному корректору, а также некоторый набор головок для перестановки, можно в должной мере разобраться, что как работает и звучит.
Тонкости настройки
Комплектация у головки типичная для производителя — сама головка, два крепежных винта (крепление корпуса сквозное, без гаек, и двух винтов должно хватить на все случаи), защитный колпачок и маленький жидкостный уровень. Правда, ключа-шестигранника для винтов в комплекте как не было, так и нет. И все это упаковано в небольшую деревянную коробочку с техническими характеристиками, написанными от руки на внутренней стороне крышки. Узнаваемый почерк, видимо принадлежащий самому Альту Йонку ван ден Хулу, который, несмотря на преклонный возраст, сам собирает свои головки, делая большинство требуемых манипуляций вручную — понемногу каждый день.
По настройкам головка сложной не показалась, на тонармах с эффективной массой от 12 до 18 грамм (производитель же рекомендует 8–14) резонансная частота оказывалась не просто в рамках допустимого диапазона, а ближе к его середине. Оптимальный прижим получился на отметке 1,45 грамма, антискейтинг, рекомендованный производителем в диапазоне 0,2–0,4 грамма в зависимости от конструкции тонарма, либо почти укладывался в рекомендуемое значение (получалось 0,5 грамма), либо, как в некоторых сочетаниях при настройке по тестовым дискам, требовал 1 грамм компенсации.
В целом, головка критична к параметрам и точности настройки. Разницу в 0,1 грамма прижимной силы слышно отчетливо, а ошибок по установке положения головки и высоты лучше не допускать. Но с высотой все не настолько серьезно, как иногда бывает — все же нет однозначной необходимости перестраиваться под разную толщину пластинок.
Кроме того, не лишним было бы в каждом конкретном случае попробовать разные варианты настройки. В зависимости от тонарма, у меня где-то больше подошла настройка по Baerwald, а где-то — по Loefgren B. В любом случае, всегда лучше уделить этому время и отстроиться максимально тщательно. В процессе приработки головки никаких сильных перепадов не заметно, первые несколько часов звук «не очень», а дальше уже можно спокойно слушать: изменения будут, но не того уровня, который помешал бы прослушиванию в обычном виде.
Следующий абзац я просто копирую из теста Van den Hul The MC 10 Special, потому как ни одного слова тут не прибавить и не убавить — наша подопытная головка в точности повторяет свойства старшей модели.
«Дефекты слышны и заметны более отчетливо, чем обычно, но при этом даже с запиленных пластинок звук очень хорошо «вытаскивается» — причем без тусклости. И если чуть-чуть привыкнуть, возникает интересное ощущение, что звук идет отдельно, а щелчки и потрескивания — пусть они и никуда не пропадают — как будто отходят на другой план. Не дефекты гасятся, а звук их будто бы перекрывает. Но в любом случае, используя такую головку, за пластинками лучше ухаживать по всем правилам».
Особая мягкость
А вот по звуку я точно скажу, что DDT-II Special и MC 10 Special отличаются больше ожидаемого. Первое, что заметно — звук мягче. Но он не мутный. Мягкость сочетается с хорошей динамикой и детальностью. А фактурность и текстура звука на уровне, но это всегда было заметной чертой головок этого производителя.
Кроме того, отчетливо присутствует некое будто цветовое насыщение звука — он подчеркнуто яркий (но не острый) и разнообразный. Однако вот это ощущение дополненной реальности у нашей испытуемой головки выражено менее явно, чем у старших моделей. Это можно оценить в равной степени и в плюс, и в минус — в зависимости от собственных предпочтений и системы. Мне, пожалуй, такой вариант в чем-то ближе. Хотя все это нюансы, и даже при наличии небольшого опыта прослушивания головок Van den Hul фирменный почерк хорошо узнаваем.
Баса по количеству достаточно много, но он тоже слегка смягченный, как и весь остальной звук. Объем есть, но не запредельный и хорошо проработанный. Может быть на ряде записей не помешало бы чуть-чуть больше хлесткости. Хотя это проявление не на уровне недостатков, а на уровне стилистических предпочтений. И что важно — смягченность есть, а вот ощущения недостаточного контроля нет.
Серединка вполне прозрачная, но менее приподнятая, чем я ожидал. Здесь много информации, но еще больше эмоций. Играть эмоционально у головки получается отлично — но не до уровня крикливости или навязчивости. Так что скучно точно не будет, особенно если попробовать провести параллели не внутри модельного ряда, а с продукцией некоторых других производителей. Ведь скучно играющих головок на рынке хватает — здесь же присутствует именно хорошее вовлечение в музыку.
