В осеннем обзоре почти все — главные. Главный джазовый певец — Грегори Портер, и его долгожданный новый альбом с оригинальным материалом. Главный ветеран блюз-рока — Уолтер Траут.
Последнее — конечно, не бесспорное утверждение, но и не безосновательное. Фокус в том, что уже не юный Траут записал альбом, который «зайдет» почти любой аудитории. Главный молодой джазовый гений, нарушающий все границы — Тигран Амасьян. Ну и на закуску — известный в авангардных кругах скрипач-импровизатор и его необыкновенные сочинения.
Gregory Porter «All Rise»
Не увлекаюсь вокалистами, но тут никуда не денешься: новый альбом певца/поэта Грегори Портера — явно джазовый диск сезона. А то и не только джазовый. Соскучился народ по толковым взрослым песням. Еще и с вокалом такого виртуоза. И с такими стихами.
Портер прямо-таки коллега-журналист: реагирует на все новости и тренды мира (см. название альбома — «Всем встать», в смысле — действовать). И сам об этом говорит: дескать, «триггером» для написания песни может стать что угодно, любое важное событие. В наши-то непростые времена. Такой вот философ.
И при этом это никоим образом не социальная или политическая агитка. Роскошная музыка. Крунерская крутизна, вот что это такое!
Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Apple Music
Walter Trout «Ordinary Madness»
В лучшем мире этот альбом раскупался бы тысячами экземпляров и скачивался бы бесконечно. Сам 69-летний гитарист, певец, автор песен и зверь-импровизатор Уолтер Траут — из блюз-роковой элиты Америки.
Играл с Джоном Ли Хукером, Джоном Мейоллом (а это как диплом о высшем блюзовом образовании), в группе Canned Heat. Короче говоря, суперское резюме. Пережил колоссальные проблемы со здоровьем из-за алкоголя и наркотиков, но вернулся из инвалидов — записывается и интенсивно ездит в туры.
Очередной альбом крепкого блюз-рока. Как всегда у Траута, тот да не тот, так сказать. Конечно, традиция — но высказывание свое, глубинное. Не шаблоны, но блюз как форма высказывания — только в этом, пожалуй, традиционность этих крепких душевных песен. Проникновенный голос пожившего мудрого мужика. Исповедальность.
Причем песни довольно разнообразны по стилистике. Есть даже вкрапления того взрослого гитарного поп-рока 80-х, который у нас иногда сгоряча называли AOR. Но как ни обрисовывай эти стили, главное — что такого качества песен и искреннего исполнения сейчас просто мало.
Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Apple Music
Jason Kao Hwang «Human Rites Trio»
Джазовый авангард видел все. Но вот трио скрипка плюс ритм-секция даже здесь редкость. Полистиличный американский скрипач/альтист Джейсон Као Ванг (обладатель внушительного резюме, работал с выдающимися авангардистами-новаторами, в том числе с нашим Владимиром Тарасовым) и его соратники барабанщик Эндрю Друри и контрабасист Кен Филиано.
Минимализм? Нет, богатое звучание. Шумы — да, но они тут как смысловые обертона, а главное — изломанные красивые мелодии. И голос скрипки и альта — совсем как человеческий. Контрабас артикулирует четко и внятно. Ударные рассеивают прихотливые ритмы.
Личная фантазия: Шостакович сочинял бы такое, если б обслушался авант-джазовых скрипачей. Конечно, чисто субъективное ощущение, но вызвано оно тем, что эта запись попалась мне в прослушке после Струнного квартета Фа-мажор Шостаковича — и, знаете, никакого когнитивного диссонанса, даже наоборот. Попробуйте именно в таком сочетании, хуже не будет, а если будет — промойте мне косточки в комментариях!
Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Apple Music
Tigran Hamasyan «The Call Within»
Наконец, альбом, который действительно долго ждали. Пианист Тигран Амасьян (см. интервью с ним) настолько ярко заявил о себе, что любой его опус вызвал бы интерес. И этот, конечно, любопытен — и не в последнюю очередь тем, как именно он сделан.
В любой рецензии никуда не деться от личной оценки и некоторой вкусовщины, и если этот альбом описывать непредвзято, то можно сказать что-то вроде: нагромождение всех стилей, а сквозь навороченную стену звука пробивается виртуозное фортепиано. Хорошо это или нет — дело вкуса. В любом случае, новый альбом Тиграна Амасьяна — тур де форс, опус магнум. Короче говоря — серьезная работа.
Молодой пианист так обласкан, что должен был выдать нечто совсем сногсшибательное. Объективно — выдал. Спозиционировал себя в качестве пост- или анти-джазмена. Собственно, джаза как такового тут и нет. Есть роковые ритмы, драйв, минимализм, этнические мотивы. Эти самые этнические мотивы — тоже какие-то условные, но если б Амасьян просто включил бы дудук — это было бы уже пошло. Понятно, если армянин — то с дудуком.
Таких лобовых ходов тут нет, лобового вообще ничего нет. Есть красивые хоры. И Тосин Абаси из прог-метал-трио Animals as Leaders. И востребованный в фьюжн- и прог-стилях виолончелист Артем Манукян. Такой вот джаз нано-технологий.
Spotify, Яндекс.Музыка, Deezer, Apple Music