Верхние частоты действительно очень неплохо проработаны, воздушны и разнообразны. Впрочем, я уже говорил, что не знаю у Van den Hul головок, у которых были бы проблемы с недостаточным количеством верхов. Здесь есть и количество, и вполне приличное качество. Правда, в действительно яркой системе, возможно, по верхам получится некоторый перебор.
Ритм получается вполне устойчивым, но не рубящим — маршевого звука не наблюдается. А вот внимание к деталям и нюансам и вовсе лучше ожидаемого. Все-таки самая младшая модель (пусть и не совсем бюджетная), однако упрощенчеством эта головка совершенно не страдает. Несомненно, старшие модели и динамичнее, и детальнее, но здесь есть хороший базовый уровень, который сам по себе совершенно не хуже среднего по рынку для этого сегмента, а может быть даже и лучше.
Сцена и пространство оказались сильными сторонами. Очень приличное заполнение, глубина, наполненность. Воздух есть, подвижность и пластичность присутствуют. Образы прорисовываются не остро, но достаточно точно и взаимопропорционально. Может быть точнее и отчетливее, но и сам по себе уровень не плох, и общая картина в целом многим может показаться привлекательной.
Мелкого пустоватого звука здесь нет совершенно. На сложной музыке — например, на симфонической — есть к чему придраться и по детальности, и по динамике, и по сцене, но стоит лишь немного упростить музыкальный материал — практически все приходит в норму. То есть эффекта, когда больше четырех инструментов головка нормально не играет, здесь точно нет.
Как ключ к замку
Дальше при прослушивании решил добавить «родной» кабель Van den Hul The Thames — от тонарма до корректора. Кабель этот сделан для применения именно как фоно, два коаксиальных проводника дополнены заземляющей жилой. С пользовательской точки зрения кабель не толстый, достаточно гибкий, не сложный в подключении. Разделан он при помощи пайки позолоченными RCA-разъемами.
Подключаем, сравниваем. Звук чуть попроще, чем был до того, но и сравнивать The Thames с кабелем, который изначально соединял тонарм и корректор совсем не логично — разные весовые категории. А при замене получилось разве что немного попроще — не так прозрачно и чуть более сглажено. При том, что 501-й фоно-кабель Van den Hul, который также был под рукой, очень быстро захотелось снять и убрать подальше — он явно резчил и давал ощущение синтетики.
Дальше еще интереснее: с головкой другого производителя на таком же тонарме The Thames мне понравился меньше — звук получился не очень гармоничным, слишком светлым и резковатым, хотя и подчеркнуто детальным. А с родной головкой все как-то сложилось и подошло — как ключ к замку, без перекосов. Вот так и выглядит тщательный подбор сочетаний на практике... А сочетаемость и стилистическая преемственность у Van den Hul между конкретной головкой и кабелем была заметна совершенно однозначно. Впрочем, не буду поручаться за идеальную сочетаемость без дополнительных тестов.
Выводы
Головка с отчетливыми фирменными чертами, но мне она показалась чуть более сдержанной и аккуратной. Металл или симфоническую музыку я в данном случае рекомендовать бы не стал, хотя однозначных противопоказаний все-таки скорее нет. А вот подача джаза, блюза, фолка, не очень тяжелого рока, вокала очень многим может прийтись по вкусу. Звук живой, не скучный — и это вполне применимые на практике качества. Да и в целом младшая модель мне показалась не младшей по сути, к тому же с совершенно преемственным и узнаваемым фирменным характером.
Van den Hul The DDT-II Special — 120 550 руб; Van den Hul The Thames 1 м — 12 200 руб.
Van den Hul The DDT-II Special
Тип головки: МС
Тип иглы: VDH - I
Радиус заточки иглы: 3 x 85 мкм
Иглодержатель: боровый
Материал катушек: н/д
Частотный диапазон: 5–50 000 Гц
Статическая податливость: 28 мкм/мН
Надежность следования иглы в канавке: 70–80 мкм
Выходное напряжение: 0,75 мВ
Разбаланс каналов: <0,75 дБ
Разделение каналов (1 кГц/10 кГц): >35/30 дБ
Сопротивление нагрузки: 200–47 000 Ом
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 200–600 Ом
Внутреннее сопротивление: 9 Ом +/- 10>#/p###
Рекомендуемая эффективная масса тонарма: 8–14 г
Прижимная сила: 1,35–1,5 г
Рекомендованное значение антискейтинга: 0,2–0,4 г
Вес головки: 8.2 г
Van den Hul The Thames
Конструкция: коаксиальная
Проводники: посеребренная OFC медь со слоем линейно-структурированного карбона
Диэлектрик: полиэтилен
Внешняя оболочка: Hullflex
Разъемы: RCA + заземление
Длина: 1, 1,2 и 1,5 м